Кто такие украинцы? Мифы и факты

Читати цю новину російською мовою
Кто такие украинцы? Мифы и факты
то должна включать в себя национальная идея, а также не могут определиться с иерархией в пантеоне героев и выяснить, что важнее — шаровары или ракеты «Южмаша», идеологи «Русского мира» продолжают упорно раздувать наиболее стойкие в

Хотя на первый взгляд кажется, что украинцы – парадоксальная нация, исследования показывают, что пардоксальность эта – вполне европейская.

Украиноцентризм против двуликого постколониализма

Пока приверженцы украиноцентризма продолжают вести друг с другом жаркую, но малорезультативную дискуссию о том, что должна включать в себя национальная идея, а также не могут определиться с иерархией в пантеоне героев и выяснить, что важнее — шаровары или ракеты «Южмаша», идеологи «Русского мира» продолжают упорно раздувать наиболее стойкие в Украине советские мифы

Считалось, что коренной перелом в многолетнем противостоянии украинской идеи с постсоветским мировоззрением произошел во время президентских выборов 2004 года — победа Виктора Ющенко воспринималась в том числе как цивилизационный выбор украинцев, в большинстве своем не поддержавших пророссийский вектор развития. Однако энтузиазм во многом подпитывался ожиданиями скорейшей евроинтеграции Украины, которые, как известно, оказались преждевременными.

Уже в 2006-м проведенные Центром Разумкова социсследования подтвердили предположение о незначительном количестве украинцев, мысленно уже интегрировавшихся в Европу. Всего 6,6% опрошенных граждан тогда отнесли себя к общеевропейской культурной традиции. Впрочем, именно это исследование показало тотальное превосходство в обществе украинской традиции — к ней себя отнесли более 56% участвовавших в соцопросе.

Не менее интересными были и другие цифры: оказалось, что в Украине более распространена советская ментальность (16,4%), чем сугубо русская ( 11,3%). Примечательно также то, что в том же исследовании обе пророссийские группы населения проявили большой пессимизм относительно перспектив распространения исповедуемых ими же мировоззренческих доктрин — на вопрос, какая культурная традиция будет доминировать в Украине через 20–25 лет, только 2,1% опрошенных назвали русскую, а еще меньше (1,3%) — советскую.

Казалось бы, в условиях такой деградации в Украине пророссийского мировоззрения (к тому же не секрет, что среди приверженцев советской и русской культурных традиций мало молодежи, а львиную долю составляют пенсионеры) о фундаментальном росте популярности среди украинцев философии «Русского мира» (культивируемая Кремлем идея нового объединения постсоветского пространства, являющаяся, по сути, обновленной версией российского империализма) не может быть и речи.

Впрочем, системная работа российской власти удачно помножилась на противоречивую гуманитарную политику президента Ющенко и дала определенный эффект. Например, Украина опять заметно погружается в советский миф о Второй мировой войне (Великая Отечественная война вообще возглавляет пирамиду советской мифологии), что является первым этапом идеологического наступления Москвы.

Второй этап — переплавка гомо советикус в «простого русского человека» — уже локально реализуется в Крыму, в планах — Луганск и Одесса. Кстати, крымский опыт последних лет очень показателен: там тенденции в вопросах идентичности меняются просто на глазах, о чем свидетельствуют опросы того же Центра Разумкова — если в 2007-м патриотами Украины считали себя почти 37% крымчан, то в конце 2008-го в украинском патриотизме признались лишь 9,2% жителей АРК.

Миф о стране 130 национальностей

В сравнении с Польшей, Германией, Италией и Францией, где более 90% населения являются автохтонами, Украина выглядит интернациональным государством — согласно переписи 2001 года, этнических украинцев в стране насчитывалось около 78% (судя по наметившимся в последние десятилетия этнодемографическим тенденциям, сейчас этот показатель, вероятно, уже перешагнул 80-процентную отметку, но не более того)

Впрочем, в отличие от Латвии и Бельгии, где численность второй нации (соответственно русские и валлоны) варьируется между 30 и 40 процентами, вторая в стране этническая общность — украинские русские — насчитывала в 2001-м всего 17%. В остальном некоторое национальное разнообразие наблюдается лишь в четырех регионах Украины из 27 — на Буковине, в Закарпатье, Крыму и Южной Бессарабии (Одесская область).

Единственными регионами, где украинцы составляют меньшинство, а русских, соответственно, больше половины, являются Автономная Республика Крым и находящийся на том же полуострове город Севастополь. Даже в Донбассе, который за последнее столетие пережил несколько иммиграционных волн из России, численность граждан украинской национальности приближается к отметке 60%. В целом же по Украине этническая карта практически одноцветная — в 13 областях украинцев не менее 90%, в шести регионах — около 80% и больше, еще в трех — более 70%. Русские, кроме как в Крыму, не имеют крупных национальных анклавов, расселены относительно равномерно в приграничных с Российской Федерацией областях, преимущественно в индустриальных центрах. Но как бы то ни было, граждане Украины русской национальности, которых в 2001-м было 8,3 млн., являются крупнейшим национальным меньшинством Европы.

Этническую однородность Украины подчеркивает тот факт, что третьими в списке крупнейших национальностей страны с громадным отставанием от русского меньшинства значатся белорусы (их в 2001-м было 0,6% населения), которых незначительно больше, чем молдаван и крымских татар (по 0,5%), а также болгар ( 0,4%), венгров, румын и поляков (по 0,3%). Впрочем, все перечисленные народы (за исключением белорусов и поляков, разбросанных по всей территории страны) живут довольно компактно, заметно влияя на этническую карту Буковины, Закарпатья, Крыма и Одесчины.

Что касается миграционных мифов уже независимой Украины, то статистика не подтверждает массового расселения в 90-х по территории страны представителей народов Кавказа — их численность действительно возросла (например, азербайджанцев стало на 20%, грузин в полтора раза, а армян почти в два раза больше), но осталась в пределах 0,3–0,4% на всех кавказцев. Зато в годы независимости историческим фактом стал массовый отток из Украины евреев — если в 1989 году они составляли 1% населения, то перепись 2001-го зафиксировала всего 0,2% граждан еврейской национальности.

Комментарии

Источник: proua.com

  • 55
  • 02.05.2010 09:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода