Виктор Черномырдин: Украинца от россиянина по роже не отличишь

Читати цю новину російською мовою
Виктор Черномырдин: Украинца от россиянина по роже не отличишь
Виктор Черномырдин, бывший российский посол, нынешний советник и спецпредствитель президента РФ, прибыл на Украину на три дня – чтоб раздать свои именные стипендии черниговским студентам и чтоб выяснить, чем новая украинская власть…

Виктор Черномырдин, бывший российский посол, нынешний советник и спецпредствитель президента РФ, прибыл на Украину на три дня – чтоб раздать свои именные стипендии черниговским студентам и чтоб выяснить, чем новая украинская власть российской полезна. О том, как выстроятся газовые отношения двух стран, чем власть Януковича удобнее правления Ющенко и как отличить русского от украинца, Виктор Черномырдин рассказал, отвечая на вопросы главного редактора «Известий в Украине» Янины Соколовской.

Известия: Как вы оцениваете действия новой украинской власти и нынешней оппозиции?

Виктор Черномырдин: Власть обновилась, это совсем другая ситуация и другая работа. Пришла новая администрация и занялась делом. Мы в России следили за украинскими событиями, переживали.

Теперь ситуацию можно оценивать по-разному, но я могу сказать: кардинально меняются прежде всего отношения российско-украинские, и это очень важно. Возобновились контакты наших руководителей. Последние пять лет у нас, по сути, не было ни контактов, ни нормальных отношений. Конечно, это было неправильно и к хорошему не вело.

Сейчас все меняется и идет на пользу и украинскому народу, и российскому. Сегодня уже не надо предпринимать усилия, чтобы удержать отношения на более — менее приличном уровне и сохранить их значение в экономиках наших государств. Уже подписаны многие документы, основополагающие для наших государств.

Россия не хочет, чтобы Украина была слабым государством. Наоборот, России нужен сильный сосед, богатый. С богатым договариваться легче.

Сегодня украинская  власть думает о работе, только о работе. Она обходится без дискуссий.  Любая дискуссия отвлекает от дела, во время дискуссии делаются ошибки, обидные слова высказываются, наносится непоправимый вред и создается нерабочая атмосфера. Сегодня этого уже нет. Слава Богу, нет.

Оппозиция теряет свои позиции. Мы привыкли к оппозиции, имеющей позицию. В России как было: и за волосы таскали друг друга, и дрались. Но этот период у нас закончился. Украина вошла в него чуть позже. Я спрашиваю украинцев – чего вы за нами повторяете все плохое?

Оппозиции нужно найти свою позицию. Говорят, что без оппозиции лучше – может и так, но она нужна. Нормальная власть будет выстраивать с оппозицией контакт и через нее проверять себя. Но оппозиция при этом должна быть конструктивной.

Объединенные ею люди —  граждане Украины. Политики говорят, что все делают  ради людей, ради гармонии. Но если все ради народа, то и делайте так, чтоб народу было лучше. Не разборки учиняйте, а правительству подсказывайте, доказывайте, чтоб оно меньше ошибок делало. 

Я всегда мог изменить свое решение, если мне доказывали, что я был не прав. Некоторые решения нельзя не отменять, ошибки можно и нужно исправлять. А когда мы этого не делаем, то порой совершаем преступление

В Украине по ряду вещей заметно, что власть нацелена на решение глобальных задач. Кризис еще не закончился, в Украине много проблем, а у России их еще больше, потому что сама страна крупнее. Надо просто сейчас двигаться в едином направлении, не растрачиваясь  на мелочи

И: Каковы перспективы объединения Газпрома и НАК «Нафтогаз»?

Черномырдин: По-моему с этим объединением все согласились, никто «нет» не сказал. Как объединяться – это вопрос, надо расчеты делать.  Газпром и НАК — не совсем одинаковые категории. Поровну объединить, поровну разделить —  так не будет. Размеры НАКа и Газпрома имеют значение. Большое. Должен быть выработан механизм объединения. 

Надо создать совместную кампанию, чтоб не отвлекаться «на давать — не давать», «добывать – не добывать». Компания обязана решать проблемы, и будет их решать — и с добычей, и с транзитом, и с распределением, и с газификацией.

Надо увязать объединение компаний и создание газового консорциума. Документы и его существовании есть, на бумаге все готово, даже бюджет создан, а работы нет. Причем, по вине Украины – я должен это сказать.

И: После смены украинского руководства российскому бизнесу здесь стало легче работать?

Черномырдин: За пять лет правления той администрации мы много претерпели всяких наездов. У нас все время пытались что-то отобрать – то в Кременчуге, то в Луганске. Когда завод стоял, он был не нужен, когда российский инвестор налаживал работу, у него начинали отбирать бизнес. Все делалось не ради прибылей, а чтобы россиянам сложности создать. Но бизнес — это не политика, не надо путать.

И: Готова ли Россия допустить украинские компании к разработке ее газовых месторождений?

Черномырдин: Мы всегда говорили — приходите. Берите месторождения, разрабатывайте, добывайте и продавайте по той цене, какую сочтете нужной. Но я могу сразу сказать – если бы пришли и добывали, то продавали бы по так же, как мы, если не дороже.

Мы хотим, чтобы была дорога с двусторонним движением, чтобы все было по-нормальному, по-человечески. Но не все складывалось — по разным причинам. Хотя Россия и россияне готовы к сотрудничеству.

А кто такой Томенко?

И: Вице-спикер Верховной Рады Микола Томенко возмутился заявлением российского посла Михаила Зурабова «Известиям» о том, что украинцы и россияне – единый народ. Томенко это назвал унижением, пренебрежением к украинцам и нарушением Конституции. Как вы к этому относитесь?

Черномырдин:  Нас очень многое объединяет. Нас, россиян и украинцев. У нас одни и те же праздники, одна и та же вера, мы одни песни поем, мы одинаково выпиваем — где больше, где меньше. Украинца от россиянина по роже не отличишь.

У меня жена была украинка, но я об этом даже не знал до какого-то времени. Знал, что теща по-украински говорит, и все. У Кучмы жена с Урала, а у моей Валентины корни здесь. Я предлагал Кучме женами меняться. Хохлов сюда, а русскую отдавай. Он что-то не согласился

В моей родной деревне половина жителей – украинцы, вторая — русские. Русские пришли из Воронежской губернии по указу царя осваивать новые земли. Украинцы прибыли из Харьковской области. Им понравилась территория, и обозы остановились рядом. Украинцы назвали свое село Кочубеевка. Русские, москали, свою деревню — Черный отрог. Потом они объединились и посредине оказалась школа. Мы выросли вместе, переженились, переплелись. Черномырдины очень разные, но никогда у нас не было, чтобы враждовали. Конечно, там украинцы совсем другие. Если они приедут сюда, им тут будет не очень комфортно, Это совсем другие обычаи, оттенки.

Мои сыновья меня спрашивали, как им в паспорте записаться – по маме украинцами или по мне – русскими. Я спросил – а кем себя чувствуете? Они ответили – русскими.

Когда я работал в Сибири, 60 процентов людей там были с Украины. Это Львовская, Ивано-Франковская, Харьковская области. Самые профессионально подготовленные люди, буровики были в основном отсюда. Но мне никогда не приходило в голову при назначении человека на работу спросить: ты кто по национальности: украинец или русский? Не было этого и не надо этого делать.

Что-то нас, конечно, разъединяет, почему бы и нет.  За время, которое я провел здесь, а восемь лет  это немало, я мог хорошо изучить эту страну. Когда Леонид Кучма написал книгу «Украина – не Россия», я был страшно возмущен этим названием. Потом я действительно увидел, что Украина — не Россия, и ничего плохого в этом нет.

Украина – компактное государство, где разница температур между севером и югом 5 -10 градусов. Это плодородная земля, отличные климатические условия – все то, что сформировало нормальные характеры людей.

В России две трети территории —  это северные районы или приравненные к ним. Людям не зря доплачивают только за то, что они живут в этих местах.

Оренбургская область — это  не Заполярье, но там платят 15 процентов уральских. Возьмите Сибирь, Чукотку — когда полгода ночь, действительно собаки воют, не выдерживают. Ну а человеку как?

И все это формирует характер. Россияне порезче, погрубее, поконкретнее украинцев. Мы не размазываемся. Мы сказали «да» — значит «да». Когда «нет» – значит, «нет».

Я не знаю, что имел в виду Зурабов, но важно, чтобы народы дружили, любили, строили нормальную  жизнь. Обижаться на то, что посол сказал, не стоит. Ничего тут обидного нет. И кто обиделся? Томенко? Сам-то он кто по национальности? Украинец? Это еще никто не знает. Если человек хочет к чему-то придраться, он и к столбу придерется.

Я не вижу тут ничего унизительного или оскорбительного.  Давно сказано: поскреби россиянина — до украинца доскребешься.

Какое отношение к улице имеет Мазепа?

И: Вас называют не только спецпредставителем российского президента, но и спонсором Украинско-россйиского института в Чернигове, филиала Московского государственного открытого университета. Вы его студентам раз в год Черномырдинские стипендии раздаете. Почему именно Чернигов выбрали?

Черномырдин: У меня сложились очень хорошие отношения с руководством Черниговской области. Работая послом, я чаще всего бывал в Чернигове. Отсюда вышли и московские, и киевские князья. Эти гены и традиции все равно сидят внутри нас, нельзя от них отказываться. 

Я сам раньше этот вуз заканчивал. Когда приперло и надо было в экономике разобраться, тут я второе образование получал. Когда учреждал здесь стипендию и выяснял размер, спросил у Кучмы – а твоя, президентская, стипендия – это сколько? Он сказал, и я сделал чуть меньше.

Я здешним выпускникам говорю: кто хочет чего-то добиться, всегда добивается. Я, человек, рожденный в обычной деревне, смог дойти вон куда. И помочь мне было некому — семья пятеро детей. Когда я учился, то не мог понять, что я больше делаю – учусь или работаю. А когда начал зарабатывать, то уже был женат. Было нелегко, но все дело было в силе воли и в желании работать.

Как это ни странно сейчас звучит, я всегда боялся огорчить родителей. Думал — вдруг они узнают, что со мной что-то случилось или я что-то натворил. Даже когда я стал председателем правительства, я понимал, что ответственен перед родителями. И сейчас я студентам говорю: нельзя, чтобы работа была в тягость. Это уже не работа. От нас и вас сегодня ждут результатов, и все зависит от нас.

И: Святейший Патриарх Кирилл, намеренный посетить Киев в июле, заявил, что ему неприятно будет ехать в Лавру по улице Мазепы. Это название ей присвоили при Ющенко. Пора бы переименовать?

Черномырдин: Вопрос в том, зачем это все было сделано. В отместку? Какое отношение к этой улице имеет Мазепа? У нее ведь было первое, историческое название. Почему его не вернули?

Кстати

Азаров: слияния не будет

Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что слияние «Нафтогаза Украины» и «Газпрома» не состоится: ”Никакого слияния не будет. Но будет поиск организационной формы, которая позволит, как наш президент сказал, синтезировать работу».

Новые афоризмы от Черномырдина

У нас судьба такая: или нас заливает, или мы горим. Этим мы и отличаемся от других государств.

У нас экономика другую коннотацию имеет, не совсем обычную. И не всякий ее понимает.   И мы не очень стремимся, чтобы нас понимали.

Говорят, что без оппозиции лучше – может и так, но она нужна

С богатым договариваться легче

Если человек хочет к чему-то придраться, он и к столбу придерется.

Источник: Известия

  • 63
  • 22.06.2010 21:01

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода