«С Украиной нам не по пути». Секретное оружие Подкарпатской Руси

Читати цю новину російською мовою
«С Украиной нам не по пути». Секретное оружие Подкарпатской Руси
В Закарпатье вот-вот появится новая республика. Если депутаты не признают Подкарпатскую Русь украинской автономией в составе Украины, то русины объявляют себя полностью независимыми.

Сойм республики Подкарпатская Русь 25 октября принимает «Акт провозглашения восстановления русинской государственности». Закарпатской областной раде по сути был предъявлен ультиматум: если депутаты не признают Подкарпатскую Русь украинской автономией в составе Украины, то русины объявляют себя полностью независимыми. Наш обозреватель оказался в центре борьбы за русинскую государственность.

Все бегут, бегут, бегут…

Добирался я до Ужгорода на простой украинской электричке. Если бы жив был Гоголь, он написал бы еще одно бессмертное произведение об особенностях национального транспорта. Пока в одном закутке шли интенсивные споры о нравственности, плавно перетекающие в мордобой, рядом спокойно доедала вареное яичко старушка — божий одуванчик. Калеки всех мастей и просто попрошайки шастали по вагону, как на эстафете «Дружная семья». Контролеры уже пятый раз обходили вагон, собирая деньги за некупленные билеты. Подсел к бодрой бабушке с двумя внучатами. Разговорились — путь-то долгий.

Романия — так представилась пожилая женщина — возвращала внуков сыну в Ужгород после поездки по родственникам. А сама она давно не живет на Украине.

 — Римские мы! — разоткровенничалась Романия. — Мы с сестрой посменно работаем домоправительницами в Италии. Зарплата? Ну, 1500 евро выходит. Да еще соцпакет. Да там пол-Италии наши, закарпатские.

Закарпатье и в советское время считалось чуть ли не заграницей — снабжение, контрабандные товары, курорты… На малюсеньком клочке земли сосредоточились сразу четыре государственные границы: польская, словацкая, венгерская и румынская. Как только рассыпался Союз и границы открылись — потекли закарпатцы, включая русинов, на заработки в Западную Европу. По пятницам и понедельникам на границу лучше не ходить: все дороги забиты «бусиками» (типа наших маршруток, только панъевропейского сообщения). Это приезжают на выходные гастарбайтеры из Италии, Испании, Венгрии и Австрии. Те, кто не уехал на заработки, тоже без дела не сидят. По украинским паспортам с местной пропиской можно без визы углубляться в Евросоюз аж на 50 километров. Вот и везут старушки и старички в Европу сигареты и дизтопливо (в руках можно пронести одну канистру и один блок сигарет). Имеют долларов по 20 с каждой вылазки. А обратно на Украину экспортируют (вы не поверите!) сало и колбасу. С некоторых пор, как экономикой стали управлять «оранжевые», европейская мясная гастрономия стала дешевле отечественной.

Утечка рабочих рук на Запад коснулась не только мужского населения Закарпатья. Интердевочки в гостинице, где я жил, скажем прямо, не отличались красотой и молодостью. Охранник растолковал мне эту метаморфозу:

 — Молодухи все уехали к вам, москалям, и на Запад. А эти дивчины — домохозяйки. Пока мужья горбатятся в Венгрии, они тоже копейку в дом зарабатывают. Чтоб простоя не было!

Но из Закарпатья не только уезжают. Каждый год сюда прибывает, по оценке русинов, не менее 100 тысяч нелегалов из Африки и Юго-Восточной Азии. Они живут в подвалах и на заброшенных фермах. А потом группами перебегают границу. Их ловят и отправляют обратно в Закарпатье, в лагерь под Мукачево. Евросоюз даже платит Украине за это деньги. Но нелегалов от этого меньше не становится.

Я всегда считал, что западные области Украины дружно голосовали за «оранжевых». Оказалось — нет! В Закарпатье все, с кем я встречался, дружно клянут Ющенко. Хотя достается и Януковичу.

 — Так больше жить нельзя! — заявил мне Андрей, владелец шиномонтажа. — Там, в Киеве, совсем опупели! Который месяц без власти! А налоги дерут!

И на фоне всеобщего недовольства зазвучал старинный гимн Подкарпатской Руси: «Подкарпатские русины, оставьте глубокий сон!» Самое время для развала страны. А тут еще экономический кризис и привозное сало… Российские политологи часто утверждают, что политические процессы на Украине идут почти как в России, но с запозданием в 10-15 лет. Если этому верить, то еще впереди «Белый дом», танки в Киеве и прочие ужасы смутного времени.

Интервью из подполья

На следующий день после мой встречи с предводителем русинских «повстанцев» отцом Дмитрием Сидором в храме Христа Спасителя должны были состояться выборы правительства Подкарпатской Руси. Это я узнал под большим секретом, клятвенно пообещав, что опубликую эту информацию уже после выборов. Поэтому следующую встречу мы назначили на вечер. Но планам отца Сидора не суждено было сбыться. Сразу после утренней службы в храм ворвались милиционеры.

 — Это они меня искали, — расскажет мне потом один из идеологов движения, председатель партии «Подкарпатская Русь» Петр Гецько. — А я в это время был в конспиративном месте.

Милиционеры взломали двери, обыскали помещения. На защиту православия встал могучий отец Сидор. Он одной рукой пытался заснять фотоаппаратом милицейский беспредел, а другой — отбивался от захватчиков. Пришлось пожертвовать фотоаппаратом — милиционеры разбили его, а батюшку трогать не стали. Так и ушли ни с чем. Выборы органа самоуправления не состоялись. Телефоны всей верхушки русинского движения в целях конспирации были выключены. «Повстанцы» легли на дно. Но я все же сумел поговорить с Петром Гецько в это неспокойное для русинов время.

 — Мы не хотим гражданской войны и кровопролития! — заявил он мне из подполья. — Но после тех репрессий, которым вы были свидетелем, у нас нет другого пути, как провозгласить себя независимой республикой. С Украиной нам не по пути. Общих исторических корней у нас нет. Эта земля была наша, пока мы ее не потеряли по воле Сталина. А потом была насильная украинизация. Нас В киевской прессе уже вовсю гуляют комиксы про русинскую проблемудаже за народ не признавали. Писали в паспортах — украинец и все! А как Украина пограбила нас за годы советской и антисоветской власти! Сколько буковых лесов повырубили! Изменился климат! Обмелели реки! Почву смыло дождями. А все курорты и лакомые кусочки земли купили господа из Киева. Мы тут калькуляцию провели. Украина в качестве компенсации должна выплатить русинам 20 миллиардов евро. Цифра точная.

 — На что жить будете, если отделитесь? Пока компенсация придет…

 — А трубопроводы на что? «Уренгой-Помары-Ужгород» — две трубы. Да еще «Дружба». Да еще Польша-Румыния. Каждая ветка по 200 километров. Если брать за транзит деньги, то жить можно! Потом туризм. У нас 14 замков. Водопады и минеральные источники. Швейцария — да и только!

 — Ну а если Евросоюз вас не признает? — мои сомнения — дань уважения к подпольщику. Ясно и так, что не признает.

 — Как это? Да мы уже с венгерскими депутатами приватно встречались. И Словакия тоже не против. Ведь там видят, что украинские власти планомерно уничтожают русинов. Вот следующий съезд бандеровцы обещали провести у нас, в Ужгороде. Угрожают нам. В Киеве завели на нас уголовные дела. А мы все 17 лет пытаемся парламентским путем отстоять право на автономию. По последней информации, бандеровцы готовят страшную провокацию: взорвут трубопроводы, а свалят все на нас. Поэтому мы будем требовать введения в Подкарпатскую Русь сил быстрого реагирования Евросоюза и Российской Федерации. Только тогда все смогут спать спокойно.

Трубопроводы — это серьезно. Это наши с вами денежки. Это не только яхты «бизнесов», но и пенсии и пособия для малоимущих. А действительно, рванут «Дружбу» — и весь мир обернется к проблеме русинов! И замерзающая Европа, и греющая ее Россия. А русинам этого и надо. Вот оно — секретное оружие Подкарпатской Руси!

Нет у революции начала…

В самом конце Православной набережной (бывшей Московской. Хорошо хоть Дудаевской не назвали. А что, во Львове, да и на всей Западной Украине в каждом городе есть улица Дудаева. — Авт.)   напротив областной прокуратуры стоит Покровский собор. Его построили в 1930 году русские эмигранты в память о погибших в Первую мировую соотечественниках. Настоятелем там отец Николай. Я застал его, когда он облачился в штатский костюм и собирался после службы домой. О проблеме русинов мы с ним проговорили чуть ли не час.

 — Да нет такой проблемы! — убеждал меня отец Николай. — Закарпатье это такая многонациональная область. И разницы между русином или украинцем я лично не вижу никакой. Кроме того, здесь исторически проживают другие народности. И гуцулы, и даже цыгане. Так что — всем отделяться?

Про гуцулов не скажу — я их не видел. А вот цыган здесь великое множество. Они совсем не такие, как у нас в России. С глупостями всякими на улице не пристают. Ходят тихо по городу, роются в помойках. Или сидят в уголке — милостыню просят. И совсем не думают об отделении.

 — Я не знаю, что думает по поводу русинской государственности наш владыка отец Федор. Как он терпит, что в кафедральном соборе происходят такие странные вещи. Знаю лишь то, что священник должен служить. А политик заниматься политикой. И совмещать одно с другим не след.

Я уже писал, что в Закарпатской областной думе, которой, собственно, предъявили ультиматум русины, я не смог встретиться ни с одним депутатом — все бегали от московского корреспондента как от огня. Но один отважный депутат все же согласился на разговор. При условии, что я не буду называть его имя даже на Страшном Суде. Скажу лишь, что по национальности он не русин. А наоборот — стопроцентный украинец.

 — И русинов, и нерусинов «прокатила» киевская власть еще в 1991 году. Тогда был референдум, на котором стояло два вопроса: «за самостийную Украину» и «за самоуправляемую территорию (автономию) русинов ». 78 процентов населения Закарпатской области проголосовали «за» то и другое. Но Верховная рада ратифицировала решение по первому вопросу, а второй проигнорировала. Но референдум был из двух вопросов. Поэтому на данный момент чисто юридически наша область не имеет никакого отношения к Украине. Если копнуть дальше, то, когда Сталин по итогам Второй мировой войны присоединил Закарпатье к Украине, делегация русинов прибыла в Кремль, чтобы просить о создании 16-й республики в составе СССР. Сталин их не принял. И быстро провел «липовый» референдум о присоединении Закарпатья к Украине. Тогда еще шли боевые действия, и результаты этой «липы» в любом случае нелегитимны! Но русины были и есть, пусть всего 10 тысяч человек назвали себя русинами. И мы обязаны с этим считаться.

 — В Киеве во всем этом видят «руку Москвы»…

 — Это «рука Киева»! Я вам открою маленький секрет. Нынешний глава администрации президента Ющенко Виктор Балога уроженец этих мест, русин по национальности. Только с его подачи начались русинские выступления. Всего я вам сказать не могу, но это выгодно Балоге. Он преследует свои цели. Среди них нет создания Подкарпатской Руси. У вас в истории был поп Гапон. Здесь нечто похожее…

 — Как депутаты прореагируют на ультиматум русинов? 1 декабря не за горами…

 — 15 депутатов из нашей фракции уже перекупили… Если голосование и будет, то его исход неочевиден. Сидеть и не замечать проблемы — не выход. Я про себя скажу: надо дать русинскому народу самоуправление. Хотя бы для того, чтобы народ успокоился. Замечу: ни о каких выходах из состава Украины речь не идет!

… Когда я вернулся в Москву, мне позвонил с чужого телефона Петр Гецько:

 — Юрий! Директор Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко в прямом эфире пообещал пересажать всех наших активистов. В связи с откровенным террором против русинов со стороны украинской власти принято решение, что на днях мы объявим себя независимыми. Не дожидаясь 1 декабря!

Революция продолжается…

Источник: Известия

  • 62
  • 17.11.2008 13:01

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода