Есть ли во Христе женский пол?

Читати цю новину російською мовою
Есть ли во Христе женский пол?
"Висит перед входом в храм табличка. На ней большими буквами написано: „Женщинам запрещено находиться в храме“, а ниже маленькими буквами: „в брюках, без платка и пр.“ Но, прочитав такое объявление, люди делают вывод, будто "женщинам з

Прошедший в Москве 3-4 декабря I Всероссийский форум православных женщин в первый день работы практически ничем не отличался от «разнополых» православно-общественных мероприятий сходного формата — Всемирного русского народного собора и Рождественских чтений. Обилие женщин не бросалось в глаза: на православных форумах они и так обычно составляют большинство.

Доклад министра здравоохранения Татьяны Голиковой поразил своей теплотой и отсутствием формализма: чиновница желала нашим согражданам любви как в сказках: «чтобы жить долго и счастливо и умереть в один день». А вот простые домохозяйки и многодетные матери будто поменялись с министром ролями — грозно обличали пороки общества, планировали поправки к бюджету и, к сожалению, практически ни слова не сказали о своих реальных повседневных проблемах.

Зато на второй день форума, когда проходили заседания по секциям, православные женщины, наконец-то, перешли от лозунгов к обсуждению реальных дел. Выступая с докладом на секции «Женщина в Церкви», Валерия Ефанова, супруга священника, мать троих детей и известный автор книжных рецензий, предложила устроить при храмах комнаты, в которых матери могли бы кормить и пеленать грудных детей, а также оборудовать церкви пандусами, без которых попасть на богослужение трудно не только мамам с колясками, но и инвалидам. Для колясок матушка предложила оборудовать при храмах охраняемые стоянки, и на ее предложения из зала ответили аплодисментами.

Православная писательница Юлия Вознесенская, известная как автор книг «Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры» и «Паломничество Ланселота», поделилась опытом работы женского православного клуба «Мария», действовавшего в подполье еще в годы коммунистических гонений на Церковь. При поддержке Александра Солженицына его участницам удалось выпустить и распространить шесть номеров самиздатовского журнала, в котором публиковались такие яркие авторы, как, например, философ Татьяна Горичева. Ю.Вознесенская с сожалением отметила, что, «как только мы оказались вне давления, сразу пошли центробежные силы». По ее мнению, женские объединения не будут жизнеспособны, если не поставят перед собой конкретные цели и задачи и не начнут работать над их воплощением.

«Висит перед входом в храм табличка. На ней большими буквами написано: „Женщинам запрещено находиться в храме“, а ниже маленькими буквами: „в брюках, без платка и пр.“ Но, прочитав такое объявление, люди делают вывод, будто „женщинам запрещено находиться в храме“, у них складывается впечатление о Церкви как о месте, где учат женоненавистничеству», — рассказала сотрудник синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Ольга Кирьянова.

По мнению участниц секции, победить ложное представление о том, будто женщину в Церкви унижают, можно будет в том случае, если сами православные проведут ревизию своих книжных лавок, и оттуда будут убраны коммерчески выгодные «бабьи басни», а их место займут серьезные богословские труды о предназначении каждого пола. Например, убитый недавно священник Даниил Сысоев, кандидат богословия, написал статью, в которой опровергал суеверные мнения о том, будто женщине вообще нельзя входить в православный храм в период «месячного очищения». Но издатель, заказавший эту рукопись, отказался ее публиковать, потому что не представлял для себя возможным признать, что мужчина и женщина равно несут в себе образ Божий. Он ждал страшных историй о карах, постигших грешниц, дерзнувших «в нечистоте прикоснуться к святыне», а вывод о том, что в период «критических дней» всего лишь не рекомендуется участвовать в таинствах, его не устроил.

От форума также осталось впечатление, что женщины — это огромная, могучая стихийная сила, вот только как ее использовать в мирных целях, никто, увы, не знает. Вспомнилось, как в начале 2000-х годов проходили молитвенные стояния и распространялись листовки против ИНН и новых паспортов, делалось все это процентов на 90 руками женскими. Идет по улице матушка с сумкой-тележкой листовок, в своей непреклонности и суровости напоминающая танк, и бегут от нее во все стороны волны возмущения. Позже те же матушки с теми же тележками и переносными иконами митинговали в поддержку ныне лишенного сана Чукотского епископа Диомида, сегодня все те же знакомые лица выступают против ювенальной юстиции.

Даже не знаю, как к этому относиться. С одной стороны, ювенальная юстиция представляет собой серьезную проблему, которую четко обозначили в своих выступлениях известные протоиереи Всеволод Чаплин и Димитрий Смирнов. С другой стороны, в информационную войну против «ЮЮ» вступило стихийное, громкое, непредсказуемо-эмоциональное женское войско, от которого никто не знает, чего ожидать. Не исключено, что завтра законодательная власть от них просто отмахнется, назвав «кликушами», а вместе с ними — и от всей проблемы.

Мне довелось наблюдать в кулуарах форума, как путем цепной реакции на борьбу против ювенальной юстиции мобилизуются «новобранки». Сначала откуда ни возьмись появляется матушка и читает краткую лекцию о том, будто скоро у любой, особенно православной, семьи, детей смогут отобрать по закону. Вокруг собираются слушательницы, охают, ужасаются, а через пять минут уже проповедуют то же самое в другом уголке. К сожалению, внятно ответить на вопрос, что же такое ювенальная юстиция и почему это плохо, ни одна из них так и не смогла.

Не оставляйте женщин одних. Это чревато последствиями.

Ольга ГУМАНОВА,
обозреватель «Интерфакс-Религия»

  • 42
  • 07.12.2009 08:57

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода