Отжыг недели от Полемики. О практическом применении крокодиловых слез

Читати цю новину російською мовою
Отжыг недели от Полемики. О практическом применении крокодиловых слез
Есть у меня один давний знакомец. Не так давно он разместил свое объявление на сайте, где мужчины и женщины разных народов ищут общения и любви.

Интернет  большой, но спрятаться в нем нельзя, поэтому этот  вьюноша за 50 был случайно обнаружен и идентифицирован.

В графе «предпочтительный язык общения» пан В. Т. назвал русский. И все бы ничего, но знакомец мой является последовательным многолетним борцом за все украинское, ходит в вышиванке, поменял несколько партий националистического толка, ища самую ядреную; поучаствовал в сотнях разнообразных манифестаций в защиту украинской идентичности и языка. Всегда готов к агрессивным выпадам в адрес тех, кто не до конца понял и прочувствовал величие националистических идей. Несмотря на свой более чем почтенный возраст, этот мужчина был неоднократно замечен в самых экзальтированных самореализациях – иногда на грани фола, а иногда и за гранью. Короче, верещит всегда громче всех и льет крокодиловы слезы уболивания за Родину.

И вот именно там, где можно было словом и делом доказать верность своим идеям в их практической плоскости, наш мачо позорно сдулся. Мову вообще защищать легко и приятно от того, кто ей не угрожает, но трудно  и муторно, когда ее существованию угрожаешь ты сам.  Кстати, русский в качестве предпочтительного на сайте знакомств почему-то выбирают примерно 80% украинских мужчин, включая жителей Ивано-Франковска и Луцка. Среди киевлян – процентов 95. Вот как тяжело наследие оккупации. Да, а вторым по предпочтительности чаще всего указывают… английский или польский.

Хочу сразу предупредить – речь в данном случае идет не о языке, а о лицемерии. Тема фарисейства и двойных стандартов занимала меня всегда. Как человек, много лет пишущий о политике и политиках, пусть и поневоле, и  со значительной долей отвращения, я  понимаю, что двойные стандарты и лицемерие  – суть любой политики. Даже в самых продвинутых цивилизованных странах, на которые мы мечтательно равняемся, политики  часто циничны, лицемерны и фальшивы. Вопрос лишь в том, насколько серьезно относятся сами деятели к  двойным стандартам, которыми пользуются ежесекундно, и  есть ли у них необходимая самоирония, позволяющая эту неловкость хотя бы отрефлектировать. То есть, хотя бы признать, что таковы правила этой неопрятной игры, особенно в том, что касается пиара и технологий. Признать и не лепить из себя воинов света и эталон морали.

Увы, украинские политики, похоже, не отдают себе отчета в том, как жалко и убого выглядят их надутые щеки и закушенные губы, их пафосные напыщенные речи на фоне  примитивного лицемерия.

Вот недавно был создан очередной  орган национального спасения -  Всеукраинский комитет в защиту украинского языка. 300 его членов, как сказано, знаковых личностей,  будут защищать мову. Пока не разъяснено досконально как именно. Путем разъездов по стране и увещеваний? Концертов? Лекций? Посредством закошмаривания официанток и чиновников, не юзающих украинский?  Проведением пятиминуток ненависти к тем, от кого, собственно, будут защищать?

Достоверно о технологиях неизвестно, но обещают на последующих пресс-конференциях сообщить подробно. Однако начало многообещающее, в обычном формате запальчивого  выяснения отношений с первой секунды. То есть, уже на стадии формирования списка трехсот начались скандалы и обиды – кого-то включили, кого-то нет. На все претензии вдохновитель идеи Олесь Доний отвечал – список не резиновый. В смысле – официальных лицензированных защитников может быть только триста? Пиара на всех не хватит? Язык можно защищать только стаей в триста человек? Бороться можно только в рамках Комитета?

Лично я вижу единственный действенный и уважаемый  способ защиты родного языка от посягательств – пусть даже и вполне виртуальных. Нужно пользоваться им как можно более широко, весело и свободно, заражая других своим примером. Все остальное, господа, уже из неевропейского арсенала принуждения, подавления и лицемерия. Впрочем, можно создавать и комитеты, разворачивать региональную сеть, организовывать ячейки и даже боевые отряды. Но это если задачи не вегетариански- культуртрегерские, как заявлено, а совсем иные – контролерские или репрессивные…

Не верите? А вот выдатный украинский пысьмэннык Капранов, который не может распродать свои выдатные книжки даже  с радикальной уценкой, призвал украинцев игнорировать издательства, которые принадлежат  – внимание! – пророссийским олигархам. Такая чоткая и дерзкая протекционистская мера, благодаря которой  украинцы тотчас  бросятся покупать именно книжки братов Капрановых – за  отсутствием выбора. Что ж, если связать руки, можно побриться и ногами, но удастся ли при этом сохранить черты лица?

Впрочем, это кривляние никого не пугает – все понимают, что эти игнорирования чистый, вернее, грязный пиар, а Сеть дает возможность скачивать любые книжки, пока напыщенные капрановы исполняют борьбу.

Народ уже немало выдвинул всевозможных версий и по поводу сакральной цифры 300. В списке комитетчиков строго 300 человек. Триста – как спартанцев? Плохая идея. Триста – как число членов мирового правительства, согласно популярной конспирологической концепции? Тоже так себе. Пока что официального разъяснения нет, но борьба за место в списке (где-то я уже что-то подобное слышала…), повторюсь,  развернулась вполне реальная – с обвинениями, интригами и люстрацией претендентов.

Однако  обратимся к реальности. Любая мало-мальски острая или конфликтная ситуация – в Раде ли, под ней ли,  у стен суда или Качановки – и тут же защитники украинского переходят на русский, и охотнее всего именно те, кто громче всего его отвергает. На отдыхе, в застолье,  в деловых переговорах большинство из самых ярых крикунов тихо переходят на русский.

Вопрос задачи – кто должен защищать украинский язык, если не его носители, для которых он нейтив? Или те, кто сознательно выбрал его родным как символ своей принадлежности молодой украинской державе – умом и сердцем? Второй вопрос задачи – почему нельзя просто пользоваться украинским везде, где хочется и можется, тем более что Конституция признает его единственным государственным, все официальное делопроизводство ведется на нем, в кино дублировано все исключительно на мову, и преподавание в вузах тоже украинское чуть больше, чем на 100%?

Читаю на ФБ рассуждения молодого журналиста, мегапламенного патриота из числа неофитов.  Через слово – прославление всего проукраинского. Не украинского, а именно ПРОукраинского. Как говорится, вроде одно и то же, но есть нюанс. Товарищ заходится в своей любви ко всему проукраинскому, заявляет, что в Конституции написано, что тот, кто не знает украинского, должен вернуть паспорт и лишиться гражданства (напомню еще раз – это пишет журналист), и жить в стране как иностранец – по разрешению ОВИРа. Приводит в пример свое издание как пример всего проукраинского. Но на вопрос – почему такое проукраинское издание выходит на русском и не имеет даже мовной версии – отвечает так: «Мы только движемся к тоталитарному обществу. Свободу еще не до конца уничтожили в Украине. Поэтому люди имеют право изучать языки и писать на разных языках» (это цитата!). На воре шапка горит…

Мы, уважаемый, если и  движемся к тоталитарному обществу, то только  усилиями таких полудурков, как вы, – мечтающих о репрессиях, давлении, диктате и удавке.

Или вот еще нямочка. На прошлой неделе Интернет был потрясен жгущей нервы драмой, якобы, разыгравшейся в киевском ресторане «Мураками». Некую барышню не взяли на работу официанткой с формулировкой «не знает русского языка, а у нас русскоязычные клиенты». Учитывая, что эту слезливую историю  по сети вирусом распространил некто Арьев, можно было бы сразу забить и забыть, но фейк  оказался настолько забавным, что ему нужно уделить несколько строк. Ибо в нем отразились все достижения рагульского пиара.

Итак, девушку не взяли прямо с таким вердиктом, а она, как утверждает ее мама,  имеет высшее образование врача  (хотя тут же утверждает, что дочь студентка) и знает 3 языка. Что понадобилось практически готовому доктору в ресторане, не знаю, но мама говорит – альтернативой могла бы стать только  работа в борделе массажном салоне с интимом. То есть в столице для   врача с тремя языками летом  подработки две – либо официанткой в ресторан, либо проституткой в салон. В тексте нет ни слова о попытках  девочки устроиться, например, медсестрой или сиделкой, но то таке, ей хочется официанткой, видимо, оно престижнее. Однако интересно -  какие три языка знает жительница Киева, не зная при этом русского? У меня версий нет.

Но вот лицемерный пафос распространителя этих соплей  – НАШИХ не берут за то, что они разговаривают на украинском. Хотя даже из этой красивой поделки своими руками следует, что барышню не взяли не за то, что она разговаривает на украинском, а за то, что она не разговаривает еще и на русском. Несложное передергивание, и готова прокламация для сплочения рядов борцов. То, что все здесь шито белыми нитками, никого не волнует. Волна истерических фарисейских откровений на тему: «Заберите у меня мой родной проклятый русский, который мне и нафиг не нужен» теперь поддерживается рассказами из серии «черная-черная рука  из черного-черного гробика тянется к вашему горлу!»

Между тем, уже прозвучали призывы найти и покарать хозяина ресторана и всей сети -  кстати, по отзывам тех, кто его знает, истового украинца, ненавидящего, как положено, Донбасс и Юго-Восток. Найти и покарать вплоть до поджога заведения общепита.

Эта тема вообще звучит в полный рост. Все  чаще  попытка порассуждать о правах русскоязычных человеков моментально натыкается на неприкрытые угрозы и обещания занести в черные списки. Про эти расстрельные списки, в которые внесены фамилии назначенных украиножерами, много ходит толков в Интернете…

Некоторые горячие головы предлагают туда записать и Олега Скрипку – за его неосторожное высказывание, что, мол, он с властью всегда хотел сотрудничать. Человек для продвижения украинской культуры сделал больше, чем все его критики, вместе взятые, но вот – поди ты. Стратил. Практически украиножер. Ах вы, гады лицемерные.

То есть, издатель, журналист, ресторатор, мытэць, который рвет попку до десен за мову, но при этом свой собственный продукт лепит на русском, потому что рынок диктует – это нормально. Морализатор и контролер, строгий агитатор за мову, но в быту, в застолье, на отдыхе,  в драке и радости юзающий русский – это нормально.  Человек же, честно излагающий свою позицию и спокойно любящий Родину, – это ужасно. На языки народов мира эта вавка в голове непереводима, но для нас это привычный образ жизни. А ведь это тотальное вранье и фарисейство реально задрало.

И ладно бы только в пресловутой языковой теме.

Вот вам еще – львовяне радостно заявили, что доходы их города от ЕВРО  составили 500 млн. грн, что вдвое превысило доходы Донецка. Могло, говорят, быть и больше, но туристов приехало не так много, как хотелось бы. Из-за бойкота. Алё, парни, а не ваши ли любимцы призывали европейцев игнорировать праздник футбола? Не вы ли рьяно поддерживали призывы Батькивщины и Свободы  к меркелям наплевать на Чемпионат и не ехать? Не вы ли злорадно приветствовали все проявления бойкота? К чему же теперь крокодиловы слезы?

Не буду лицемерить – мы все иногда применяем двойные стандарты. Мы все иногда фарисействуем, ибо слаб человек. Разница только в одном – кто-то стесняется, кто-то не понимает, а кто-то цинично пытается выдать крашеного кролика за шанхайского барса. Или мексиканского тушкана…

Нюра. Н.Берг

Источник: Полемика

  • 383
  • 02.07.2012 12:30

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода