Обзор российской прессы 11 января. Новый год, новый энергоконфликт

Читати цю новину російською мовою
Обзор российской прессы 11 января. Новый год, новый энергоконфликт
Энергетическая война, в этом году с Белоруссией. Медведеву не нужны цифры потерь боевиков. Шесть губернаторов, из них четыре старых. Робкие шаги к судебной реформе. Домашний арест ставит ФСИН в тупик

Россия встретила 2010 год традиционной энергетической войной – на этот раз с Белоруссией, пишет «Коммерсант».

Начавшийся в декабре конфликт вокруг поставок российской нефти не удалось урегулировать и в новом году — в выходные очередной раунд межправительственных переговоров завершился провалом. Ситуация продолжает накаляться, отмечает издание.

Одной из главных проблем переговоров является определение объема нефти, которую Россия будет поставлять беспошлинно, поясняет газета. По данным белорусской стороны, в 2010 году потребление нефти составит 8 млн тонн, планируемый объем российских поставок — 21,5 млн тонн.

Москва настаивает на том, что объем беспошлинных поставок должен составлять 6,3 млн тонн, поскольку 1,7 млн тонн Белоруссия добывает самостоятельно. Остальную нефть Минск будет закупать у России с уплатой пошлины по ставке 267 долларов за тонну.

Белорусскую сторону российские предложения категорически не устраивают, отмечает «Коммерсант». Москва уже пригрозила наказать Минск за упрямство и лишить страну льготных поставок нефти. В ответ президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал покинуть Таможенный союз.

«Впрочем, пока что стороны ограничиваются грозными заявлениями, нарушив тем самым главную традицию ведения новогодних энергетических войн: транзит российских энергоносителей в Европу так и не был перекрыт», — констатирует издание.

Экспорт нефти, как и транзит российской нефти через Белоруссию в Европу, в ближайшее время приостанавливаться не будет: это невыгодно обеим сторонам

Дмитрий Лютягин, аналитики компании «Веелес Капитал» — «Труду»

Белоруссия хочет покупать без пошлин неограниченное количество нефти. А Москва не намерена идти на уступки: соседняя страна покупает нефть по льготным ценам, перерабатывает ее и продает в Европу, поясняет «Комсомольская правда».

Как указывает газета, доход от этого составляет существенную часть белорусского бюджета. При этом страдают российские нефтяники, ведь переработка нефти в Белоруссии обходится дешевле. В итоге российские компании не могут конкурировать с белорусскими.

В переговорах у Белоруссии есть козырь: если Москва не пойдет на уступки, Минск может выйти из Таможенного союза Россия — Белоруссия — Казахстан, документы о создании которого были подписаны перед Новым годом, подводит итог издание.

Россия хочет прикрыть аттракцион неслыханной щедрости, полагает «Труд». Однако «экспорт нефти, как и транзит российской нефти через Белоруссию в Европу, в ближайшее время приостанавливаться не будет: это невыгодно обеим сторонам», — уверен эксперт ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин.

Между тем, эксперты, опрошенные «Новыми известиями», не исключают, что противостояние вполне может закончиться «нефтяной войной» с перекрытием трубопровода. А в эпицентре этого конфликта находится Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, который должен заработать уже в этом году.

 

 

В воскресенье в Махачкале силовики провели спецоперацию, в результате которой был убит 35-летний Мадрид Бегов, который возглавлял диверсионно-террористическую группировку, пишет «Коммерсант».

Сейчас Дагестан — самый проблемный регион на Северном Кавказе, это более крупная республика, чем Ингушетия и Чечня, а потенциал для подпитки террористической деятельности там наибольший

Политолог Ростислав Туровский — «Ведомостям»

Это одна из спецопераций, ставших ответом на нападение, совершенное 6 января, когда на базе ДПС в Махачкале в результате подрыва смертником машины шесть человек погибли и более 20 получили ранения, напоминает издание.

После теракта на совещании с директором ФСБ Александром Бортниковым президент России Дмитрий Медведев потребовал принять жесткие меры против боевиков на Северном Кавказе.

Президент заявил, что работа по уничтожению подполья должна вестись регулярно, при этом «не нужно говорить о каких-то цифрах, которых, может быть, и нет на самом деле», отмечают «Ведомости».

Как сообщил источник издания в спецслужбах, слова президента объясняются тем, что силовики привыкли докладывать о ситуации, называя оценку имеющихся и количество нейтрализованных боевиков.

Однако такие доклады имеют мало смысла, поскольку в Дагестане идет постоянный процесс рекрутирования и обучения боевиков, а на территории республики сложились слабо контролируемые властями зоны, поясняет источник газеты.

«Сейчас Дагестан — самый проблемный регион на Северном Кавказе, — говорит „Ведомостям“ политолог Ростислав Туровский, — это более крупная республика, чем Ингушетия и Чечня, а потенциал для подпитки террористической деятельности там наибольший».

Между тем, по наблюдению «Труда», с начала этого года боевики отметились в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии новыми терактами, жертвами которых стали уже семь человек.

«Лидеры ваххабитского движения подготовили в своих диверсионных школах новый отряд смертников, который отправился на задание», — поясняет изданию бывший начальник одного из управлений Главного разведуправления Генштаба ВС РФ Виталий Шлыков.

Эксперт считает, что террористы не ограничатся акциями только на Северном Кавказе и могут отправиться в другие регионы России.

 

 

Он это делает, когда возникает внутреннее ощущение, что замена целесообразна: если аргументов за то, чтобы губернатор остался на посту больше, то он его оставляет

Политолог Александр Кынев — «Коммерсанту»

Президент России Дмитрий Медведев в новогодние каникулы назначил глав шести субъектов федерации, пишет «Коммерсант». В новом «пакете назначений» новичков оказалось двое — в Коми Владимира Торлопова сменил его первый заместитель Вячеслав Гайзер, а в Волгограде Николая Максюту — вице-губернатор Анатолий Бровко.

В Приморском крае, Курганской области, Республиках Марий Эл и Алтай остались прежние руководители — Сергей Дарькин, Олег Богомолов, Леонид Маркелов и Александр Бердников, добавляет издание.

Таким образом, из восьми назначенных по новому порядку губернаторов пятерым удалось сохранить свои посты, констатирует газета. В начале президентского срока Дмитрий Медведев менял губернаторов гораздо активнее.

Политолог Александр Кынев полагает, что президент сейчас «пытается осторожно менять глав». «Он это делает, когда возникает внутреннее ощущение, что замена целесообразна: если аргументов за то, чтобы губернатор остался на посту больше, то он его оставляет», — заявил политолог «Коммерсанту».

Кынев отметил, что «если раньше находили кандидатов-варягов или федералов — выходцев из региона, то теперь пытаются обновлять губернаторский корпус за счет местных кадров».

По данным «Новых известий», в 2010 году сразу у 30 глав регионов истекут сроки полномочий. Среди них — президент Татарстана Минтимер Шаймиев, кемеровский губернатор Аман Тулеев, калининградский губернатор Георгий Боос.

Эксперты, опрошенные газетой, пока не берутся прогнозировать, кого из них оставят на высоком посту. «В каждом отдельном регионе особая история, свой баланс сил», — говорит независимый политолог Дмитрий Орешкин. Впрочем, по словам эксперта, в стране взят курс на замену старого губернаторского состава.

Гендиректор Центра политинформации Алексей Мухин комментирует в «Новых известиях», что на этот год в администрации президента есть четкая установка «на замену неэффективных губернаторов». «И тут политический вес губернаторов, конечно, будет играть определенную роль, но отнюдь не определяющую», — полагает Мухин.

 

Можно апеллировать

В Госдуму внесен президентский пакет законопроектов, уточняющий работу судов общей юрисдикции. Это проект закона «О судах общей юрисдикции в РФ», а также поправки в законы о судебной системе и Гражданский процессуальный кодекс, пишут «Ведомости».

Реформа направлена на смену названий, но структура инстанций и процесс изменятся незначительно. Это может вызывать критику, связанную с неопределенностью в исходе дела и возможностью пересмотра решений

Адвокат Денис Узойкин — «Коммерсанту»

По данным газеты, меняется процедура обжалования судебных решений: в судах общей юрисдикции появится апелляционная инстанция, т.е. дела будут рассматриваться дважды. Третьей инстанцией будет кассационная, а надзор сохранится на уровне Верховного суда.

Уточняются и общие вопросы судоустройства, до сих пор регулировавшиеся законом о судоустройстве РСФСР от 1981 года. Его базовые положения, такие как декларация независимости судебной власти от исполнительной, сохранились, добавляет издание.

Но раньше было запрещено издавать нормативные акты, умаляющие независимость, а теперь запретят любые «действия (бездействия), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей », отмечают «Ведомости».

Ревизии подвергнутся полномочия председателей судов. Если в действующем законе список полномочий, например, председателя ВС состоит из 12 пунктов, то в президентском проекте их более 20, констатирует газета.

Между тем, юристы, опрошенные «Коммерсантом», считают, что реформа изменит названия судебных инстанций, но не порядок рассмотрения дел и не избавит Россию от критики со стороны европейских структур за сохранение советских правил судопроизводства.

«Простое изменение названий инстанций ничего не даст — необходимо добиться полноценного апелляционного и кассационного рассмотрения дел», — говорит газете заместитель председателя Мособлсуда в отставке Анатолий Ефимов.

«Реформа направлена на смену названий, но структура инстанций и процесс изменятся незначительно. Это может вызывать критику, связанную с неопределенностью в исходе дела и возможностью пересмотра решений», — соглашается адвокат Московской областной коллегии Денис Узойкин.

Эксперты, впрочем, надеются, что нынешняя реформа является переходной и за ней последуют более серьезные изменения в структуре судов.

 

«Судебная система остается репрессивной»

 

Нововведение может остаться на бумаге, потому что у ФСИН не хватит сил контролировать всех, кто приговорен к этой мере

Валерий Борщев — «Коммерсанту»

С 10 января в России введен новый вид уголовного наказания — ограничение свободы. Это значит, что осужденный будет отбывать наказание дома, но с серьезным поражением в правах, пишет «Коммерсант».

По данным газеты, новое наказание может назначаться на срок до двух лет за преступления небольшой и средней тяжести. В Федеральной службе исполнения наказаний прогнозируют, что такой шаг разгрузит тюрьмы примерно на 100 тыс. человек.

Однако правозащитники, опрошенные изданием, считают, что новая мера наказания не будет широко применяться, потому что уголовно-исправительная система не сможет проконтролировать всех, кто будет отбывать наказание дома.

«Нововведение может остаться на бумаге, потому что у ФСИН не хватит сил контролировать всех, кто приговорен к этой мере», — пояснил «Коммерсанту» член научно-консультативного совета при Генпрокуратуре РФ Валерий Борщев.

«Не думаю, что суды будут торопиться и начнут применять новую меру наказания, — считает глава движения „За права человека“ Лев Пономарев. — Судебная система остается репрессивной, она не готова к тому, чтобы мелкие преступники выходили на свободу».

По мнению «Комсомольской правды», нововведение убивает сразу двух зайцев. Во-первых, домашний арест поможет разгрузить тюрьмы. Во-вторых, решается вопрос социальной адаптации отбывших. И криминализации в ходе домашнего ареста будет меньше.

Осужденные должны будут отбывать наказание у себя дома, но до сих пор непонятно, кто и как это будет контролировать, добавляет «Труд». Для надзора за «домашними» арестантами ФСИН намерена использовать и электронные браслеты.

Сотрудники ФСИН встретили новый вид наказания скептически. «Мы не понимаем, как можно контролировать такого осужденного. Выезжать ежедневно к нему домой?» – задается вопросом одна из сотрудниц ведомства.

Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си.

 

Источник: Власти.нет

  • 37
  • 11.01.2010 10:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода