Парадокс XXI века: человечество работает все больше, а живет все хуже

Читати цю новину російською мовою
Парадокс XXI века: человечество работает все больше, а живет все хуже
Погоня за устройствами, экономящими труд, сыграла с нами злую шутку. Биологически человек приспособлен только к нескольким часам работы в неделю, мы же надрываемся сутки напролет. Это расшатывает нервную систему и разрушает мозг.

ЧЕМ КОМФОРТНЕЕ, ТЕМ СКАНДАЛЬНЕЕ

Существует миф, что стресс появился только в ХХ веке. На самом деле нервное напряжение существовало всегда. Разве дележ охотничьей добычи нашими далекими предками мог обходиться без бурных эмоций, особенно когда вместо мамонта приходилось делить зайчонка? И вряд ли патриции, принявшие в сенате выгодный для них закон, не волновались, когда трибун накладывал на него вето. Но вот парадокс, возникший только в современном человеческом обществе: чем большим комфортом окружает себя человек, тем больше в его жизни бушует эмоциональных штормов. Более того, стресс грозит стать  одной из основных причин смертности людей в ближайшие 20 лет.  Почему же возник такой парадокс? На этот  вопрос отвечает  кандидат психологических наук Алексей Фалеев.

НАПАДЕНИЕ ИЛИ БЕГСТВО

 — Согласно утверждениям генетиков современный человек как вид возник 150 тысяч лет назад, — объясняет Алексей Валентинович. — Это означает простой факт: человек идеально приспособлен  к тому образу жизни, который существовал 150 тыс. лет назад. А тогда существовали всего две основные опасности — хищники и соседние племена. В результате  человеческий организм выработал единую реакцию на опасность — реакцию «нападение/бегство». Он  моментально мобилизуется для борьбы, приходит в боевое состояние, готовится встретить врага или убежать. 

 — Но эта мобилизация происходит помимо нашего сознания — на подсознательном уровне. А что происходит в организме на уровне физиологии?

 — Запускается целый завод по производству гормонов стресса. Первым делом непроизвольно напрягаются мышцы. Вместе с мускульным напряжением повышается частота сердечных сокращений, учащается дыхание, поднимается артериальное давление. Усиливается потоотделение.

Гормоны стреса расщепляют животный крахмал (гликоген), накопленный в печени и мышцах, в результате чего в крови повышаются уровень сахара (глюкозы) и жиров. Одновременно происходит торможение   деятельности систем организма, которые не нужны на момент стресса, — пищеварительной и иммунной. Такая реакция на стресс была выработана всем ходом эволюции, она помогла нашим предкам выжить в условиях дикой первобытной природы.

ЧЕЛОВЕК В ПРОБКЕ

 — А что происходит в организме сейчас, когда мы уже не охотимся на диких зверей и не прячемся от хищников?

 — Наша естественная реакция на стресс стала не благом, а бедствием. Человек, который попал в автомобильную пробку и начал сердиться, вызывает в своем организме все те же самые древние изменения. Но  при этом не двигается -  не может потратить все эти запасы энергии. В результате давление остается повышенным в течение нескольких часов, а жиры, скопившиеся в крови, откладываются на стенках сосудов — возникает атеросклероз. То же самое происходит и на работе при общении с грозным начальством. Просмотр телевизора, чтение газет, разговоры за столом о работе — также примеры получения важной стрессовой информации при полной неподвижности тела.

 — Чем опасен хронический стресс?

 — Он приводит к истощению и гибели нейронов и умственным нарушениям. Происходит уменьшение на 7 — 15% важнейших структур мозга — гиппокамп, кора лобных долей, миндалевидное тело атрофируются. Хронические стрессы физически уменьшают размер мозга. И результатом является диагноз «клиническая депрессия». Поэтому каждое поколение становится все более и более восприимчивым. Так, в США всего за 100 лет количество больных депрессией выросло в 70 раз.

 — Но почему же наша жизнь — такая вроде бы удобная и правильная — оказалась такой стрессовой?

 — Вывод международной группы ученых, занимающихся проблемой стресса в течение уже двадцати лет, был поистине поразителен. Оказалось, что народы, занимающиеся охотой и собирательством, трудятся примерно по схеме два дня через два: на два дня работы приходится два дня отдыха. Причем в рабочие дни они тратят на добычу пропитания не более 2 — 3 часов. Итого, древний человек, сам добывающий себе пищу, тратил на работу, то есть на снабжение себя пропитанием, примерно 10 часов в неделю!

Именно к такому графику работы человек как вид и адаптирован всей эволюцией. Это существенно меньше, чем тратит современный менеджер или рабочий. Погоня за устройствами, экономящими труд, сыграла с нами злую шутку — общий объем недельного труда людей существенно увеличился.

ДУМАТЬ ВРЕДНО

 — Но согласитесь, что сегодня большинство людей все же заняты умственным трудом. А нашим предкам приходилось часами бегать по лесу…

 — Ничего подобного! Канадские психотерапевты Университета МакМастер, проведя 8-недельный эксперимент на добровольцах, выяснили, что умственный труд намного тяжелее физического. В тестах участники должны были назвать цвет на картинке, подписанный неправильным словом, например, красный цвет обозначался словом «синий». Задача заключалась в том, чтобы не прочитать слово, а назвать сам цвет. После выполнения этих задач, требующих умственного напряжения, участники эксперимента оказались не способны так же активно заниматься спортом, как люди из контрольной группы, которым не пришлось решать задачи.

 — Что еще изменилось за 150 тысяч лет настолько серьезно, что мешает современному человеку жить спокойно и счастливо?

 — Появился очень важный негативный фактор. Так, древний человек жил в племени, которое состояло примерно из 40 — 50 человек. Все эти люди являлись родственниками, и каждый из членов племени знал обо всех абсолютно все. Появление любого незнакомца являлось событием из ряда вон выходящим и крайне опасным. Ведь для древнего человека встреча лицом к лицу с чужаком означала войну не на жизнь, а на смерть. Сейчас ничего не изменилось — мы по-прежнему воспринимаем незнакомцев как источник стресса. Все мы хорошо помним различие этих ощущений: состояние, когда ты один сидишь в комнате, разительно отличается от состояния, когда в комнату заходит кто-то еще. Другого человека, а тем более постороннего, начинаешь чувствовать, что называется, всей кожей.

МИР ПРОГНЕТСЯ ПОД НАС

 — Но что же делать? По городу ходить нам придется, и в рабочем коллективе постоянно будут появляться новички…

 — Нужно вспомнить об одном факте — психика человека, его мозг, не прямо отражают мир. Человек по своему желанию может отражаемый мир изменить, а это приведет к тому, что для стресса просто не окажется почвы, и он не возникнет. Большинство стрессов носят умственный, надуманный характер. Например, человек прочитал, что милиция разогнала «марш несогласных», и завопил: «Как можно жить в такой стране?!» Другой человек, который прочитал эти же строки, подумает: «Так им и надо, идиотам». То есть в каждый момент мы можем решить сами, как нам реагировать на стрессовый фактор: оскорбиться или улыбнуться, разозлиться или расслабиться, нервничать или успокоиться, заметить или пропустить мимо ушей. И важно поймать этот короткий миг и выбрать путь отрицания стресса.

Текст: Светлана Кузина, «Комсомольская правда»

Источник: Власти.нет

  • 64
  • 15.12.2009 09:35

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода