Главный противник России в Черном море интенсивно наращивает свою военно-морскую мощь
Читати цю новину російською мовоюДа нужен ли вообще России флот в Чёрном море в эпоху уже не просто ракет, ядерного оружия, компьютеров и бесконтактной войны? — справедливо может вопросить обыватель. И есть ли у нас в том регионе потенциальные противники?
Вот с противника и начнём. Растущая буквально на глазах боевая мощь турецких ВМС в бассейне Чёрного моря — наглядное подтверждение древней истины: свято место пусто не бывает. Вот и наши моряки вполне конкретно называют Турцию главным военным противником России в этом регионе. Правда, действующие офицеры, как водится, просят имён не называть, не связанные служебными формальностями откровеннее. Год назад капитан 1-го ранга Николай Черкашин, бывший подводник, известный писатель, в разговоре со мной без экивоков сказал: «Турецкий флот становится господствующим в регионе. Это ведёт к дисбалансу и многим нехорошим соблазнам».
И ведь точно так же полагают украинские военные, видя в этом угрозу и для себя! Совсем недавно бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Безкоровайный в интервью газете «Флот Украины», официальному изданию военно-морского ведомства своей страны, рубанул: Турция, хотя и является членом НАТО, «тем не менее рассматривает вхождение альянса и США в Черноморский регион как угрозу собственным геополитическим и региональным амбициям». И, главное, подчеркнул флотоводец, никто пока ещё не отменил «стремления Анкары к «Великому Турану».
Ныне турецкий флот в Чёрном море превосходит российский в два-три раза, по оценкам оптимистическим, а по пессимистическим — и вовсе в четыре! Причём превосходство это и качественное, и количественное.
Факты сухо свидетельствуют: Турция принялась интенсивно наращивать свою военно-морскую мощь, особенно в Черноморском регионе, аккурат после распада СССР. Спрашивается, зачем, если советская угроза исчезла, а флоты России и Украины стремительно деградировали на глазах? Да вот именно потому! Природа не терпит пустоты: если в одном месте убыло, в другом непременно прибыло. И с середины 1990-х годов Турция при содействии Германии пополнила боевой состав своего флота не менее чем 8 новыми подводными лодками (ПЛ), построенными на национальных верфях: 6 ПЛ проекта 209/1200 и 2 проекта 209/1400. В состав флота вошли 2 новых эсминца, 6 фрегатов УРО типа МЕКО 200, 8 ракетных катеров типа Dogan, 6 тральщиков современных проектов. Помимо этого было заказано ещё 6 современных субмарин, 2 фрегата УРО типа Barbaros (модернизированный МЕКО 200), 16 корветов, 3 ракетных и 13 патрульных катеров, тральщик, десантный корабль… На начало нулевых турецкую программу строительства новых кораблей оценивали в 27 млрд долларов.
Ныне корабельный состав ВМС Турции включает не менее 121 корабля основного класса. Правда, данные относительно точного их состава порой сильно разнятся. Так, по одним источникам, подводных лодок 14 (страничка ВМС Турции), по другим — 17, эсминцев 5 (но на странице турецких ВМС сведений о них нет), фрегатов 24 (турецкие данные — 18), 6 корветов (без учёта заказанных), десятки боевых катеров (официальные турецкие данные — 25 ракетных катеров), 24—26 тральщиков (официальные турецкие данные — 17), не менее 46 десантных кораблей. Морская пехота относительно невелика: одна бригада (4 тыс. человек). Численность личного состава турецких ВМС варьируется от 60 до 75 тыс. человек.
Разумеется, это наращивание ударной мощи вовсе не означает, что в обозримом будущем Турция обязательно применит её против нас. Однако ни для кого не секрет, сколь активно Анкара работает в Крыму, удобряя почву для своего закрепления там, экономического и политического. Турецкая экспансия на «кавказском фронте» — факт настолько очевидный, что особых доказательств уже и не требует. Достаточно напомнить, что Азербайджан уже давно превратился если и не в откровенного сателлита Турции, то уж точно в её фактического союзника. Если же анализировать глобальную экономическую стратегию Анкары, то невооружённым глазом можно увидеть пару любопытных тенденций: активное стремление пустить каспийские углеводороды в обход России (то есть через турецкую территорию) и попытка «нежно» блокировать поставки российской нефти в Европу через проливы Босфор и Дарданеллы. Хотя согласно международной Конвенции Монтрё 1936 года (см. «Конвенция Монтрё о статусе проливов» в Wikipedia) торговые суда имеют право свободного прохода через эти проливы в мирное время, но последние 15 лет Турция ужесточает режим проливов. В частности, целенаправленно вводя правила, нацеленные именно на ограничение прохода через Босфор и Дарданеллы танкеров с российской нефтью. Под предлогом защиты экологии в 2000 году Анкара запретила проход через проливы танкеров, длина которых превышает 304 м, а спустя пару лет был введён запрет на проход через Босфор в ночное время танкеров длиной свыше 200 м (а это практически все танкеры, перевозящие сырую нефть). Можно вспомнить и события осени 1997 года, когда Россия пыталась доставить на Кипр официально и вполне законно поставленные туда зенитные ракетные комплексы С-300 (способные поражать цели и над территорией материковой Турции). Тогда Анкара демонстративно учинила тотальный досмотр едва ли не всех торговых судов, вышедших из российских портов, что было вопиющим нарушением морского права. Сами же турки тогда заявили, что плевать они хотели на любое право, потому как национальная безопасность превыше всего. И они правы, поскольку это их «право сильного» подкреплено всей военной мощью, в том числе ВМС.
Это к вопросу, нужен ли России Черноморский флот в XXI веке. Беседуя год назад с вице-адмиралом Рудольфом Голосовым (Герой Советского Союза, начальник штаба Тихоокеанского флота в 1980—1983 годах, затем начальник кафедры оперативного искусства ВМФ Военной академии Генерального штаба ВС СССР), записал такие слова: «Сейчас особо актуальна проблема добычи сырья на шельфе, но чем её прикрыть, если нет флота?» Практически то же самое сказал и Николай Черкашин: «Сегодня морское пространство предмет притязаний и споров, и уже одно это обязывает иметь флот тех, кто хочет сохранить за собой шельф». И затем добавил, прозрачно намекая на черноморскую проблему: «Да и экспорт нефти и газа требует своего прикрытия». Проще говоря, хочешь обеспечить свои экономические интересы в регионе — подкрепи их военный силой, иных вариантов мировая история, увы, пока не знает.
Не будем забывать и главного: именно Черноморский флот — один из важнейших элементов всей оборонительной системы России, прикрывающий не просто южный фланг группировки российских войск — всё южное подбрюшье страны. Вынь это звено, в один голос говорят военные эксперты, посыпется всё. А на том направлении и так уже зияющая дыра: «Брешь — она и есть брешь, — печально сказал мне незадолго до смерти адмирал Эдуард Балтин, бывший командующий Черноморским флотом России. — Хорошую брешь не закроешь… »
Военные моряки, прекрасно осознавая, сколь невелики реальные боевые возможности сегодняшнего ЧФ, всё равно твёрдо уверены, что даже в своём нынешнем виде это сдерживающий фактор. Аргументация проста: пусть этот флот хил, плох, стар и вообще не очень боеспособен, но для сдерживания сойдёт и это, потому что любой потенциальный противник вынужден учитывать и такую боевую единицу. Даже если ЧФ будет просто болтаться у причальной стенки! И при полнейшем превосходстве на море, воздухе и суше «оппонент» должен будет планировать применение против него определённого количества своих сил, средств, ресурсов и боеприпасов — вовсе не безграничных. Как открытым текстом заявил мне один из уважаемых адмиралов, «пусть флот примет на себя хотя бы часть зарядов, которые, не будь его, ушли бы на иные цели». Флот неизбежно отвлечёт на себя часть авиации, ракет, корабельного состава, силы разведки и космической группировки. Уже одно это оправдывает его существование. И вовсе не факт, что удар по флоту, даже супервысокоточный и мощный, окажется действительно таковым, флот — он же тоже с какими-никакими зубами и может огрызаться. Худо-бедно, но это всё же платформы с вооружением, способные при умелом руководстве нанести противнику основательный урон. Качественное и количественное превосходство потенциальных противников военных экспертов, разумеется, удручает. Но в полное уныние вовсе не повергает: даже в своём нынешнем состоянии ЧФ представляет силу достаточно грозную. Но только в одном случае: если он останется в Севастополе. А вот это уже отдельная песня.
Источник: «Частный корреспондент»
Источник: Власти.нет
- 233
- 22.12.2009 10:56
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: