Российский антиамериканизм или Поклонись, Америка!

Читати цю новину російською мовою
Российский антиамериканизм или Поклонись, Америка!
Ксенофобия существует и существовала во всех обществах на протяжении многих тысячелетий. Она берет начало в социобиологической природе человеческой психики, в которой люди разделяются на «своих» и «чужих».

Агрессивная ненависть к иностранному, однако, с открытой декларацией неприязни, дискриминацией и физическим преследованием «чужих» является просто социальным явлением. Она почти всегда является продуктом политики, сформированной правящей элитой с целью приобретения и сохранения политической власти и экономической мощи.

Антиамериканизм в современной России — прекрасная тому иллюстрация.

В России широко распространено мнение, так же как и в остальной части мира, что стебли антиамериканизма происходят из укоренившихся чувств граждан среднего возраста.

Представление об антиамериканизме, исходящем снизу, запечатлено в сознании масс соответствующими взглядами многих российских политологов, социологов, журналистов и политических деятелей, которые распространяют мнение, что большинство русских имеют неприязнь к демократии. Некоторые рассматривают это как следствие тысячи лет российского авторитаризма; другие приписывают это наследие советскому коммунизму.

На мой взгляд обе школы мысли нарочно преувеличивают воздействие авторитарной традиции на российских людей. Несмотря на то, что традиции могут поддерживать характер общества, я полагаю, что важная роль в формировании российского общественного мнения принадлежит текущему режиму.

Доступные данные не подтверждают “интуитивную ненависть к Америке” в том виде, который изображается многими журналистами и политическими деятелями России.

Антиамериканизм в России насаждается сверху. Именно элита, с ее способностью управлять СМИ, образованием и литературой, имеет возможность разжигать или глушить ненависть к иностранному.

Без сомнения, у русских присутствуют ксенофобные тенденции, развитые столетиями царизма и Русской православной церковью. В первом десятилетии после Октябрьской революции новая элита избрала этническую терпимость своей стратегией, и, в общем, в этом преуспели. В 1920-ых и начале 1930-ых Сталин призвал русских сочетать «российский революционный порыв с американским деловым подходом.»

Однако в начале 1930-ых Сталин заменил этническую терпимость — которую большевики называли «интернационализмом» — идеологией российского шовинизма и антисемитизма.

Этот новый поворот в этнической политике Кремля был снова поддержан массами. Будучи студентом Киевского университета в конце 1940-ых я наблюдал с большой печалью как чума антисемитизма распространяется всюду в обществе. Мои друзья, и русские, и евреи, твердо верившие в «интернационализм» Ленина как непоколебимую революционную догму, были крайне удивлены и напуганы.

После Второй мировой войны Соединенные Штаты стали главной целью советской пропаганды, и это продолжалось до конца советской власти. В 1960-ых и 1970-ых, пишет российский социолог Борис Грушин, у среднего советского гражданина было очень отрицательное отношение к Америке.

С перестройкой Михаила Горбачева этническая политика Кремля вновь обратилась к этнической терпимости. Перемена была замечательная — изображение Америки в российском общественном мнении изменилось радикально к лучшему.

Когда я возвратился в Россию американским ученым в конце 1980-ых — начале 1990-ых, я видел — на сей раз с радостью — как исчезали антиамериканизм и антисемитизм.

Теперь, при Владимире Путине, ненависть к иностранному вновь стала ведущим элементом официальной идеологии. Это выражается в открытом антиамериканизме членов правительства, большинством представителей в парламенте, журналистами, политологами, писателями и деятелями культуры, лояльными режиму.

Враждебность к Соединенным Штатам разжигается лидерами России прежде всего для внутреннего потребления — чтобы создать и укрепить изображение России как осажденной крепости, в которой Путин является спасителем страны.

Культивирование ненависти русских к Украине, Грузии, Польше и балтийским республикам является частью той же самой стратегии, в которой идеология явно превалирует над фактической геополитикой.

Корни антиамериканизма в России не очень глубоки. Большинство обычных русских довольно восприимчивы к американцам, их образу жизни, их политической и экономической системе. Эти положительные чувства проявились бы достаточно быстро, если бы Кремль изменил свою политику по отношению к Соединенным Штатам.

 

«The New-York Times»

 

Источник: Власти.нет

  • 60
  • 18.10.2009 11:03

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода