Выборы-2010: Фавориты выдохлись…

Читати цю новину російською мовою
Выборы-2010: Фавориты выдохлись…
Согласитесь, крайне трудно придумать версию, объясняющую, почему Виктор Ющенко собирается баллотироваться на второй срок. Мы долго и безуспешно ломали голову над этой загадкой. Пришлось обратиться за помощью к политологу Вадиму Карасеву.

Согласитесь, крайне трудно придумать версию, объясняющую, почему Виктор Ющенко собирается баллотироваться на второй срок. Мы долго и безуспешно ломали голову над этой загадкой. Пришлось обратиться за помощью к политологу Вадиму Карасеву. И он полностью оправдал наши ожидания.

Вадим, Верховная Рада наконец-то приняла в первом чтении проект закона о повышении социальных стандартов. Существует достаточно высокая вероятность того, что этот нормативный акт в скором времени будет принят в целом. Это победа Партии регионов или же БЮТ решил договариваться с «регионалами»?

— На мой взгляд, это не столько шаг к победе, сколько шаг от поражения Партии регионов. Если бы «регионалы» и дальше продолжали блокировать парламентскую трибуну, то они проиграли бы дважды. Первый раз в качестве разрушителей парламентаризма. Во второй — как политическая сила, которая неспособна достичь желаемого результата, несмотря на реализацию достаточно жестких и рискованных во всех отношениях мер. Поэтому неслучайно Партия регионов ухватилась за спасательный круг, брошенный Владимиром Литвином в виде компромиссного проекта социального закона, разработанного Олегом Зарубинским. Спикеру же нужна работающая Верховная Рада, поскольку председатель парламента без Рады — это нонсенс.

Должен отметить, что спасательный круг спикера спас от поражения и Юлию Тимошенко. Хотя «бютовцы» и не голосовали за социальный закон, однако парламент заработал. Более того, в какой-то степени и БЮТ может записать в свой актив данный нормативный акт, поскольку часть депутатов, входящих в правящую парламентскую коалицию, поддержали его, 38 голосов дала «НУНС», 3 — БЮТ и 20 — Блок Литвина. И Тимошенко уже нельзя обвинять в том, что она выступает против повышения социальных стандартов. 

Однако первый вице-премьер Александр Турчинов уже обвинил «Нашу Украину» в сговоре с Партией регионов. А сами «регионалы» расценивают поддержку пропрезидентских депутатов как ложку дегтя в бочке меда…

— Тут непонятно: или ложка дегтя в бочке меда, или ложка меда в бочке дегтя. Я не думаю, что был сговор «Нашей Украины» с ПР. «НУ» поддержала социальный законопроект, поскольку она не может не участвовать в этой популистской гонке. Какой смысл отдавать монополию в данной сфере Партии регионов или БЮТ? Они что, одни такие умные? Поэтому и Литвин подсуетился, и «Наша Украина» тоже. В конце концов эти фракции являются миноритарными акционерами Рады и всегда могут сказать, что не они инициаторы развернувшейся популистской гонки. Расшифровать реакцию Турчинова можно также, исходя из неприятного для Тимошенко и БЮТ прецедента. А что если голосование во вторник — это обкатка, апробация, эксперимент по будущей коалиции «без БЮТ» — между первым и вторым турами президентских выборов или после них в случае победы Януковича? Литвин получает гарантии пролонгации спикерства, но коалиция другая и с другим премьером?

Повышение зарплат и пенсий — это стратегия или тактика президентской кампании?

— Безусловно, это тактика ведения электоральной борьбы. Она определяется социальной повесткой предстоящих президентских выборов. Как только кампания де-факто стартовала, у Партии регионов была надежда на то, что Юлия Тимошенко не справится с экономическим кризисом. Весной 2009 года были предприняты попытки организовать акции социального протеста, отправить правительство в отставку. Не знаю, есть ли в этом заслуга Тимошенко, однако первая волна финансово-экономического кризиса позади. И, по большому счету, она не ударила по основным электоральным слоям. Пострадали те, у кого были депозиты в банках, кто набрал кредитов. Однако будем откровенными: у большинства украинцев, особенно тех, кто живет в сельской местности, нет больших депозитов в банках. Уже не будет резкой девальвации национальной валюты, инфляции и так далее. Но начнется вторая волна кризиса, которая будет иметь чисто социальное измерение. Это безработица, сжатие внутреннего спроса, резкое падение доходов населения. Вот именно на «социалке» ПР и хочет подловить Тимошенко, сбить премьерский полет к президентству. Понятно, что новому главе государства придется решать проблемы бюджетного, фискального и социального кризиса, который никуда не денется. Но это уже выносится за скобки нынешней избирательной кампании. Выберут Януковича — придется решить «дилемму премьера»: „поменять нельзя оставить“. Оставить или отставить? Может быть другой премьер, а может остаться по договоренности БЮТ и ПР — Тимошенко.

Получается, что президент Янукович не станет распускать Верховную Раду и согласится на премьерство Тимошенко?

— Если распустить нынешний парламент, то в новой Раде появятся блоки (партии) Яценюка, Тигипко, Гриценко, Тягнибока. За счет кого они получат голоса избирателей? В первую очередь, за счет Партии регионов, БЮТ, „Нашей Украины“ и, наверное, Блока Литвина. Даже если Владимир Литвин и сумеет преодолеть трехпроцентный барьер, он все равно не сможет вернуться на пост спикера. Поэтому основные мажоритарные акционеры Рады не заинтересованы в роспуске законодательного органа власти, поскольку в таком случае поменяются все внутри — и внепарламентские расклады. Лучше уж договориться с Тимошенко, чтобы оставить за бортом весь этот бьющий копытами и рвущийся в элиту молодняк, чем распускать Раду и проводить новые выборы, которые непонятно чем закончатся.

Наверное, свое слово скажут и те, кто стоит за политиками и руководит ими. Ведь если фискальный, бюджетный и социальный кризис трансформируется в социальную катастрофу, то больше всего потеряют те, кто стоит за кулисами большой политики.

Что стоит за обещанием Виктора Ющенко остаться на посту президента?

— Начнем с того, что фавориты нынешней избирательной кампании очень рано стартовали. И еще до официального начала выборов они уже выдохлись морально, интеллектуально и креативно. Наделали ошибок и наговорили много глупостей. В результате получается, что именно Ющенко находится сегодня в наиболее выгодной стартовой позиции. Поясню эту мысль более подробно.

Тимошенко и Янукович хотят, чтобы кампания шла по социальному треку. Это свидетельствует о том, что для них президентские выборы являются продолжением парламентских выборов 2006—2007 годов. Финал 2010-го — это завершение очно-заочного спора двух премьеров последних лет. Ведь они постоянно выясняют, кто был более эффективным главой правительства, а кто менее эффективным. Два премьера воюют прежде всего за контроль над исполнительной властью. Обратите внимание: Партия регионов никогда не позиционировала себя в качестве парламентской оппозиции. Они говорят, что просто находятся в оппозиции. Почему? Вспомните, где находятся „закрома родины“ в советской, постсоветской и олигархической экономике? В исполнительной власти. Поэтому „регионалы“ и подчеркивают, что они выступают в роли теневого правительства. Поэтому Янукович и не хочет ходить в Раду. Он стремится быть вторым премьером.

Совершенно ясно, что если выборы выиграет Тимошенко или Янукович, то они сделают все для того, чтобы президент руководил исполнительной властью, в которой находятся „закрома родины“. А преимущество Ющенко заключается в том, что он предлагает более фундаментальную повестку выборов, в соответствии с которой президент — это не просто распорядитель бюджетных средств, „начальник страны“, а гарант экономических, социальных и правовых свобод. Гарант будущего страны. Именно Ющенко может заполнить вакуум, возникший из-за того, что ни Тимошенко, ни Янукович не предлагают обществу больших, фундаментальных месседжей. Приходится констатировать: кроме Виктора Андреевича, нет кандидата, который бы вышел и сказал: я буду защищать демократические свободы, свободу слова, выбора и так далее.

Возможно, Ющенко и продуцирует тренды. Но в условиях кризиса люди вряд ли поменяют тренды на масло. Как он собирается выиграть выборы?

— Если вы обратили внимание, то рейтинги Януковича и Тимошенко уже длительное время не растут. Я согласен с Литвином, который прогнозирует падение электоральных показателей двух фаворитов избирательной гонки. У Арсения Яценюка рейтинг падает, и, по последним данным, составляет около 9%. В то же время по результатам большинства закрытых и открытых социологических опросов, у Ющенко сегодня есть твердые 7%. Это не так уж и далеко от Яценюка и Тимошенко. И ведь предвыборная борьба только начинается. У Президента достаточно физических и интеллектуальных сил для того, чтобы бороться за электорат.

Есть колеблющийся бизнес-класс, который всегда выступает за свободу. Есть мелкие предприниматели. Интеллектуалы. Журналисты, которые понимают, чем им угрожает несвобода слова. Большой бизнес тоже внимательно присматривается к кандидатам: кому отдать страну и чего потом ожидать от этого президента? Ведь, по большому счету, он не знает, чего ожидать от президента Януковича. И как поведет себя на этой должности Тимошенко? А Ющенко ясен, поскольку он обнажает свои политические взгляды. Мы знаем, какой курс он будет дальше проводить, если ему предоставить нормальный инструментарий власти.

Смотрите, что получается: на фоне усталости и исчерпанности команд двух основных кандидатов Виктор Ющенко, если правильно построит свою кампанию, может бороться за выход во второй тур. Ему сегодня нет смысла воевать с Януковичем. А после выхода во второй тур расклады поменяются. Это уже будет совсем другая игра.

На мой взгляд, Яценюк во второй тур не выйдет. За выход в финал будут бороться два, условно говоря, „постмайданных“ кандидата: Тимошенко и Ющенко.

Вот вы говорите, что Виктор Андреевич формулирует фундаментальные месседжи. Однако он сам откровенно признает: нация не созрела для понимания смысла его „посланий“. Дозреет ли нация за оставшиеся три месяца?

— А вы почитайте последние материалы на тему перспектив установления в Украине диктатуры. Общество уже прозревает. Когда начинаются рассуждения о необходимости установления жесткой вертикали власти, то мне понятно, к чему идет дело. Ведь в нормальных обществах никакой вертикали власти нет. Нельзя сводить государство к исполнительной власти, к командной системе управления. То, что сегодня происходит в парламенте, — это, в определенной степени, дефолт политических элит.

Например, нынешняя парламентская элита не хочет, чтобы Украина была в Европейском Союзе, в НАТО и так далее. Почему? Если вести бизнес по европейским стандартам, то многие ли украинские коммерсанты останутся на плаву? Не думаю. Более того, нынешняя власть держится на бедности основной массы населения. Как только общество станет богаче, ему такая власть больше не будет нужна. Я имею в виду парламентскую, исполнительную и законодательную власть.

На индивидуальном уровне представители элит давно уже интегрировались в НАТО и в Евросоюз, которые они клеймят на ток-шоу. Они регулярно проводят в Монако приемы и вечеринки. Лечатся в Европе, обучают там своих детей, покупают недвижимость. Если, не дай Бог, в Украине начнется какая-то заварушка, то им есть где переждать лихие времена. Но они не хотят, чтобы украинское общество интегрировалось в Европу, поскольку в таком случае отпадет потребность в такой элите. И никакого раскола Украины на проевропейский запад и пророссийский восток на самом деле нет. Есть раскол между европейским завтра и постсоветским вчера. Это, скорее, ментальные, идеологические различия, имеющие отдельные региональные проекции.

Какие ошибки, на ваш взгляд, совершила во время своей избирательной кампании Юлия Тимошенко?

— Прежде всего, смена электорального календаря — это достаточно серьезный прокол как со стороны Тимошенко, так и, частично, со стороны Партии регионов. Вы помните, что сначала ПР и БЮТ договорились проводить президентские выборы 25 октября. В таком случае „она бы успевала“. А вот смена темпоритма, перенос кампании на зиму создает достаточно серьезные риски для Юлии Тимошенко.

Во-вторых, экономический кризис серьезно влияет на предвыборные расклады. Тимошенко делает ставку на бюджетников и пенсионеров. Поэтому для нее важно любой ценой сохранить уровень бюджетных выплат. Однако разница между бюджетными доходами и социально ориентированными расходами становится все более и более угрожающей.

В-третьих, Юлия Тимошенко никогда не побеждала на выборах, находясь у власти. Она всегда побеждала, будучи в оппозиции. И эти оппозиционные походы во власть в стиле походов Мао Цзэдуна на Пекин ей прекрасно удавались. А сегодня ситуация другая.

В-четвертых, у Тимошенко нет опыта ведения президентских кампаний. У Януковича он есть. И у Ющенко — тоже. Юлия Владимировна же принимала участие только в парламентских выборах. А это совершенно другой жанр.

И наконец, в-пятых: фирменный знак Тимошенко — реклама, политтехнологии, шоу-фест-подход, технологичный, яркий, постмодернистский стиль ведения избирательных кампаний. „Постмодернистская легкость бытия“ как бы ассоциируется с самой Тимошенко на фоне несколько тяжеловатого, сурового Януковича и внешне медлительного, неэкспрессивного Ющенко. А это очень важно для телевизионной картинки, для избирателя, который зачастую следит за ходом кампании по телевизору. Однако на нынешних выборах фирменный стиль Юлии Владимировны уже не срабатывает. Политтехнологии? К ним уже все привыкли. Концертный тур? Так их уже было столько, что никого этим не удивишь. Нет новизны и свежести. И команда у Тимошенко осталась прежней. Это притупляет восприятие кампании. Кроме того, Юлия Владимировна действительно вынуждена решать оперативные задачи, связанные с премьерством. Это отвлекает от видения общей стратегии выборов. В результате социологи фиксируют отсутствие роста рейтингов Тимошенко. Достигнут некий потолок и все. Дальше дело не идет.

Юлия Владимировна заговорила о диктатуре. Это оговорка или зондаж настроений общества?

— Думаю, это оговорка по Фрейду, которая свидетельствует о накопленной усталости. В какой-то степени это жест отчаяния. Премьер как и любой человек, который находится у власти, хочет, чтобы его указания выполнялись быстро и беспрекословно. А так не получается. Демократия — это достаточно сложная переговорная и обсуждающая система. На Западе давно в ходу теория так называемой делиберативной, обсуждающей демократии, в соответствии с которой, прежде чем принять какое-то решение, необходимо его рассматривать в различных инстанциях. Это процедура, которая требует времени, переговоров. Нет скорости решений. Тимошенко любит скорость, она человек скорости. Она дромократка. Дромократия — это власть скорости. А диктатура и является властью скорости. Ты сказал — приняли. Ты не успел еще закончить — а люди уже побежали выполнять. Как в армии.

Премьер действительно устала. Тем более что она все время находится во враждебном, по ее мнению, окружении. У нее уже выработался комплекс осажденной крепости. Вот она и ляпнула то, что у нее накипело внутри: да лучше диктатура, чем вот этот бардак. Но в политике слово — не воробей. Когда-то кандидат в президенты Росс Перо, выступая перед черной аудиторией в 1992 году, сказал „эти люди“. И ему этого не простили, а шансы на избрание у Перо были очень приличными. Так и здесь: надо „фильтровать базар“, как нас учили представители Партии регионов. Надо сдерживать эмоции, поскольку слово прозвучало, и оно опасно. Независимо от того, что в действительности хотел сказать автор.

А судебный запрет на критику деятельности правительства — из той же оперы?

— Это тоже растерянность, несогласованность действий команды премьера. Понятно, что они прокололись. Надо было сразу, без всяких объяснений, признать свою ошибку. Но вместо этого некоторые стали оправдывать подобный шаг, придумывать различные аргументы. Это выглядело нелепо и глупо. Возникло перформативное противоречие. Оно заключается в том, что ты хочешь сказать одно, но, облачая свою мысль в словесную форму, лишаешь смысла свои слова. Примером перформативного противоречия является утверждение „истины не существует“. Но сказав подобное, человек утверждает, что это и есть истина. Так и в данном случае. Когда „бютовцы“ стали оправдывать судебный запрет, они вступили в перформативное противоречие, поскольку все сказанное ими только подчеркивало глупость, тупость и опасность подобного решения. Хорошо, что они его отозвали.

Кто в большей степени повлияет на исход президентских выборов в Украине: США или Россия? С учетом того, что американцы командируют в Киев Джона Теффта, а россияне пока никого не присылают.

— Потому-то американцы и посылают сюда посла, что у них меньше интеллектуальных и информационных возможностей для влияния, чем у России. РФ вообще может действовать без посла, поскольку россияне и так достаточно хорошо представлены в Украине. Кроме того, наша страна еще не вышла из исторического и политического тела России. Ей только предстоит это сделать в ближайшие пять лет.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук

Источник: Версии

  • 47
  • 10.10.2009 19:08

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода