Россия. Ползучая ресталинизация

Читати цю новину російською мовою
Россия. Ползучая ресталинизация
Сегодня, через 57 лет после смерти и через два десятилетия после крушения государства, в создании которого он сыграл далеко не последнюю роль, тень Иосифа Сталина по-прежнему ложится на постсоветскую Россию.

В прошлом году на конкурсе, организованном одним из телеканалов, он по итогам интернет-голосования занял третье место среди самых выдающихся россиян в истории. Вопрос о том, какую оценку деятельности Сталина давать в учебниках, — называть его чудовищем или жестким, но эффективным лидером — вызывает острые споры среди ученых, журналистов и блоггеров. Наконец, в мае нынешнего года, на праздновании Дня Победы над нацистской Германией, в Москве должны появиться несколько плакатов с изображением Сталина, пишет «Forbes» (США).

Так что же, в сегодняшней России действительно происходит реабилитация диктатора, несущего ответственность за гибель миллионов людей? И что это сулит с точки зрения будущего страны?

Со времен «десталинизации» во второй половине 1950-х отношение официальных кругов к Сталину служит барометром соотношения авторитарных и либеральных тенденций в российском обществе. В семидесятые, когда хрущевская «оттепель» уступила место более репрессивной атмосфере брежневской эпохи, критика сталинизма и правдивая информация о «большом терроре» практически исчезла из государственных СМИ — но затем, в период горбачевских реформ во второй половине восьмидесятых, интерес к этой теме пробудился с новой силой. В период распада СССР звучали требования честно сказать о злодеяниях прошлого — воплощенных в первую очередь в фигуре Сталина.

Однако затем, когда Россия вступила в 21 век, мы стали свидетелями новой тревожной тенденции — отношение к тирану вновь стало более позитивным. Опрос за опросом показывает: примерно половина россиян считает, что в истории  Сталин сыграл «в основном положительную» роль.

Отчасти эта противоестественная ностальгия по Сталину представляет собой реакцию на социально-экономический хаос девяностых, следствием которого стало разочарование в демократии. В то же время в «нулевые», когда Владимир Путин вновь установил в стране репрессивный авторитаризм, «отмывание» образа Сталина превратилось в один из элементов официальной пропаганды. Осуждение тоталитарного советского прошлого уступило место акценту на могуществе и величии России — будь то при царях или коммунистах — и враждебному восприятию критики извне. Когда Путин говорит о преступлениях сталинизма в своих публичных выступлениях, это обычно сопровождается оговорками о том, что в истории других стран, включая США, тоже есть мрачные страницы, и «нельзя позволять, чтобы нам навязывали чувство вины».

Новый всплеск тревоги по поводу «сталинского ренессанса» в России вызвала публикация в 2007 и 2008 годах двух пособий для учителей истории. В этих работах, написанных специалистами, связанными с Кремлем, Сталин характеризовался как «успешный управленец», действовавший «рационально» — он укреплял советское государство и превращал Россию в современную промышленно развитую державу. Хотя авторы пособия пытались утверждать, что не оправдывают «вождя народов», а лишь объясняют его мотивы, тон изложения свидетельствует об их стремлении дать так называемую «сбалансированную» оценку Сталина, вписывающуюся в общий контекст нарратива о национальной гордости. О «полуреабилитации» диктатора свидетельствует и несколько документальных фильмов на исторические темы, транслировавшихся по государственному телевидению. В одном из них — фильм был показан в июне 2008 года — Сталин показан как мудрый Верховный главнокомандующий, который привел страну к победе во Второй мировой войне, и делается попытка опровергнуть версию (ее придерживается большинство историков) о том, что его нежелание прислушаться к предостережениям о грядущем нападении немцев привело к огромным потерям Красной Армии.

Прошлой осенью новые споры вызвало известие о том, что в ходе ремонта станции метро «Курская» в Москве на пояске ротонды вестибюля была восстановлена цитата из советского гимна: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил».  Главный архитектор проекта утверждал, что речь идет просто о восстановлении в первоначальном виде интерьеров станции, открытой в 1950 году (надпись, прославляющая Сталина, была удалена через несколько лет). Тем не менее этот шаг многие расценили как проявление «ползучей ресталинизации».

Следует ли расценивать решение московской мэрии украсить ко Дню Победы улицы города плакатами с портретом Сталина очередным этапом этого пугающего процесса? Многие критически настроенные наблюдатели отвечают на этот вопрос положительно. Так, обозреватель Кирилл Рогов из либерального интернет-издания Грани.Ру отмечает: «Это попытка возрождения идеологии примата государственности над личными интересами и оправдания насилия, которое якобы имеет право применять государство в отношении своих граждан во имя каких-то высших целей. Частичное возрождение этой идеологии в более мягких формах требует частичной реабилитации Сталина».

Конечно, никто не ожидает «второго пришествия» сталинизма в России 21 века — стране, где процветает большой бизнес, связанный с государством, миллиардеры строят яхты и виллы, высокопоставленные чиновники щеголяют баснословно дорогими часами, а официальная идеология представляет собой смесь национализма и религии. Более того, отношение к Сталину — как в официальных кругах, так и в обществе — отличается сложностью и противоречивостью, красноречиво свидетельствующей о нынешнем состоянии российского социума.

Так, по результатам опроса, проведенного в феврале, лишь 12% респондентов одобрили решение московских властей украсить город «сталинскими» плакатами. В то же время 29% опрошенных заявили, что решение не поддерживают, но уважают чувства ветеранов Второй мировой войны, относящихся к Сталину с восхищением, а 22% осудили его как оскорбление памяти жертв «вождя народов». (Примерно у четверти россиян кто-то из родственников попал в лагеря или погиб во время «большого террора»). Остальные затруднились с ответом или заявили, что им все равно. Вообще, если судить по данным опросов, самым важным изменением в отношении к Сталину в России с 2001 года стал рост числа «равнодушных»: с 12 до 38 процентов респондентов. Позитивное отношение — «симпатию» или «уважение» — выражает около трети респондентов, и эта цифра особенно не меняется. Примерно столько же россиян считает, что зверства против советского народа при Сталине «частично» (29%) или «полностью» (5%) оправдываются достигнутыми результатами; в то же время до 60% респондентов полагают, что этому «нет оправданий». При этом лишь 32% опрошенных согласились с утверждением, что Сталина следует считать преступником.

Эта неоднозначность проскальзывает и в заявлениях официальных лиц. В частности, в декабре прошлого года, отвечая в прямом эфире на вопросы граждан, Путин, когда его спросили о роли Сталина в истории, посетовал: ««Засады» здесь вижу: скажешь «положительная» — будут недовольны одни, скажешь «отрицательная» — другие». По видимому пытаясь потрафить обоим лагерям, он вспомнил о победе в войне и индустриализации, но добавил, что все это было достигнуто «неприемлемой ценой» — «массовыми преступлениями против собственного народа».

Судьба решения выставить плакаты со Сталиным в Москве также остается неясной. Мэр Юрий Лужков оправдывал его тем, что таких плакатов будет всего несколько и вообще он не намерен восхвалять Сталина, но никого нельзя «вычеркивать из истории». В то же время спикер сервильного российского парламента Борис Грызлов публично призвал Лужкова пересмотреть свое решение, отметив, что на совести Сталина гибель миллионов людей и «не все портреты из учебников истории должны украшать улицы и площади наших городов». Правящая партия «Единая Россия», чьим председателем является Грызлов, также осудила затею с плакатами.

Если планы мэрии будут отменены, кто-то будет приветствовать это как торжество разума, а другие скажут, что вся эта история — лишь отвлекающий маневр. На сайте Грани.Ру политолог Станислав Белковский даже предположил, что затея с плакатами была задумана для того, чтобы перенацелить усилия правозащитных и оппозиционных организаций с обсуждения реальных проблем на споры вокруг давно почившего в бозе тирана. По этой логике, отмена решения мэрии может стать лишь «костью», брошенной российским либералам.

Так или иначе в сегодняшней России фигура одного из самых беспощадных злодеев 20 века воспринимается неоднозначно, а вопрос о его заслугах и преступлениях по-прежнему вызывает споры. И пока страна не посмотрит прошлому в глаза и не «изгонит» Сталина — как это сделала послевоенная Германия в отношении Гитлера — путь к свободе и достоинству для нее будет закрыт.

Кэти Янг  — обозреватель журнала Reason, автор книги «Выросшая в Москве: воспоминания о детстве в Советском Союзе»

Источник: «Голос России»

Источник: Власти.нет

  • 321
  • 18.03.2010 15:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода