Путевые заметки обозревателя «Небо, самолет и Патриарх Кирилл»

Читати цю новину російською мовою
Путевые заметки обозревателя «Небо, самолет и Патриарх Кирилл»
Назарбаев, как и следовало ожидать, признался патриарху Кириллу, что председательству своей страны в ОБСЕ, конечно, рад, но попытки купить на этом деле казахскую нацию и навязать ей инородную ценностную культуру у западного мира не пройдут,

Погода выставляет свои условия даже строгой службе патриаршего протокола, причем в самый неожиданный и предпоследний момент. Четкий спланированный график предстоятельского визита приобретает вынужденную гибкость из-за такого банального будничного явления, как туман. От перемены мест слагаемых в казахстанском маршруте патриарха Кирилла, первом в 2010 году, сумма не изменилась — все пункты программы были выполнены, к обоюдному удовольствию предстоятеля и паствы. Патриарх помолился в казахских храмах и посмотрел на местное житье-бытье, и казахские православные получили возможность всплакнуть от умиления при появлении долгожданного для себя гостя. Просто астанинцы получили то, чего ждали, вперед алмаатинцев – ну, так готовность к неожиданностям должна входить в список добродетелей любого православного.

Но все эти благополучные оптимистичные выводы делаются уже на московской земле, когда по завершении всех этапов можно подводить итоги. А вот в воздухе, на борту самолета Москва — Алма-Ата всей группе сопровождения Святейшего была предоставлена возможность для коллективного мощного выброса адреналина. Когда в дверях заднего салона самолета, где патриаршая пресса и иподиаконы беззаботно дремали в ожидании мягкой посадки, появился громогласный протодиакон Александр Агейкин с вопросом к аудитории: «А нет ли у кого требника?» Вопрос так и повис в воздухе, поскольку требника ни у кого не оказалось, однако же предназначение его стало очевидно для всех вполне отчетливо. Все встало на свои места — и то, почему это вдруг закатное солнце последние 40 минут появляется то в левых, то в правых иллюминаторах, и то, почему самолет то заныривает в облачную массу, то вдруг поднимается выше, над заволокшей небосклон пасмурной кромкой. «Кружим над Алма-Атой и не можем сесть», — проницательные журналисты раскусили ситуацию, что тут же подтвердил и радиоголос стюардессы. Никогда еще, пожалуй, молитва «о благорастворении воздухов» в Русской православной церкви не была столь актуальной — что по требнику, что в вольной форме.

В отсутствие требника, без которого разогнать скопившийся над Алма-Атой туман не представилось в тот момент возможным, самолет с делегацией Русской церкви на борту взял курс на Астану, где и был встречен не только настороженными сотрудниками местной службы безопасности, но и фирменным североказахстанским морозом. Это когда минус 37, клубы густого пара отовсюду, а неожиданный ветер заставляет задуматься о том, не настала ли пора переквалифицироваться в дауншифтеры и проводить холодную половину года на побережье какого-нибудь Гоа. Астана, по-видимому, решила утвердить собственный столичный приоритет перед Алма-Атой и в плане приема патриарха — в первую очередь продемонстрировать предстоятелю Русской церкви инвестиционную мощь казахстанской экономики в виде неоновых небоскребов, гигантских проспектов с дорогими машинами, статуями горных, угрожающе рогатых баранов вдоль обочин и сказочного вида мечетей. В бывшем Целинограде ничто не заставляет вспомнить про целинников и тому подобные пятилетки — это заснеженный центральноазиатский Дубай. И новый кафедральный собор Астаны, с яркой белизной стен и вайфаем на хорах, в окружении новых домов, соответствует модерновому облику казахской столицы.

Патриарх, впрочем, предупредил возможные инсинуации по поводу неожиданного изменения собственного маршрута на первой же проповеди в новоосвященном соборе. «Господь судил иначе и развернул наш самолет», — так объяснил Святейший астанинцам причины своего досрочного появления. Верующие были довольны — не каждый день Господь преподносит им такие сюрпризы в виде разворачивания самолета с патриархом в сторону их аэропорта. Хотя некоторые местные православные тетушки и приговаривали со вздохом, что освященная крещенская вода в этом году могла бы иметь для них совсем сугубый вкус, прилети патриарх в оговоренную дату, то есть к крещенскому сочельнику. Но, мол, раз Сам Господь развернул самолет, они будут смиренно радоваться той водичке, которую освятят для них родные батюшки.

С крещенской водой из-под патриаршего кропила на этот раз повезло алмаатинцам — жители бывшего города Верного получили компенсацию за усердное ожидание Святейшего в субботу. «Мы уж думали, совсем грешные, раз патриарх до нас не долетает. Оказалось, шансы есть», — делились друг с другом люди в Никольском храме в ожидании патриарха Кирилла. И получили свое в достатке — не просто возможность спеть предстоятелю «Многая лета» так, чтобы он, стоящий тут рядом, на амвоне, и в самом деле услышал, — но и икону блаженной Матроны Московской в виде коллективного подарка. Лучший презент для верующих придумать было бы сложно, учитывая истовое обожание Матронушки в каждом приходе Московского патриархата как на его каноническом пространстве, так и за пределами такового. Немудрено, что подарок Святейшего вызвал у алмаатинцев, собравшихся в Никольском соборе, общий счастливый вздох. Напоследок люди заставили слегка понервничать патриаршую охрану, не давая главному объекту их попечения сесть в автомобиль, ибо было понятно, что отпустить патриарха без выражения ответной признательности и очередных пожеланий многолетия — это был бы просто полный моветон.

И, конечно, визит Святейшего к своей региональной пастве был бы неполным без беседы с интеллигенцией и общения с властями, двух непременных составляющих его ближне — и дальнезарубежных маршрутов. Казахская общественность собралась в алмаатинском Театре оперы и балета имени Абая. Сами алмаатинцы с гордостью называют свой город культурной столицей Казахстана и относятся с легким «питерским» снисхождением к столичному нуворишеству Астаны. С тем большей взыскательностью относятся они к обращаемым к ним со сцены академического театра речам. Патриарх Кирилл, впрочем, выбрал тему, которая оставить равнодушной местную аудиторию точно не могла, — поведение казахстанцев по отношению к ссыльным в совсем еще недавние непростые времена. Дождавшись окончания пространной речи митрополита Астанайского и Алмаатинского Мефодия, патриарх заговорил с людьми о том, как по-доброму вели себя с советскими репрессированными их деды и отцы. И провел неожиданную связь между этой добротой и нынешним благополучием и динамичным ростом казахстанской экономики. Чтобы всем прочим, после такого ясного указания на то, где причина и где следствие, было бы неповадно. Ну, и чтобы экономические советники казахского, да и не только, президента отдавали бы себе отчет в том, что без духовного фактора, сиречь уроков религии в школах, въехать в сообщество инвестиционно привлекательных стран можно будет разве что на хромой козе.

Стоит ли говорить, что после подобных личных комплиментов патриарха в адрес казахского народа алмаатинская публика даже не особо расстроилась после его слов о том, что канонизировать горячо почитаемого верующими местного владыку, митрополита Иосифа (Чернова), пока что рановато. Не позволяя общественности печалиться, патриарх Кирилл признался, что даже собственного дедушку причислять к лику исповедников не торопится, хотя, мол, соответствующие призывы слышал уже неоднократно. Узнав о том, что патриарх не предрасположен к «блату» в таких делах, как канонизация, даже в отношении ближайшего родственника, алмаатинцы успокоились и согласились пока что чтить память владыки Иосифа во «внутрикелейном» формате.

«У нас демократическое государство! Паспорта с собой не носим, когда по улицам ходим, в отличие от некоторых», — с гордостью говорил прибывшему из Москвы патриаршему пулу солидный молодой казах в назарбаевской резиденции, проверяя у работников диктофона документы перед встречей президента и патриарха. Тем не менее в соответствии с демократическими нормами журналисты, кроме «личников» — операторов-фотографов — на встречу первых лиц так и не попали и довольствовались видеозаписью беседы. Назарбаев, как и следовало ожидать, признался патриарху Кириллу, что председательству своей страны в ОБСЕ, конечно, рад, но попытки купить на этом деле казахскую нацию и навязать ей инородную ценностную культуру у западного мира не пройдут, и никто лучше патриарха Кирилла понять его в этом не сможет. Не зря же, в самом деле, его правительство подарило верующим такой грандиозный Успенский собор в Астане — как доказательство самобытных духовных ценностей этой земли. Патриарх Кирилл, со своей стороны, произнес милые сердцу казахстанского руководителя слова про динамизм местной экономики и межэтническое согласие в обществе. Встреча с главой одного из самых дружественных России соседних государств прошла без помех и вмешательства погодных и техногенных факторов.

Одним словом, дорогие православные верующие Московского патриархата из других городов и стран! Когда патриарх соберется к вам, будьте готовы к спонтанностям и сюрпризам, но знайте, что в целом они окажутся приятными.

Елена ЖОСУЛ,
обозреватель «Интерфакс-Религия»

  • 66
  • 19.01.2010 14:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода