Выборы-2010: есть три реальных кандидата в президенты. Как они договорятся

Читати цю новину російською мовою
Выборы-2010: есть три реальных кандидата в президенты. Как они договорятся
Мои недавние встречи в Вашингтоне дают основание полагать, что американские друзья украинского президента всерьёз рассматривают концепцию, при которой Янукович становится президентом, а Ющенко — премьером Украины. При этом оба инициируют принят

19 октября стартовала президентская кампания. Эксперты делают ставки и прогнозы на предстоящую президентскую гонку. Можно с некоей долей уверенности делать предположения о том, кто же выйдет во второй тур и как будет развиваться дальнейшая ситуация в стране. Можно уже сейчас оценивать шансы основных кандидатов. Можно очертить контур предстоящей кампании. Обо всех этих моментах мы решили поговорить с политологом, директором Киевского института проблем управления имени Горшенина Костем Бондаренко.

 — Итак, мы стоим на старте президентской кампании. И одним из основных вопросов, который волнует многих, является судьба нынешнего президента — Виктора Ющенко. На что он надеется? С его нынешним рейтингом невозможно претендовать на победу на выборах — это факт. Но президент сохраняет олимпийское спокойствие и даже инициирует какие-то активности.

 — Ющенко никак не может лишиться своей мессианской концепции. Он искренне верит в своё высшее предназначение и в то, что провидение не оставит его. И что подсказка явится ему в виде «пылающего куста», как высказалась журналистка Наталья Приходько. У Ющенко предпринимаются слабые попытки повторить с Партией регионов старый «фокус»  — договориться о схеме, при которой Ющенко или становится премьером при президенте Януковиче, или избирается президентом в Раде при премьере Януковиче. Мои недавние встречи в Вашингтоне дают основание полагать, что американские друзья украинского президента всерьёз рассматривают концепцию, при которой Янукович становится президентом, а Ющенко — премьером Украины. При этом оба инициируют принятие новой Конституции, введение двухпалатного парламента, и Ющенко автоматически становится пожизненным сенатором.  Но эти схемы не подкреплены  политическим ресурсом, а потому маловероятны. Во-первых, Барак Обама не скрывает того, что Украина перестала быть для Штатов важным стратегическим объектом — как и Восточная Европа в целом. Во-вторых, демократы уже критикуют политику республиканцев, направленную на искусственное поддержание «цветных» режимов в Грузии и в Украине. В-третьих, демократия по-грузински и по-украински — это пародия на американские идеалы демократии.

Именно поэтому Ющенко смог в полной мере ощутить обструкцию — как на Западе, так и на Востоке. Визит в Туркменистан оказался бессмысленным и провальным по своей сути: над Ющенко поглумился даже Гурбангулы Бердымухаммедов! (Когда-то Ирина Геращенко рассказывала мне о том, насколько тёплые отношения установились между Ющенко и покойным Туркменбаши — в 2005-м году они общались чуть ли не в ежедневном режиме; сейчас Ющенко не смог наладить отношения с преемником Ниязова). На Генассамблее ООН Ющенко и Саакашвили выступали чуть ли не последними, да к тому же даже не получил нескольких минут общения с Обамой. Даже Кучма во времена обструкции со стороны Запада имел возможность неформально общаться с американским президентом во время Генассамблеи ООН! А потом добавьте Кишин ёв, где кроме разговора о погоде и рукопожатия Ющенко не смог ни о чём другом поговорить с Дмитрием Медведевым.

Я неоднократно слышал от зарубежных экспертов мнение о том, что «Ющенко был неплохим премьером, но стал никудышным президентом». Рокировка «Янукович  — президент, Ющенко — премьер» может стать для Запада таким себе сценарием «Спасти рядового Райана». Но на Западе не понимают одного: с электоральной, и даже технологической точки зрения это — практически невозможно. Ющенко необходимо тихо и без шума подумать о статусе «персонального пенсионера государственного значения».

 — Сейчас много говорят о том, что уже определены основные кандидаты — Тимошенко и Янукович. Но останутся ли их позиции незыблемыми в ходе кампании?

 — У всех основных кандидатов рейтинги застыли, и радикальный рост не наблюдается ни у кого. По последним данным, полученным социологами нашего института, рейтинг Януковича — 29,3 %, рейтинг Тимошенко — 20,4 %.  Яценюк — 12, 1. Любая десятая доля процента воспринимается штабами кандидатов как огромный успех, но говорить о существенном прорыве не приходится. Минус для Януковича — его команда, точнее, её фактическое отсутствие. Партия регионов сегодня не может выполнять функции коллективного организатора победы своего лидера в президентской кампании. По имеющимся данным, внутренние группировки в партии скорее напоминают лебедя, рака и щуку, а Янукович вряд ли может проявить волю и напористость, чтобы ликвидировать «банду четырёх» в своём окружении. Вообще — для того, чтобы играть весомую роль в политике и после выборов (не зависимо от их результатов) ему прид ётся уже сейчас задуматься о том, с кем в дальнейшем заключать союзнические пакты. Явно, что  связка с Виктором Ющенко ему ничего не принесёт.

Минус для Тимошенко — власть. Она является премьером в условиях, когда страна оказалась в полосе экономического кризиса. И любое колебание курса национальной валюты, любое проявление экономической нестабильности будет автоматически бить по её рейтингам. Можно восторгаться её лозунгами или критиковать их, можно воспринимать или не воспринимать визуальную рекламу, можно по-разному относиться к турам звёзд по территории Украины, но не они будут определяющими в кампании Тимошенко. Экономические показатели, которые, увы,  неутешительны. Украинская экономика так и не стала на ноги. И ослаблению её содействуют в том числе внутренние факторы. Помните ситуацию в Чили в начале 70-х годов? Юлия Тимошенко напоминает мне Сальвадора Альенде. Его правительство тоже столкнулось с саботажем со стороны проамерикански настроенных олигархов, с искусственными играми на курсах валют, с бунтами пустых кастрюль и так далее. Потом пришёл генерал Пиночет — и через год кризис прекратился. Мне кажется, что сегодня внешние и внутренние силы готовы принести Тимошенко в жертву, как в 1973-м году — Альенде.

 — А Арсений Яценюк? Как Вы оцениваете его положение?

 — У Арсения Яценюка тоже нет серьёзного прорыва в электоральном плане. Он вошел в украинскую политику как олицетворение чего-то нового, свежего, но потенциал тех, кто готов поддержать «третью силу», оказался слишком невелик. Оттого рейтинг Яценюка хоть и остаётся третьим, но не растёт. Правда он и не падает, как хотелось бы конкурентам. Главный его минус в том, что многим не нравится его излишняя молодость. Нужно отметить, что оппоненты Яценюка избрали неправильную тактику борьбы с ним, представив его в виде ставленника олигархов. Целых несколько месяцев велась кампания о том, что Яценюк — ставленник Фирташа. Потом его начали привязывать к Пинчуку. В результате оказалось, что к финансированию кампании Яценюка олигархи  отношения не имеют, а люди, которых называют в числе финансистов Арсения, в клуб олигархов вовсе не входят.

Мониторинг телепространства показывает, что Яценюк уступает другим кандидатам в плане присутствия в телевизионных программах. В течение лета и  осени Яценюк фактически персона нон-грата на «Интере» и «1+1». Хозяева этих каналов Коломойский и Фирташ, очевидно, ждут, когда Яценюк придёт к ним на поклон, Пинчук занимает нейтральную позицию – «Я помогаю всем и никому одновременно». Возможно, что в распоряжении Яценюка окажется канал «Украина» — если будет реализован план сотрудничества с Партией регионов.

 — Насколько ударила по имиджу Яценюка кампания, развёрнутая против него мэром Ужгорода Сергеем Ратушняком?

 — Ратушняк не субъект, а элемент компании против Яценюка. В целом, антисемитская кампания оказалась контрпродуктивной в своей сути. Электорат, который поверил в то, что Яценюк — еврей (а я хорошо знаю его родителей и могу сказать, что к еврейской национальности никакого отношения они не имеют, хотя вообще сама постановка вопроса мне кажется дикой),  — это заведомо не его электорат. В электоральной среде разных кандидатов присутствуют различные мировоззренческие ценности, антисемитизм характерен для слабообразованной части общества (образованные люди используют антисемитизм лишь как инструмент воздействия на массы — не более). Но Ратушняк  — можно сказать — помог Яценюку в одном немаловажном деле: теперь на Яценюка обратило внимание еврейское лобби в США, а также политические круги в Израиле, и в будущем они могут делать на него ставку. Израильские политики вообще заявляют о том, что Украина — антисемитское государство, раз оно допускает выпады против не еврея Арсения. И бить эти заявления будут по имиджу государства и по его руководству.

Кстати, Яценюк в последнее время сделал несколько заявлений в стиле «Киев — мать городов русских» и так далее — то есть, панславистская риторика, что, очевидно, тоже должно перекрыть «осадок», оставшийся от заявлений Ратушняка.

 — Но всё же Яценюк сможет попасть во второй тур?

 — У Яценюка есть шансы попасть во второй тур. Хочу отметить, что в Украине впервые сложилась ситуация, что реальных претендентов на пост Президента не два, а три. Мы еще никогда ни с чем подобным не сталкивались и ситуация чревата различными сюрпризами и неожиданностями. Да, шансы Яценюка теоретически ниже, чем у его основных конкурентов,  но возможно для него президентство — не самоцель? Что делать на президентском посту без политической партии и фракции в парламенте? Если он не пройдет во второй тур, то может договориться с Регионами.  Например, сделать эффектный ход, скажем, заключить публичную  открытую договоренность с Януковичем о его поддержке во втором туре. При этом Яценюку не надо просить никаких должностей и постов достаточно выдвинуть одно простое условие — что Янукович–президент немедленно  распустит Раду и объявит о досрочных парламентских выборах сразу после президентских.  Партия Яценюка (используя энергию президентской кампании) на них сможет получить около 100 мест. Не случайно, что партийное строительство в штабе Яценюка сегодня — приоритет № 1.

При поддержке Яценюка Янукович выиграет стопроцентно. А Тимошенко, в условиях распущенной Рады, останется исполняющей обязанности премьер-министра и будет нести всю ответственность  за развивающийся кризис, выполнение написанного ею же нереального бюджета, социальную обстановку в стране  еще несколько месяцев до дня голосования на парламентских выборах. Сомнительно, что ее партия  в этой ситуации возьмет существенное количество голосов.

В следующем парламенте коалиция — таким образом — будет сформирована Регионами и Яценюком.  Яценюк вполне возможный премьер-министр, а Тимошенко и её политической силе будет уготована печальная участь. Когда я говорил о Сальвадоре Альенде, то имел в виду физическую смерть. Яценюк и Янукович могут приготовить и организовать  Тимошенко смерть политическую — но долгую и мучительную.

 — В прессе много говорится о возможности срыва президентской кампании. Как Вы считаете, возможно ли то, чтобы кампания была сорвана?

 — Ну, опасность срыва выборов рассматривается в ходе любой президентской или парламентской кампании. И эта опасность остаётся до последнего дня кампании. Больше всего возможности сорвать выборы имеют люди, облечённые властью.   Но вряд ли Тимошенко или Ющенко пойдут на такой путь. Он самоубийственный с точки зрения политики — это точно. Хотя победа Тимошенко в легальном пространстве не просматривается, поэтому Тимошенко больше всех может быть заинтересована в неправовом развитии ситуации. Однако, беспорядки в Украине не выгодны сегодня ни Брюсселю, ни Москве, ни Вашингтону. Именно поэтому на украинскую политику будет оказываться давление извне. Западу и Востоку нужны максимально спокойные выборы — без «майданов», без революций и прочих потрясений. Именно потому сейчас всех потенциальных «смутьянов» присадят на огромные «крючки» в виде компромата или финансовых угроз. Такие «крючки» есть и у России и у США.

Источник: Подробности

  • 43
  • 26.10.2009 08:31

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода