Ярослав Качиньский — ставленник Москвы

Читати цю новину російською мовою
Ярослав Качиньский — ставленник Москвы
Москве будет намного удобнее иметь дело с государством, где два противоборствующих лидера ради повышения собственного рейтинга готовы согласиться на шаги, не самые полезные для национальных интересов Польши.

Всего два месяца назад опросы обещали Брониславу Коморовскому, которого выдвинула в президенты партия «Гражданская платформа», легкую победу уже в первом туре выборов. Но прогнозы не сбылись…

Ярослав Качиньский в очередной раз продемонстрировал чудеса политической агитации, умело удвоив свой рейтинг с помощью наводнений на юге Польши и катастрофы президентского Ту-154 под Смоленском. В результате, преимущество Коморовского оказалось незначительным (41% против 36%), и теперь 4 июля состоится второй тур, который у Качиньского есть все шансы выиграть. Его рейтинг растет с каждым днем, и ситуация все больше напоминает предыдущие президентские выборы. Тогда Лех Качиньский тоже сумел стать президентом вопреки всем опросам и отставанию в первом туре. Прогрессивных поляков пугает возможность такого повторения, но России не стоит расстраиваться раньше времени. Для налаживания польско-российских отношений президент Качиньский-2 будет намного полезнее своих конкурентов.

Самой Польше от победы Ярослава мало приятного. Во власти опять начнется борьба между премьером Туском и президентом Качиньским – на этот раз Ярославом. Лидеры двух главных партий снова будут делить сферы ответственности, проталкивать лояльных кандидатов на важные посты и использовать любую проблему для повышения собственного рейтинга. Как показывает опыт последних трех лет, жить в такой ситуации можно, но серьезные реформы проводить очень трудно. По крайней мере, о конституционной реформе, которая должна, наконец, определить, кто в стране главнее – президент или премьер, придется забыть до следующих выборов.

Но это внутренние проблемы Польши. С точки зрения российско-польских отношений победа Качиньского смотрится совершенно по-другому. Прежде всего, приятно то, что, став президентом, Ярослав уже не сможет занять пост премьер-министра, даже если его партия «Право и справедливость» победит на парламентских выборах осенью 2011 г. А значит у Качиньского будет гораздо меньше возможностей влиять на внешнюю политику страны. Ведь брат Лех, хоть и был президентом, не смог ничего противопоставить курсу на сближение с Москвой премьера Туска.

Кроме того, став президентом, Ярослав Качиньский окажется перед очень тяжелым выбором: кто поведет его партию на парламентских выборах 2011 г. и получит реальную возможность возглавить правительство? «Право и справедливость» изначально строилась как вождистская партия братьев Качиньских (старший, Ярослав – премьер, младший, Лех – президент) и других вариантов лидерства не предусматривала. А теперь Ярославу придется искать человека, который будет достаточно ярким, чтобы выиграть выборы, и одновременно достаточно лояльным, чтобы не подсидеть самого Качиньского. Комбинация практически невыполнимая, поэтому, в случае ухода Ярослава в президенты, самую антироссийскую партию польской политики «Право и справедливость» ждут серьезные перестановки. Она или изменится до неузнаваемости, или уйдет на второй план, а может, вообще развалится.

Меняться придется не только партии, но самому Качиньскому. В точности продолжить курс Леха Ярослав уже не сможет: слишком сильно изменились и внешний мир, и сама Польша. Напряженность в отношениях между Россией и США времен позднего Буша постепенно уходит, а вместе с ней уходит мода на антироссийские правительства в Восточной Европе. В отличие от Леха, у Ярослава не получится петь гимны, взявшись за руки с лидерами Грузии, Украины и Прибалтики. Власть в большинстве этих стран успела поменяться и теперь преследует совсем другие внешнеполитические цели. Да и польское общество все сильнее поддерживает нормализацию отношений с Россией. Разговор на равных с Москвой видится полякам главным доказательством роста международного веса их страны.

Братья Качиньские уловили эти перемены еще за несколько месяцев до катастрофы под Смоленском и резко потеплели по отношению к Кремлю. В январе Лех Качиньский пригласил Медведева на празднование годовщины освобождения Освенцима. Потом впервые согласился прилететь с визитом в Москву, чтобы принять участие в торжествах 9 мая. Ярослав эту линию продолжил и после гибели брата записал специальное видеообращение к россиянам, в котором поблагодарил за сочувствие после катастрофы президентского самолета и выразил надежду на дальнейшее сближение двух стран. Это обращение было размещено на сайте «Права и справедливости». Целевой аудиторией был явно не Кремль, и, тем более, не российские потребители информации, которые обращения почти не заметили, а польские избиратели, которые должны понять, что разговаривать с Москвой может не только Туск. Качиньский тоже умеет быть прагматичным и справится с этой задачей не хуже.

Получается, Москве будет куда легче иметь дело с обновленным Ярославом Качиньским, чем с его погибшим братом Лехом. А, возможно, даже легче, чем с Коморовским, несмотря на его лояльность Туску. Ведь в случае победы Коморовского, вся власть в Польше окажется в руках одной партии, и польскому руководству придется сбавить темп в сближении с Москвой, чтобы не выглядеть слишком пророссийским в глазах консервативной части польского общества. Это раньше Туск был готов на серьезные уступки, лишь бы на глазах у избирателей утереть нос президенту Качиньскому. А при президенте Коморовском власти Польши смогут выступать единым фронтом, и уступчивости у них поубавится.

Другое дело – президент Качиньский-2. При нем в Польше сохранится двоевластие и жесткая конкуренция между правителями. И Москве будет намного удобнее иметь дело с государством, где два противоборствующих лидера ради повышения собственного рейтинга готовы согласиться на шаги, не самые полезные для национальных интересов Польши.

Источник: Slon.ru

  • 74
  • 22.06.2010 04:17

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода