Как убивали Троцкого

Читати цю новину російською мовою
Как убивали Троцкого
Залитый кровью Троцкий, свидетельствуют сотрудники музея в Мехико, носящего его имя, не потерял сознание, а сумел вырвать у Рамона Меркадера ледоруб и даже укусил его за палец. Рамон настолько растерялся, что забыл о револьвере…

20 августа исполнилось 70 лет с момента проведения специальной операции по ликвидации Льва Троцкого. Самую важную и опасную ее часть осуществил легендарный Рамон Меркадер.

Он родился в 1914 году в Барселоне в знатной семье. Под влиянием своей матери Каридад Меркадер Рамон рано включился в революционное движение. Неоднократно за это подвергался арестам. Был членом Компартии Испании. В совершенстве владел французским языком, хорошо объяснялся на английском, позже освоил в том числе и русский язык. С июля 1936 года он принимал участие в гражданской войне в Испании, в звании лейтенанта воевал комиссаром на Арагонском фронте. В феврале 1937 года он был привлечен вместе с матерью к сотрудничеству с советской разведкой ее резидентом в Барселоне Наумом Эйтингоном. В 1938 году Меркадер находился в Москве, где проходил спецподготовку в НКВД.

Поскольку в мае 1940 года провалилась первая попытка устранить Троцкого, организованная группой во главе с мексиканским художником-коммунистом Давидом Сикейросом, был отдан приказ задействовать другую группу агентов для ликвидации личного врага Сталина. Роль непосредственного исполнителя в ней отводилась именно Рамону Меркадеру. План этой акции под кодовым названием «Утка» был разработан по прямому указанию Сталина генералами НКВД Павлом Судоплатовым и Наумом Эйтингоном под руководством «железного» наркома внутренних дел Лаврентия Берии. На проведение этой операции было выделено триста тысяч долларов. Руководил ею советский разведчик Наум Эйтингон, который в свое время завербовал Рихарда Зорге, разрабатывал операцию по устранению в 1929 году Якова Блюмкина, работал с Кимом Филби, Рудольфом Абелем, «атомными разведчиками», создавал отряд Дмитрия Медведева. Так что таланта и опыта ему было явно не занимать.

Именно то обстоятельство, что молодой Рамон Меркадер был очень красив (внешне похож на Алена Делона), было использовано для его внедрения в ближайшее окружение Льва Троцкого через одну из женщин в окружении «титана революции». Вот уж действительно, красота – страшная сила. При этом ему была отработана четкая линия поведения – никакой политики, только страстная любовь, которая притупляет бдительность и открывает все двери! Так оно и случилось. В сентябре 1939 года Рамон Меркадер переправляется в город Нью-Йорк с паспортом на имя канадского бизнесмена и сближается с Сильвией Агелофф, входившей в ближайшее окружение Троцкого. Девушка влюбилась в молодого красавца, представившегося ей вначале Жаком Морнаром, сыном бельгийского дипломата, а через полгода уже назвавшегося канадским бизнесменом Фрэнком Джексоном, якобы скрывающимся от призыва в бельгийскую армию. В октябре того же года Меркадер перебирается в Мехико, где Троцкий проживал со своей семьей. Меркадеру была поставлена задача через Сильвию Агелофф (секретаршу Троцкого) войти в доверие к супругам Росмер, дружившим с семьей Льва Давидовича. Единственным недостатком своего возлюбленного Сильвия считала его равнодушие к политике и поэтому ввела его в круг троцкистов. Рамон держался с ними независимо. Впрочем, подружившись с некоторыми, иногда помогал им деньгами.

Под влиянием Сильвии и ее патрона Фрэнк, следуя полученным инструкциям, «проникся» троцкистскими взглядами, начал писать статью о положении во Франции, которую и попросил отредактировать Троцкого. Тот согласился, и 17 августа они провели в кабинете вместе около десяти минут.

А 20 августа около пяти вечера Меркадер привез показать Троцкому окончательный вариант статьи. В тот момент Троцкий занимался любимым делом – кормил кроликов. Визитер, пришедший, несмотря на жару, в шляпе, с перекинутым через руку пальто, явился не совсем вовремя. И Троцкому статьей заниматься не хотелось. Но, человек воспитанный, Лев Давидович пригласил гостя в дом.

В кабинете он взял листки со статьей и присел за письменный стол. Меркадер же встал сбоку. Убедившись, что старик увлекся чтением, Рамон достал спрятанный в пальто альпинистский ледоруб и ударил им склонившегося над страницами Троцкого по голове. Он это сделал, как отмечают мексиканские исследователи, крайне неумело. Ледоруб хоть и пробил череп Троцкому, но тот вскочил из-за стола и диким голосом закричал. Убийца опешил. Он думал, что тихо прикончит старика и ускользнет.

Залитый кровью Троцкий, свидетельствуют сотрудники музея в Мехико, носящего его имя, не потерял сознание, а сумел вырвать у Меркадера ледоруб и даже укусил его за палец. Рамон настолько растерялся, что забыл о спрятанных под одеждой револьвере и кинжале. На шум прибежали охранники и принялись избивать злоумышленника рукоятками пистолетов, затем его скрутили и отправили в полицию, а Троцкого забрала «скорая помощь». В 19.30 ему сделали операцию. Рана на голове была вроде небольшая, хотя была пробита теменная кость. Но осколки вонзились в мозг. Во время операции Троцкий потерял сознание, больше в себя не приходил и через сутки скончался.

Надо отдать должное мужественному поведению Рамона Меркадера в ходе следствия и на суде. Как считает Оливия Галл, директор музея Троцкого и автор книги «Троцкий в Мексике», никого из своих сообщников он не выдал. Фрэнк Джексон так и не признался, что он был агентом НКВД Рамоном Меркадером. Он утверждал, что убийство совершил исключительно по мотивам личной мести: Троцкий якобы препятствовал их браку с Сильвией Агелофф, потому что и сам был не прочь за ней приударить. «Я решил принести себя в жертву ради нее», – заявил на суде Джексон. Еще Джексон будто бы имел претензии к Троцкому и его соратникам за то, что они использовали не по назначению переданные им деньги на борьбу за идею.

Мексиканский суд приговорил убийцу Троцкого к 20 годам тюрьмы, которые Меркадер отсидел от звонка до звонка, не подав ни одного ходатайства о смягчении режима или о досрочном освобождении. Лишь через шесть лет после суда следователи установили его настоящее имя. НКВД разрабатывало планы побега Рамона Меркадера, однако этому помешала начавшаяся Вторая мировая война. Если раньше сообщалось только о непосредственном исполнителе этого теракта и его прямом вдохновителе – Сталине, то после опубликования одного из документов из архива Президента Российской Федерации стали известны новые имена:

«Сов. Секретно. 6 июня 1941 г. – №1894/б.

ЦК ВКП (б). СНК СССР. Товарищу Сталину И.В.

Группой работников НКВД в 1940 году было успешно выполнено специальное задание. НКВД СССР просит наградить орденами Союза ССР шесть товарищей, участвовавших в выполнении этого задания. Прошу Вашего разрешения.

Народный комиссар внутренних дел

Л. Берия».

На документе рука Сталина: «За (без публикации) ».

В закрытом указе Президиума

Верховного Совета СССР значились:

К.Р. Меркадер, Н.И. Эйдингтон (Эйтингон), И.Р. Григулевич, Л.П. Василевский, П.П. Постельняк, П.А. Судоплатов.

Главный исполнитель этой акции был удостоен звания Героя Советского Союза. Его мать (К.Р. Меркадер) была награждена орденом Ленина. А в 1972 году на экраны мира вышел кинобоевик «Убийство Троцкого», снятый режиссером Ричардом Бартоном. Ирония судьбы – роль Меркадера в этой картине сыграл именно Ален Делон.

После освобождения Рамон Меркадер сначала жил в Чехословакии, в 1964 году он переехал в СССР. Здесь председатель КГБ Александр Шелепин и вручил ему Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина. По ходатайству лидера Компартии Испании Долорес Ибаррури его приняли на работу старшим научным сотрудником Института марксизма-ленинизма, назначили пенсию, соответствовавшую тогда пенсии генерал-майора.

Характерная деталь: пробиваясь в кабинеты Александра Шелепина, затем его преемника Владимира Семичастного и даже Михаила Суслова, Меркадер требовал освободить из тюрьмы своих бывших непосредственных руководителей – генералов Павла Судоплатова и Наума Эйтингона, которых Хрущев после смерти Сталина объявил пособниками Лаврентия Берии.

В середине 70-х годов по приглашению Фиделя Кастро Рамон Меркадер уехал на Кубу, где работал советником МИДа. Скончался он в 1978 году в Гаване от саркомы. (По его желанию, прах с острова Свободы был перевезен родственниками в СССР и погребен в Москве на Кунцевском кладбище под именем Рамона Ивановича Лопеса.)

Как Лев Троцкий, который свято верил и отдал свою жизнь за идеи «перманентной революции» и IV Интернационала, так же и Меркадер, безусловно, действовал исключительно по идейным мотивам, как коммунист, выполнявший приказ по ликвидации главного врага советского государства. И всю свою жизнь он был убежден в правоте своего поступка. Как утверждал генерал Павел Судоплатов, даже на склоне лет Меркадер никогда не раскаивался в том, что убил Троцкого: «Во время нашей встречи в Москве в 1969 году Рамон сказал мне, что если бы пришлось заново прожить 40-е годы, я бы сделал все, что сделал, но только не в сегодняшнем мире. Никому не дано выбирать время, в котором живешь».

А Лев Давидович Троцкий похоронен в своем доме, ставшем его последним пристанищем в Мехико, где сейчас располагается его музей и уже более 70 лет проживает его внук Эсебан Волков. В самом центре усадьбы находится скромная могила, над ней флагшток, на котором всегда развевается красный советский флаг со звездой, серпом и молотом. Сейчас это, пожалуй, единственное место за рубежом, где можно увидеть красное знамя – уже несуществующего государства. Два человека служили этому государству и умерли под этим флагом… Наверное, Революция пожирает и своих.

Источник: Трибуна

  • 380
  • 23.08.2010 15:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода