«Никогда не кричал и любил свои сковородки». Друг о Сахарове

Читати цю новину російською мовою
«Никогда не кричал и любил свои сковородки». Друг о Сахарове
В 80-х годах, когда к общественной деятельности Сахарова было приковано мировое внимание, милицейский пост в доме работал круглосуточно. В двух комнатах всегда было многолюдно: семья из семи человек и постоянные гости. После того как Сах

Накануне 20-летия со дня смерти Андрея Сахарова его друг Леонид Литинский провел для РИА Новости экскурсию по квартире академика на Земляном Валу в Москве. По его словам, в доме многое осталось по-прежнему. Жена Сахарова Елена Боннэр здесь редко бывает – она живет за границей.

«Новые выключатели появились, пожалуй, это единственное новшество. При входе в дом была небольшая мезуза. Это еврейский символ, типа нашей подковы», — рассказал РИА Новости Литинский.

Однако сейчас, добавил он, никто не просит предъявить документы при входе. В 80-х годах, когда к общественной деятельности Сахарова было приковано мировое внимание, милицейский пост в доме работал круглосуточно.

В двух комнатах всегда было многолюдно: семья из семи человек и постоянные гости. После того как Сахаров организовал Комитет по защите прав человека, вспоминает Литинский, люди «со своими бедами» шли в этот дом со всей страны, поэтому входную дверь, как правило, даже не закрывали.

«Он написал более 600 правозащитных документов. Я в свое время изучал их. Каждый документ — штучная работа. Сахаров мог бы завести трафарет и просто вписывать фамилию, но в каждом документе он находил новые слова. Это было колоссальное напряжение», — сказал Литинский.

Из личных вещей академика в квартире сохранились письменный стол, знаменитая на весь мир шапка-ушанка, в которой Сахаров вернулся из ссылки, корзины, с которыми академик ходил на рынок, любимые сковородки. Всю еду, вспоминает Литинский, академик подогревал до температуры 42 градуса. Сахаров считал, что только в этом случае пища хорошо усваивается.

«На приеме у британской королевы ожидалось мороженое. Она его в шутку попросила: „Андрюша, только не подогревай его“. А потом увидела, как Сахаров протягивает ложку метрдотелю. Речь шла о том, чтобы все-таки нагреть», — с улыбкой рассказал друг семьи.

На кухне, в «мозговом центре» квартиры, писались важные общественные документы и делались фундаментальные открытия. Наука для АД — так в кругу друзей до сих пор называют академика — была его главной страстью и отдушиной. Даже в ссылке, не имея под рукой необходимой литературы, он не переставал заниматься любимым делом.

«Он взахлеб занимался наукой. Однажды мы сидели здесь, и приходит от АД телеграмма из Горького: „Пришлите мне определение кручения из математической энциклопедии“, — рассказал Литинский.

После возращения академика из Горького, где он семь лет провел в ссылке, Горбачев выделил Сахарову квартиру в этом же доме на Земляном Валу, но этажом ниже. О ее существовании знали только самые близкие друзья. Как вспоминает друг семьи Бэла Коваль, это было единственное место, где Андрей Дмитриевич и его жена Елена Боннэр могли побыть наедине. Сразу после смерти Сахарова Коваль стала одним из инициаторов создания Общественной комиссии по сохранению наследия академика Сахарова.

„Вскоре после смерти Андрея Дмитриевича мы открыли архив документов Сахарова, и сегодня он доступен и журналистам и исследователям. Кроме того, для пропаганды тех ценностей и взглядов, за которые боролся Сахаров, в 1996 году мы открыли музей и общественный центр“, — сказала Коваль.

Музей и общественный центр им. Сахарова — это одна из немногих открытых и независимых общественных площадок в Москве, где гражданские и правозащитные организации могут проводить свои мероприятия, считает директор музея Сергей Лукашевскй. До недавнего времени центр Сахарова был единственным столичным музеем, хранившим память о жертвах политических репрессий.

По словам Лукашевского, в 2011 году к 90-летию академика планируют открыть музей-кабинет в квартире Андрея Сахарова.

Источник: Власти.нет

  • 61
  • 15.12.2009 06:27

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода