Украина — неотъемлемая часть России

Читати цю новину російською мовою
Украина — неотъемлемая часть России
Русское пространство – категория не только географическая, но и социальная, и, если хотите, философская. О российских широтах, протянувшихся от тёплых морей до арктических льдов, рассуждают не только политики и стратеги, но и философы…

Русское пространство – категория не только географическая, но и социальная, и, если хотите, философская. О российских широтах, протянувшихся от тёплых морей до арктических льдов, рассуждают не только политики и стратеги, но и философы, писатели, поэты и учёные. Русский человек постулирует себя через пространство, высвобождает свою внутреннюю энергию и реализует свой государственнический инстинкт тоже через пространство.

Понятие пространства как количественной категории – простой совокупности километров или гектаров – закрепилось в научном сообществе благодаря французскому мыслителю и учёному Рене Декарту, который ввёл философские понятия res cogitans (вещь мыслящая) и res extensa (вещь протяжённая). Именно в таких категориях мыслил Декарт соотношение человека, как мыслящей вещи, и пространства, как вещи протяж ённой. По Декарту, человек видел перед собой некую пространственную протяжённость и воспринимал её сугубо количественно, как совокупность математических данных (общая площадь пространства, его длина и ширина).

Европейская наука той эпохи отличалась крайним рационализмом, поэтому нет ничего удивительного в том, что Декарт воспринимал отношение человека к пространству сквозь количественную оптику. Такой взгляд характерен для мировоззрения западного человека, подходящего ко всему, в том числе к географическому пространству, с позиции рационализма. Западный человек приходит, чтобы подчинить пространство себе, покорить его и переделать на свой лад. Если он видит перед собой гору – он хочет её свернуть. Если широкую реку – хочет её осушить. Если безжизненную пустыню – хочет её оживить.

Иначе смотрят на это приверженцы трактовки пространства как категории качественной. В их понимании человек приходит в пространство, чтобы слиться с ним в гармонии и стать единым целым. Здесь речь идёт об абсолютно противоположном восприятии самого понятия пространства и места человека в нём. Иными словами, пространство видится как нечто огромное и первичное, а человек как нечто маленькое и вторичное. В этом главная разница в восприятии жизненного пространства у западного и восточного человека. Европеец или американец мыслит себя как индивидуума, главного персонажа жизненной драмы, который пришёл в этот мир покорить его. Неспроста первые английские колонисты, прибывшие на североамериканский континент, говорили о Граде на холме, который они намеревались основать. Т.е. они видели своё предначертание в покорении пространства, покорении горы, для чего требовалось воздвигнуть на ней град. Вся история Америки – это история Града на холме, кровавая история покорений и уничтожения того, что встаёт на пути процесса утверждения индивидуума (показательна судьба коренных народов Северной Америки).

Немецкий учёный Лео Фробениус разделял все народы на народы хтонической культуры и народы теллурической культуры. Хтоническая культура характеризуется стремлением уйти вглубь, стать частью большего, закопаться в землю, раствориться в ней. Русский человек является человеком хтонической культуры.

Отсюда популярность партизанских землянок в годы войны, московское метро, которое считается одним из лучших в мире (американское метро, действительно, гораздо скромнее и хуже), и сам факт расширения ареала обитания русского народа, вбиравшего в себя соседние этносы и «склеивающего» их в единый государственный организм. Это стремление больше вширь, чем ввысь. Мы говорим «широкая душа», «широкий взгляд на жизнь», мы поём о том, что «широка страна моя родная».

Западная цивилизация, по Фробениусу, несёт в себе теллурические черты. Поэтому американские небоскрёбы возносятся ввысь, а шпили католических соборов, выдержанных в готическом стиле, протыкают своими верхушками небо. Готика, как архитектурный стиль, могла зародиться только в теллурической культуре. Заметьте, когда входишь в православный храм, хочется смотреть вперёд и вширь. Когда входишь в католический собор, хочется поднять глаза горе и смотреть ввысь.

Стремление к индивидуализму, к выхолащиванию гармонии в отношениях человека и пространства, также свойственны теллурической культуре. В этом не было бы никакой угрозы, если бы западная теллурическая культура не пыталась навязать другим своё восприятие внешнего мира. То, что мы наблюдаем сейчас в Ираке или Афганистане, и то, что ранее наблюдали в Сербии, является ни чем иным как трансляцией западной социологии пространства на земли и народы, где подобные установки вызывают отторжение. Теллурическая культура сама по себе не плоха и не хороша. Она просто культура со всеми сопутствующими ей качествами.

Угроза возникает лишь тогда, когда один из народов теллурической культуры пытается рассматривать пространство, принадлежащее другим, как помеху на своём пути, как то, что должно покорить и подчинить себе. Политика во многом формируется, опираясь на культуру. Поэтому неудивительно стремление США и иже с ними «распластаться» по всему миру, подмять под себя всё пространство, до которого может дотянуться жадная рука англосакса. Для него – это, прежде всего, количество. Философия накопления, столь свойственная западному мышлению, даёт о себе знать и здесь.

США «собирают» в свою «копилку» всё большее КОЛИЧЕСТВО стран, в том числе на территории бывшего СССР: Эстония, Литва, Латвия, Молдавия, Киргизия, Грузия и, конечно же, Украина. О КАЧЕСТВЕ этих стран вопрос не стоит: на государственном уровне в некоторых из них прославляется фашизм, ультранационализм и даже расовая нетерпимость. И если странам Прибалтики свойственны теллурические черты (к примеру, подражание готическому стилю в архитектуре), занес ённые, вероятно, колонизировавшими эти земли немцами, поляками и католическими орденами, то другие страны вынуждены принимать на себя культурно чуждую им проекцию западного толкования соотношения человека и пространства.

В полной мере это заметно на примере Украины, которая, благодаря «оранжевому» правительству, претерпевает сейчас значительное давление извне. Будучи по своей структуре составной частью общерусского пространства, Украина пребывает в оторванном от общего древа состоянии, что напрямую сказывается на всех процессах, происходящих в стране, от социальных до политических.

В преддверии выборов эфир украинских СМИ традиционно наполняется лжепатриотической трескотнёй «национально озабоченных» политиканов, вещающих о близком светлом будущем независимой Украины. В их понимании, чем дальше от Москвы и чем ближе к Вашингтону и Варшаве, тем блестяще перспективы. Они либо сознательно, либо по врождённому скудоумию замалчивают научную правду. Наука менее всего походит на дешёвую говорильню, и поэтому часто говорит не то, что хотелось бы слышать американским марионеткам.

Источник: segodnia.ru/

  • 28
  • 04.01.2010 05:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода