Небывалые холода оказались полезны для экономики России

Читати цю новину російською мовою
Небывалые холода оказались полезны для экономики России
Суровые холода, охватившие страну с севера и до самого юга, оказали неожиданно сильное влияние на экономику. Развенчав, например, миф о том, что производство в России никогда не будет столь же эффективным, как на Западе

Суровые холода, охватившие страну с севера и до самого юга, оказали неожиданно сильное влияние на экономику. Развенчав, например, миф о том, что производство в России никогда не будет столь же эффективным, как на Западе, просто потому, что у нас холодно. «Известия» изучили, как мороз отразился на разных отраслях экономики, и пришли к удивительным выводам. И первый из них касается рынка алкоголя.

Русские греются водкой? Неправда. В «Росспиртпроме» уверяют: продажи крепкого алкоголя из-за холода не растут. Тем более что водка с 1 января подорожала, сетуют торговцы. Выходит, что зимой Россия пьет меньше. Продажа пива сократилась по сравнению с летом более чем наполовину. И только потребление вина от погоды не зависит. Зато Россия больше ест. По словам опрошенных нами владельцев магазинов, сбыт продуктов питания заметно оживился. Особенно мяса. А также — не смейтесь — кормов для кошек и собак. Животные, даже сидя в квартире, инстинктивно копят жир.

Естественно, на ура идут обогреватели. Сбыт «домашних солнц» вырос более чем на 20%. В Москве это не так заметно, а в провинции кое-где настоящий ажиотаж. Зато москвичи налегли на теплую одежду: привыкнув к теплым зимам, многие выбросили шапки-шарфы.

Горячая пора настала у эвакуаторов авто. В Москве за последнее время сдернули с мест 25 тысяч машин, которые «мешали уборке снега». Чтобы вызволить своего «коня», приходится заплатить не одну тысячу рублей.

Греются в январе и туроператоры: люди чаще берут отпуск и едут к морю. Но о своих доходах продавцы пляжей говорят неохотно. Тем более что сейчас сплошь и рядом рейсы «застревают».

Что замерзнет — того не пожнем

Холода аукнутся на столах россиян позднее, уверены в Институте конъюнктуры аграрного рынка. Сколько зерновых вымерзнет, пока сказать сложно, сообщил «Известиям» аналитик института Олег Суханов, но это будут заметные потери. Мороз уже прошелся по житницам: Волгоградской, Ростовской областям, Центрально-Черноземному району. Ситуация усугубляется тем, что в этом году крестьяне сеяли в сухую почву. К холодам зерно не успело дать устойчивых ростков и теперь гибнет. В итоге зерно и все продукты, в которых оно «участвует» (например, мясо — зерном ведь кормят животных), к лету подорожают. Но сами крестьяне на этом могут и выиграть, рассуждает Суханов. Поднимутся сбытовые цены плюс государство подкинет финансовую помощь. Впрочем, помощь получат крупные хозяйства. А некоторые мелкие фермеры, возможно, разорятся.

Птенцы Чубайса

Главные сверхприбыли получают энергетики. Ведь всего 40% тока продается по фиксированным государством ценам, остальное — по рыночным. А они в первой энергозоне (Центр, Урал) пробили исторический максимум. Вчера, например, цены скакнули на 18,5%. Это дает возможность владельцам электростанций хорошо заработать. Но при условии, если они «готовили сани летом». Гидростанции покупают осенью воду в водохранилищах. В эти дни на замерзшей Волге гидростанции пашут, как летом. Теплостанции загодя закупают резервное топливо, мазут (газа в холода, как правило, не хватает). Но мазут втрое дороже газа. Кто пожадничал, тот теперь нервничает.

Впрочем, скорее нервничает напоказ. Ведь даже на фиксированных «квартирных» тарифах можно заработать просто за счет возросшего спроса на электроэнергию. В декабре потребление электричества уже пробило исторический максимум. Московская энергосистема вчера установила новый рекорд — 17 гигаватт. И эти гигаватты станции поставили отнюдь не бесплатно.

Экономика не мерзнет

Нормально отстроенная экономика не замечает холодов, уверен директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Расхожие рассуждения — мол, раз мы боремся с морозами, то несем убытки, — неверны», — заявил он «Известиям». Кто-то теряет, кто-то находит, а в целом баланс сводится в ноль, говорит аналитик. В минусе строители, зато в плюсе энергетики. Те и другие занимают равные доли в ВВП, 7-8%. Если бы морозы в самом деле влияли на экономику, они разгоняли бы инфляцию. Ведь издержки производителей, по идее, должны расти. Но ничего такого не происходит, рассуждает Николаев.

Любые погодные аномалии — это стресс, возражает глава компании «Арбат Капитал» Алексей Голубович, но тут же поправляется: именно на стрессе можно заработать. Да, на отопление тратится «лишней» нефти на миллиарды долларов. Но эти доллары уходят нефтяникам. А, скажем, газовики, которые жалуются на фиксированные цены, не позволяющие им получать сверхприбыли, все же могут их получить, снижая издержки.

Итак, мы морозостойки? Да. Но дело тут не только в том, что наша рыночная экономика, в отличие от «затратной» социалистической, научилась зарабатывать на всем. Просто у России есть энергоресурсы. У Европы нет. Потери ЕС от холодов — несколько десятков миллиардов евро. И что для них потери, то нам в прибыль идет.

Источник: Власти.нет

  • 61
  • 31.01.2010 16:44

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода