Паранойя под названием «свиной грипп»

Читати цю новину російською мовою
Паранойя под названием «свиной грипп»
Неожиданно высокопатогенный вирус обнаружен у воспитанников школы-интерната № 1, никто из которых не только не ездил за границу, но даже не покидал Кирова, да и с иностранцами также не общался.

Свиной грипп, выявленный в Кирове, развенчал российский миф, что это зло непременно должно прийти в нашу страну извне. Неожиданно высокопатогенный вирус обнаружен у воспитанников школы-интерната № 1, никто из которых не только не ездил за границу, но даже не покидал Кирова, да и с иностранцами также не общался. За рубежом, правда, побывали двое сотрудников этого учебного заведения, но у них-то вирус A/H1N1 как раз подтвержден не был. Тем более, вернулись они еще летом и после этого находились в отпуске.

Зато, по данным Роспотребнадзора по Кировской области, этот возбудитель найден у 23 учеников интерната от 7 до 15 лет. Сначала – у девочки, которая пожаловалась на боли в горле. А после того как были обследованы все воспитанники, обнаружен практически у каждого шестого из детей. Причем совершенно непонятно, как они могли заразиться. Для Кирова это первый эпизод свиного гриппа.

Нечто подобное случилось несколькими днями раньше в маленьком поселке Яр-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Там вирус A/H1N1 также выявлен у двух воспитанников местной школы-интерната. Он был подтвержден в рамках профилактической, по сути, проверки на сезонную заболеваемость гриппом. Примечательно, что в течение трех недель до этого инцидента, по данным местного управления Роспотребнадзора, никто из жителей Яр-Сале поселка не покидал. Летом, правда, местные ездили отдыхать в разные страны, но с тех пор все сроки инкубационного периода вируса давно ведь прошли.

Таким образом, свиной грипп перестал быть заразой, которая способна прийти к нам непременно из-за рубежа. Столь традиционный для российского сознания миф о внешней угрозе и на этот раз оказался несостоятельным.

Самым ярким носителем этого мифа был главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Еще летом он направил руководителям всех регионов письма с рекомендацией не допускать зарубежные поездки школьников в связи с угрозой заражения высокопатогенным вирусом. Письма разошлись по местным департаментам и отделам образования, и там их, конечно, восприняли как категорические наставления. Вслед за этим в школах по инициативе Роспотребнадзора был установлен десятидневный карантин для детей, побывавших за границей. И вот уже родители принялись отменять зарубежные поездки своих детей в предстоящие осенние каникулы.

Особую пикантность теме придавали, конечно, эмоциональные комментарии самого главы Роспотребнадзора. Онищенко предлагал даже закрыть сообщение со странами, где наблюдаются вспышки высокопатогенного гриппа. А его знаменитая фраза о том, что отдых наших соотечественников носит «расслабленный, полураздетый, абсолютно безответственный характер», по праву вошла в анналы лучших произведений чиновничьего разговорного жанра. (Наши туристы за рубежом «спешат водрузить свое неспортивное тело в трусы, которые называются шорты, надеть некое подобие обуви, посещать злачные места с употреблением разного содержания спиртных напитков», произнес главный санитарный врач страны.)

Иностранное происхождение свиного гриппа придавало нам патриотическую устойчивость. Было удобно думать, что вирус – это всего лишь некое заморское зло, этакий профессор Воланд с его сеансами черной магии, от которого можно защититься, если будем хорошими мальчиками и девочками и станем правильно себя вести. Ведь кажется, что, раз угроза извне, от нее всегда можно предохраниться. Пусть это и была иллюзия, очередная наша фантазия о всемогуществе и тотальном контроле, но воспринимать вирус как иностранную угрозу было проще. И вдруг теперь A/H1N1 явил себя как нечто непредсказуемое (непонятно как возникающее) и, что самое страшное – нам самим присущее.

Вообще видеть причины своих страданий вне самих себя – это свойство параноидного сознания. Человек с таким восприятием мира настолько сильно защищается от страха и стыда, что этот стыд и страх остается для него недостижимым. Он не готов встретиться с внутренним злом, вот и проецирует все угрозы вовне. Он никогда не чувствует себя безопасно и поэтому тратит силы, отслеживая возможные угрозы со стороны окружения. С одной стороны, он унижен и беззащитен, с другой – грандиозен и всемогущ, и в результате тонет между. Он одержим страстью контроля и терпит фиаско, если мир оказывается ему неподвластен. Люди с параноидальным складом, как правило, вырастают в семьях, где взрослые подозрительны к миру и безжалостны к близким, где наказание зависит от родительских капризов. Неудивительно, что массовая паранойя обычно формируется в рамках тоталитарных культур. Вот мы и тащим пока еще за собой этот диагноз из прошлого. Вот и попадаем то и дело в сказки о чужой угрозе.

Ну, а санитарные ведомства в тоталитарных условиях всегда играли особую роль. Потому что микробы – как раз опасность извне, понятная даже детям. «Мойте руки перед едой» был одним из самых распространенных советских лозунгов с потаенным смыслом. А СЭС звучало почти как СОС – ведомство, осененное чувством особой миссии и действующее в обстановке строгой секретности. Это было совсем недавно. Неудивительно, что главный санитарный врач страны и сегодня остается столь масштабной фигурой. И при необходимости – еще и удачно политически востребованной.

  • 52
  • 17.10.2009 15:43

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода