Британец рассказал о секретном оружии Кремля

Читати цю новину російською мовою
Британец рассказал о секретном оружии Кремля
Он добавляет, что с 2014 года российские медиа обвиняют Америку во всем: от поддержки «фашистской хунты» в Украине до «информационной атаки» на Россию путем фабрикации данных об офшорах приятелей Путина.

В последние два года, после падения цен на нефть, российский режим уже не в состоянии разбрасываться хлебом, а потому переключился на зрелища – и войны

«Каждый день красная линия движется вверх либо вниз. Иногда она забирается выше, иногда падает. Она измеряет самый важный жизненный показатель российской политики: популярность Владимира Путина, который в Кремле называют рейтингом», – пишет британский журналист и историк Оуэн Мэтьюс в колонке для Newsweek, передает Новое время.

Он объясняет, что в дни, когда рейтинг находится на комфортном уровне 82%, как в мае 2016 российские элиты дышат посвободнее; когда он опускается ниже, как до 62% в 2011 году, все ресурсы бросаются на то, чтобы переломить тренд – любой ценой. В последнее время, по словам автора, меры поднятия рейтинга колебались от проведения роскошных Олимпийских игр до развязывания войн в Украине и Сирии.

Мэтьюс цитирует Глеба Павловского, политтехнолога, бывшего одним из главных архитекторов альянса социологов и владельцев медиа, которые привели Путина к власти в 2000-м году: «Вся политика – это информационная политика. Для нас нет разницы между фактами и восприятием».

«Так родилось магическое мышление, переросшее в современный режим Путина: Общественное мнение нужно контролировать, а не прислушиваться к нему», – отмечает автор. Он приводит слова российских экспертов о том, что к середине 1990-х годов, Кремль отказался от идеи победы на демократических дебатах. Характер власти изменился, и источником легитимности Кремля вместо людей, делающих демократический выбор между различными политическими позициями, стало привлечение как можно большего количества людей в поддержку национального лидера.

«Сначала общественное мнение было основой демократии, но теперь превратилось в инструмент авторитаризма», – подчеркивает Мэтьюс.

«Путинский Кремль также страстно верит в получение данных относительно общественного мнения, хотя методы, которые он при этом использует, сомнительны. В прошлом декабре Кремль назначил Ирину Макиеву, бывшую чиновницу госбанка, главой новой масштабной социологической службы, задачей которой является мониторить политическую температуру в России с точностью до минут. Под прямым патронажем ФСБ она направляет тысячи государственных чиновников, чтобы те сканировали местную прессу и соцсети на малейшие признаки недовольства», – рассказывает автор.

«Проблема в том, что такие государственные вопросы стали формой пропаганды сами по себе, как говорит Павловский. Вопросы задаются в форме: «Согласны ли вы с нормой, с большинством?», – продолжает Мэтьюс.

Он говорит, что секрет популярности Путина прост, как старая формула «хлеба и зрелищ». В последние два года, после падения цен на нефть, российский режим уже не в состоянии разбрасываться хлебом, а потому переключился на зрелища – и войны.

Наталья Зорькина, член команды, создававшей Левада-центр, одну из последних независимых социологических институций в РФ, подчеркивает, что все пики популярности Путина приходились на время войн: в Чечне в 2000, в Грузии в 2008, в Украине в 2014, в Сирии в 2015.

«Другая часть формулы также стара, как мир: создавать врагов. В начале 1990-х ряд опросов Левады обнаружили, что значительное большинство россиян восхищались культурой и ценностями Америки, а 43% были готовы признать, что все проблемы СССР были созданы им самим. В январе 2015 года опрос Левады показал, что 81% россиян имеют негативное отношение к США. Более того, 63% респондентов в этом году обвиняли в экономических проблемах своей страны «внешних врагов», – говорит Мэтьюс.

Он добавляет, что с 2014 года российские медиа обвиняют Америку во всем: от поддержки «фашистской хунты» в Украине до «информационной атаки» на Россию путем фабрикации данных об офшорах приятелей Путина.

Тем не менее, автор приводит слова исследователей о том, что российскому режиму не удастся долго усмирять россиян одними зрелищами. «Общество полно трещин – некачественное здравоохранение, безработица, растущие цены – но в нем нет чувства солидарности, нет интереса к политике. Единственное, что объединяет общество – это поддержка, выражаемая Путину, – цитирует он Зорькину. – Наиболее вероятный сценарий для России – медленное скатывание в хаотические протесты, продолжение коллапса общества и усиление органов безопасности».

Источник: Власти.нет

  • 2020
  • 17.06.2016 08:53

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода