Поговорить с «другом Владимиром» про острова. Визит Путина в Японию вызвал ажиотаж среди политиков

Читати цю новину російською мовою
Поговорить с «другом Владимиром» про острова. Визит Путина в Японию вызвал ажиотаж среди политиков
Премьер-министр Владимир Путин во вторник в течение дня принял участие в десятке мероприятий в японской столице, куда приехал с рабочим визитом. Глава российского правительства все это время изо всех сил старался заниматься исключительно вверенными ему эк

Премьер-министр Владимир Путин во вторник в течение дня принял участие в десятке мероприятий в японской столице, куда приехал с рабочим визитом. Глава российского правительства все это время изо всех сил старался заниматься исключительно вверенными ему экономическими вопросами, однако пару раз все же не удержался. Прежде всего потому, что у японцев не хватало сил все время делать вид, будто их в отношениях с Россией что-то волнует больше, чем территориальный вопрос. Между тем это все равно не помешало премьеру упрочить российско-японское экономическое взаимодействие подписанием важного соглашения в атомной сфере и вдобавок внести вклад в развитие гуманитарных связей — представив японским читателям собственную книгу про дзюдо. Осадок, правда, все равно остался…

Рабочий визит Путина в Японию вызвал ажиотаж среди ведущих японских политиков. Чтобы лишь полчасика поговорить с «другом Владимиром», в Токио примчался что-то делавший в Африке бывший премьер Иосиро Мори, причем из Африки ему на самом деле надо было не в Токио, а в Дублин. Следом встречи с бывшим главой российского государства был удостоен еще один бывший премьер-министр Японии — Дзюнъитиро Коидзуми, далее в программе двусторонних встреч Путина оказался лидер оппозиционной Демократической партии Итиро Одзава. К пяти часам вечера очередь принимать Путина дошла, наконец, до премьер-министра Таро Асо (который, вполне вероятно, после скорых парламентских выборов обретет статус бывшего премьера). И эта беседа затянулась.

Повышенному вниманию к визиту российского премьера есть конкретное объяснение. Дело в том, что в последние месяцы в среде японских политиков стала возрождаться надежда на некие подвижки в решении территориальной проблемы. Что они будут представлять собой на деле — достоверно не знает никто. Однако на этом фоне из уст одного высокопоставленного японского дипломата недавно прозвучало предложение: разделить четыре острова «поровну по площади» — чтобы Японии-де достались Кунашир, Хабомаи, Шикотан и четверть Итурупа, а России — три четверти Итурупа. МИД Японии, правда, немедленно этого дипломата отчитал и заявил, что позиция Токио неизменна — «все четыре острова — исконные японские территории». Это нехитрое «дипломатическое зондирование» — лишь подтверждение того, что в Токио с любопытством ждут реакции Москвы. По их оптимистичным прогнозам, она должна последовать в Генуе во время двусторонней встречи Медведева и Асо на июльской «восьмерке».

На итоговой пресс-конференции после долгих переговоров въедливый японский журналист из газеты «Никкэй» потребовал от Асо процитировать, «какими словами вы обменивались по поводу территориального вопроса».

 — Я понял, что Путин имеет очень сильное желание к решению вопроса, — по лицу Асо было видно, что он и впрямь рад.

По лицу Путина было видно, что он не хочет, чтобы какая-либо его реакция вообще была видна.

И тогда еще одному японцу ничего не оставалось, как в лоб его спросить — как он относится к идее разделить российские острова по площади пополам.

 — И в России существуют разные подходы к решению проблемы такого рода, но я бы не хотел их все сейчас воспроизводить и анализировать, — аккуратно заговорил Путин. — Главное, что надо ориентироваться на ту часть российского общества, которая настроена на решение проблемы. Мы развиваем экономическое сотрудничество для того, чтобы создать условия для подписания мирного договора. Россия готова к обсуждению этой проблемы, между премьер-министром Японии и президентом Медведевым достигнута договоренность о встрече в Италии в июле, и в том числе для обсуждения проблемы мирного договора. Думаю, что на этой встрече будут обсуждены все варианты достижения цели, в том числе и тот, который вы упомянули.

Похоже, что в целом японцы во вторник услышали от Путина то, что хотели.

Между тем отсутствие мирного договора — как это в принципе и должно быть — совершенно не отразилось на экономической составляющей визита. Сотни бизнесменов, собравшихся во вторник на российско-японский деловой форум, очень заинтересованы в дальнейшем росте взаимного товарооборота (за последние четыре года он утроился и достиг 30 миллиардов долларов). Рассказав бизнесменам о перспективах российско-японского сотрудничества в транспортной сфере, переработке сырья, сельском хозяйстве, строительстве трубопроводов, производстве автомобилей, проведении Олимпиады в Сочи и т.д., Путин лично принял участие в церемонии подписания ряда межбанковских и межправительственных соглашений, главным из которых стало Соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии. Этот документ, в частности, позволит России значительно увеличить поставки низкообогащенного урана в Японию, развивать с ней сотрудничество ядерно-топливного цикла, включая обогащение топлива, а также в вопросах геологоразведки и добычи природного урана на территории России и в третьих странах, например в Монголии. Уже сейчас речь идет о многомиллиардных контрактах.

Завершился вторник презентацией изданной на японском языке книги «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным». Соавторами ее стали, понятное дело, сам премьер-министр, и его добрый знакомый, олимпийский чемпион по дзюдо Ясухиро Ямасита.

У Путина этот Ямасита, кажется, единственный из японских приятелей, который успешно борется — но не за острова.

Курилы как кирпичик ялтинской системы

«Искусство политики заключается в поиске приемлемых компромиссов», — сказал несколько дней назад Владимир Путин в интервью японским журналистам, в лоб спросившим премьера о готовности к каким-либо компромиссным вариантам в решении «территориальной проблемы». Компромисс по этому вопросу ищут уже почти двадцать лет. Горбачев признал само существование «территориальной проблемы», Ельцин с Козыревым чуть не отдали острова в начале 90-х. Сегодня власть куда осторожнее, взвешеннее. Но поиск ответа на тяжелый вопрос идет.

Беда в том, что в последние годы он хотя и кулуарно, но сводился к торгу по поводу того, готовы ли мы отдать все четыре южнокурильских острова или два из них. И японцы, чувствуя этот настрой, торг не прекращают. Теперь, на полуофициальном уровне, Токио вбросил идею поделить острова по площади «поровну», чтобы у России остались только три четверти Итурупа.

«Защита Родины — это наша святая обязанность, это нравственная основа для всех поколений», — сказал Медведев 9 мая, выступая перед парадом на Красной площади. Это вполне относится к Курилам, нынешний статус которых — тоже итог Второй мировой войны, кирпичик ялтинской системы, на которой строилось и держится до сих пор очень многое в миропорядке.

Источник: Известия

  • 45
  • 13.05.2009 16:34

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода