Последний рывок России

Читати цю новину російською мовою
Последний рывок России
У России нет ресурсов, чтобы одержать победу над Грузией. Это был их последний рывок. Да, они заняли стратегически важные районы и провели чистки населения, но вскоре осетины, которых русские якобы спасли, ощутят, что они — оккупанты.

Два года назад я наблюдал за тем, как российские танки вступают в Грузию. Русские утверждали, что защищают югоосетин от неспровоцированного нападения, но на самом деле это грузины защищались от сепаратизма, поддерживаемого Россией, пишет Мелик Кайлан в «The Wall Street Journal» (США).

Москва изобрела Южную Осетию в сталинские времена, создав ее как анклав, который позволил бы русским закрепиться на грузинской стороне Кавказских гор, дабы осуществлять контроль над территорией Грузии. Югоосетин Москва использовала — и продолжает использовать — для осуществления этой стратегии.

Во время вторжения 2008 года я беседовал с командиром российского танка, которого один грузинский фермер угощал на перекрестке пивом и овощами. «Мы здесь, чтобы помочь бедным людям», — говорил он. Этот пропагандистский штамп — такой же советский и архаичный, как и стратегическое мышление Москвы.

Этот же район я вновь посетил несколько недель назад. Теперь русские оккупируют не только Южную Осетию, но и территорию в 20 милях от Тбилиси, столицы Грузии. Они начали возводить барьер: мешки с песком, искусственные заграждения, сторожевые вышки и т.д., помимо военных баз, которые Москва тоже уже строит. Очевидно, что остаться они планируют надолго. В результате российского вторжения более 100 000 грузин были вынуждены покинуть свои дома, в которые они не вернулись и по сей день.

Между тем, 8 августа президент России Дмитрий Медведев посетил другой мятежный анклав, Абхазию, «независимость» которой (так же, как и Южной Осетии) Москва официально признала вскоре после вторжения. Он пообещал вложить в местную экономику 300 млн. долларов.

Этот мини-«железный занавес», как и тот, что опустился над Европой после Второй мировой войны, рано или поздно падет. Да, для этого нужно время. Но искусственно созданные зоны, зависящие от субсидий Москвы, — это черные дыры. Там нет конкурентного, законного бизнеса — зато процветают коррупция, контрабанда, азартные игры, алкоголизм и вовсю идет стрельба.

Между тем, Всемирный банк поместил Грузию на 11-е место в мире по легкости ведения бизнеса. Что касается коррупции, то я лично видел, как дорожный полицейский остановил машину грузинского чиновника и оштрафовал водителя за превышение скорости. В Москве вы такого не увидите.

Два года назад официальные лица Грузии сетовали на то, что администрация Буша отказывалась продать их стране противотанковое и зенитно-ракетное вооружение или принять ее в НАТО, чтобы сдержать враждебные планы Москвы. Государственный секретарь Хиллари Клинтон, посетив 5 июля Тбилиси, говорила о российской «оккупации» с обнадеживающей прямотой, но не предложила грузинам боевой техники для сдерживания агрессора. Москва была и остается слишком важной с точки зрения изоляции Ирана и обеспечения Соединенным Штатам доступа к маршрутам поставок в Афганистан. Так может ли сейчас Грузия надеяться на что-то большее, нежели в 2008 году?

Может. Тогда российские официальные лица говорили во всеуслышание, что их главная цель — смена режима в Тбилиси. Но рассчитывать на это им не стоит. Грузины по-прежнему поддерживают своего президента Михаила Саакашвили и не собираются вознаграждать Москву за ее жестокость.

Абхазы и югоосетины поймут, что свобода от Тбилиси при зависимости от Москвы — это вовсе не свобода. Глядя на то, как американские, европейские, турецкие, казахстанские, израильские и прочие инвесторы превращают более свободную и демократическую Грузию в процветающую экономику западного типа, пока они пребывают в состоянии застоя за колючей проволокой, они сделают выводы сами. Российские паспорта, подачки и псевдовыборы по сценарию Москвы не заменят настоящего будущего.

Во время своей последней поездки по Грузии я обедал с министром по делам реинтеграции Темури Якобашвили. Он был вовсе не мрачен. Он намекал на то, что грузины по неофициальным каналам ведут с властями сепаратистских регионов переговоры о возможном сближении.

«Вторжение показало границы российской силы, — сказал он. — Они не смогли занять нашу страну и сместить наше правительство. И.. не сумели втянуть нас в свою сферу влияния».

Якобашвили считает, что у России нет ресурсов для того, чтобы одержать победу. «Это был их последний рывок, — сказал он. — Да, они заняли стратегически важные районы и провели чистки нашего населения, но вскоре те самые люди, которых русские якобы спасли, ощутят, что они оккупанты. Многие уже это ощущают. Российские субсидии доходят до простых людей не больше, чем в самой России».

Похоже, что нынешний неосоветизм Москвы не отличается от предыдущего варианта и по тем же самым причинам потерпит крах. «Картина ясна, — сказал мне Якобашвили. — Пока Запад — это Запад, а Россия — это Россия, в этой истории мы можем рассчитывать на счастливый для себя конец».

Источник: Голос России

  • 55
  • 15.08.2010 07:34

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода