2009: страшный год для журналистов в мире, России и на постсоветском пространстве

Читати цю новину російською мовою
2009: страшный год для журналистов в мире, России и на постсоветском пространстве
В 2009 году в мире были убиты 70 журналистов. Это больше, чем когда бы то ни было на протяжении тех 30 лет, что ведется сбор этих данных, утверждает Комитет по защите журналистов (КЗЖ), международная организация, базирующаяся в Нью-Йорке.

Убийство Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова потрясло многих далеко за пределами России

В 2009 году в мире были убиты 70 журналистов. Это больше, чем когда бы то ни было на протяжении тех 30 лет, что ведется сбор этих данных, утверждает Комитет по защите журналистов (КЗЖ), международная организация, базирующаяся в Нью-Йорке.

Об этом говорится в докладе «Нападения на прессу в 2009 году», который только что обнародовал КЗЖ.

Предыдущий печальный рекорд был установлен совсем недавно, в 2007 году: 67 убитых журналистов, но держался он совсем не долго, в частности, потому, что в 2009-м на Филиппинах была устроена резня, в которой погиб сразу 31 представитель прессы.

«Грубая действительность»

Россия, по данным Комитета, находится на четвертом месте в мире по количеству убитых журналистов и на девятом по числу нераскрытых убийств журналистов. С 2000 года, говорится в докладе организации, в России 19 журналистов были убиты «в отместку за их профессиональную деятельность. Только в одном случае убийцы были осуждены».

На протяжении последнего десятилетия Кремль и региональные власти делали все для того, чтобы заглушить, оттеснить на периферию и скомпрометировать своих критиков

Из доклада Комитета по защите журналистов

По прошествии нулевых лет XXI века, которые авторы документа называют «смертоносным десятилетием» российской прессы, появилось ощущение того, что власть может взять на вооружение несколько иное отношение к СМИ.

«В июле [2009 года] президент Дмитрий Медведев заявил, что убийц журналистов необходимо привлечь к ответу,  — напоминает Комитет по защите журналистов. — Однако ни на московских улицах, ни в неспокойных республиках Чечни и Дагестана грубая действительность не менялась. В 2009 году как минимум троих журналистов убили в связи с их профессиональной деятельностью».

Особое внимание авторы документа обращают на тяжелейшие условия, в которых работают представители прессы, критикующей Кремль, — и приводят несколько примеров: «Два журналиста, убитых в 2009 году [Анастасия Бабурова и Наталья Эстемирова], работали в одной и той же «Новой газете „;пятеро журналистов и редакторов этого издания были убиты в этом десятилетии. В 2009 году пятеро журналистов подверглись жестокому избиению в разных городах России после публикации репортажей на чувствительные темы, в том числе о коррупции в правительстве и злоупотреблении служебным положением. В 11 случаях в течение этого года журналистам, их органам СМИ или их родным угрожали, их преследовали, вынуждали отказываться от взятой темы или привлекали к суду по политизированным обвинениям“.

Сергей Хаджикурбанов (в центре) и Червони Оглы

Оправданный ранее по делу об убийстве Анны Политковской только что получил 8 лет тюрьмы за вымогательство

Напоминает Комитет и гибели Абдулмалика Ахмедилова в Махачкале, Шафига Амрахова в Мурманске и Вячеслава Ярошенко в Ростове-на-Дону. Правда, при этом авторы доклада уточняют: дела о двух последних убийствах на конец 2009 года оставались не раскрытыми, и КЗЖ не утверждает однозначно, что эти преступления были связаны с профессиональной деятельностью погибших.

Помимо убийств, Комитет отслеживает и факты преследования, запугивания журналистов и проведения политически мотивированных судов над ними. Таких случаев на протяжении 2009 года в России Комитет зафиксировал 11.

Занимается организация и правозащитной деятельностью — и в этой сфере отмечает, что после приезда в Москву Барака Обамы и его встречи с Дмитрием Медведевым российские власти „согласились возобновить расследование совершенного в 2004 году убийства Пола Хлебникова, редактора журнала Forbes Russia, и договорились вести его в сотрудничестве с министерством юстиции США“.

Отмечает КЖЗ и некоторое обнадеживающее развитие событий в деле о нераскрытом убийстве в 2006 году корреспондента „Новой газеты“ Анны Политковской: Верховный суд России отменил постановление об оправдании трех обвиняемых в пособничестве убийству и направил дело на повторное прокурорское расследование.

На постсоветском пространстве

Ситуация в других странах постсоветского пространства тоже далека от идеальной.

На Украине, например, отмечая факт ареста бывшего сотрудника МВД по делу об убийстве Георгия Гонгадзе в 2000 году, авторы в то же время констатируют „сильное политическое давление“, оказываемое на вещательные средства массовой информации.

Задержанные журналистка и оппозиционер в Белоруссии

Белорусские оппозиционеры и журналисты верят: настанут лучшие времена

Похожие тенденции наблюдаются и в Грузии: „политизация телевизионных выпусков новостей вследствие манипуляций со стороны правительства“ и „создание препятствий для работы вещательных органов, ориентирующихся на оппозицию“ — при том что лишь 7% населения имеют доступ к интернету.

Некоторое улучшение ситуации КЗЖ отмечает в Белоруссии. Здесь, по данным комитета, 13 независимых газет оказались в „черном списке“ подконтрольных государству распространителей. Но с другой стороны, как пишут авторы доклада, „администрация частично переходит к менее репрессивной тактике, чтобы заручиться расположением ЕС“.

Хуже обстоят дела в других государствах постсоветского пространства.

Так, в Узбекистане, указывают эксперты КЗЖ, не прекращаются аресты журналистов, а „сотрудники спецслужб установили жесткую цензуру“. В то же время в Киргизии избиты четверо журналистов — и никто из виновных до сих пор не арестован; при этом нераскрытым остается совершенное в 2007 году убийство Алишера Саипова, а в соседнем Казахстане „вступает в силу репрессивный закон о СМИ, вводящий ограничения на публикации в интернете“.

Не лучше обстоят дела и в Южном Кавказе. В Армении, по данным Комитета, полиция не принимает мер по многочисленным сообщениям о нападениях на журналистов; в то же время „вещательные СМИ переходят под контроль правительства или лояльных ему лиц“.

В Азербайджане, как говорится в докладе, 68-летний Новрузали Мамедов, редактировавший в свое время ныне прекратившую существование газету, скончался в тюрьме „после того, как ему отказали в медицинской помощи“, а критикующие власть журналисты оказываются за решеткой по обвинениям в клевете и хулиганстве.

В интернете и в тюрьмах

В целом в разных странах мира в заключении сейчас находятся 150 журналистов, причем 60 из них — в Иране, где, по данным КЗЖ, власти де-факто поставили эту профессию вне закона.

Необходим новый стратегический подход, который позволит привлечь убийц к ответственности, сократить число заключенных журналистов и поддержать репортеров, работающих в изгнании или в репрессивном окружении

Джоэль Саймон,
директор КЗЖ

Особенно уязвимы перед репрессиями, отмечает организация, представители интернет-журналистики: на их число приходится больше половины всех случаев заключения работников прессы. В этом отношении пальма первенства, как и в предыдущие 10 лет, принадлежит Китаю: в этой стране на сегодняшний день за решеткой находятся 24 журналиста. Вслед за КНР в этом списке Иран, Куба, Эритрея и Бирма.

Выступая на пресс-конференции, устроенной в штаб-квартире ООН, представители Комитета по защите журналистов подчеркнули: международное давление остается наиболее эффективной мера борьбы как с правительственными репрессиями в отношении прессы, так и с другими частными лицами и организациями, совершающими нападения на работников пера.

Как передает аккредитованная при ООН корреспондент Би-би-си Барбара Плетт, еще одним инструментом противодействия репрессиям и цензуре стали в последнее годы так называемые „новые СМИ“ — действующие в интернете блоги и социальные сети.

Тем не менее Комитет отмечает: такие государства как Китай или Тунис находят способы блокировать эти технологии и поворачивать их острие против самих журналистов. А власти Ирана, к примеру, используют социальные сети для охоты на диссидентов и репортеров.

„Чтобы создать безопасные условия для существования живой и свободной прессы в различных странах мира, — пишет во введении к докладу исполнительный директор Комитета по защите журналистов Джоэль Саймон, -необходим новый стратегический подход, который позволит привлечь убийц к ответственности, сократить число заключенных журналистов и поддержать репортеров, работающих в изгнании или в репрессивном окружении“.

Источник: Власти.нет

  • 47
  • 17.02.2010 07:24

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода