Премьер-министра России Столыпина признали в Литве за своего

Читати цю новину російською мовою
Премьер-министра России Столыпина признали в Литве за своего
В историческом центре Вильнюса – на доме №30 по улице Швянто Стяпоно, – открыта мемориальная доска Петру Столыпину. Событие может показаться неожиданным лишь для тех, кто не знает о литовском периоде жизни Столыпина.

В историческом центре Вильнюса – на доме №30 по улице Швянто Стяпоно, – открыта мемориальная доска Петру Столыпину. На ней начертано: «В этом доме в 1876—1892 гг. жил министр-реформатор Петр Аркадьевич Столыпин». Автор доски — скульптор Кястутис Мустейкис.

Событие может показаться неожиданным лишь для тех, кто не знает о литовском периоде жизни Столыпина.

«Период его жизни и деятельности в Литве, где он с небольшими перерывами пребывал в общей сложности около сорока лет, и в российской, и в литовской историографии представлен скупо, фрагментарно, — считает председатель общества православного просвещения в Литве «Живой колос» Ирина Арефьева. — Хотя именно на литовской земле, где он учился в Виленской гимназии, а позднее исполнял обязанности председателя Ковенского уездного, затем губернского дворянства, а также был почетным Мировым судьей, и сформировался характер Столыпина как человека и гражданина».

Именно Ирина Арефьева и ее муж Герман Шлевич, много лет изучающие литовский период жизни Петра Аркадьевича Столыпина, предложили открыть памятную доску на доме номер 30. С этой идеей они выступили еще в 1991 году. Дело сдвинулось, когда предложение поддержала член вильнюсского горсовета, советник мэра Лариса Дмитриева, которая ведет проект «Русское историческое наследие Вильнюса».

Как оказался Петр Столыпин в Вильно? Детство будущий реформатор провел сначала в усадьбе Середниково Московской губернии (до 1869 года), а потом в имении Калнаберже Ковенской губернии (до 1877 года). Это живописное место на берегу реки Нярис досталось его отцу Аркадию Дмитриевичу от родственника, который проиграл значительную сумму и предложил вместо денег недвижимость в нескольких километрах от литовского городка Кедайняя (тогда он назывался Кедайны).

«Так и стало принадлежать нашей семье милое Калнаберже, унаследованное потом моим отцом», — пишет в своих воспоминаниях дочь Петра Столыпина Мария Бок. Правда, если в Вильнюсе чтят память рефоматора, то в Калнаберже усадьба заброшена, окна выбиты. В доме, говорят, нашли пристанище бомжи. Пару лет назад случился пожар…

Но в те далекие годы все было иначе. В 1874-м, когда 12-летнему Пете настала пора учиться в гимназии, Аркадий Дмитриевич купил двухэтажный дом в Вильнюсе (тогда — Вильно) на Стефановской улице. Ныне эта улица и называется Швянто Стяпоно.

По словам Германа Шлевича, Аркадий Дмитриевич объяснял приобретение тем, «чтобы быть поближе к этому поместью». Вильно ныне часах в полутора езды от Калнаберже, а тогда, пожалуй, целый день нужно было трястись в пролетке. Но по сравнению с Питером или Москвой – рукой подать.

Петя, получивший до этого домашнее образование, выдержал испытание на поступление во второй класс виленской гимназии, проучился в ней пять лет.

Закончив шесть классов, будущий реформатор продолжил образование в Орле. В гимназии ему был выдан аттестат зрелости, и в июле 1881 года Петр Столыпин подал прошение о зачислении в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета. По окончании вуза Петр Столыпин получил назначение на работу в Департамент земледелия и сельской промышленности министерства государственных имуществ России. За два года дослужился до должности заместителя столоначальника. Затем недолго прослужил в министерстве внутренних дел, которое и предложило ему работу в Литве: в марте 1889 года 27-летний Петр Столыпин был назначен предводителем дворянства Ковенского уезда. Ковно (Каунас) еще ближе к Калнаберже, чем Вильно.

«Можно только догадываться о мотивах, которые побудили молодого человека сменить место чиновника в российской столице на службу на окраине империи в должности предводителя дворянства, которая в то время была по преимуществу чисто представительской; очень возможно, что такой выбор был продиктован особым интересом Петра Аркадьевича к «земельному вопросу», — считает Герман Шлевич. — Возможно, Петра Столыпина вдохновлял пример его дяди Дмитрия Аркадьевича Столыпина, известного в России естествоиспытателя, занимавшегося проблемами реорганизации сельского хозяйства».

«Став полноправным хозяином имения Калнаберже (85,5 гектара), перешедшего к нему от отца, Петр Столыпин сделал это хозяйство полигоном для своих экспериментов по организации труда на земле,  — рассказывает Ирина Арефьева. — По словам его старшей дочери Марии, он весь «уходил в заботы о посевах, покосах, посадках в лесу и работах во фруктовых садах…»

В 1900 году по инициативе Столыпина организовывается Ковенское Сельскохозяйственное общество. Среди основных задач, отраженных в его уставе, – просвещение крестьян, внедрение современных методов хозяйствования на земле. Ковенское Сельскохозяйственное общество открыло опытную станцию в Байсогале. Другой проект Столыпина в Литве — сельскохозяйственная школа с опытной животноводческой станцией в Дотнуве, недалеко от Кедайняя. В Дотнуве и ныне работает Литовская сельскохозяйственная академия, а в Байсогале – Институт животноводства.

30 мая 1902 года 40-летний Петр Столыпин был назначен Гродненским губернатором, и он оказался самым молодым губернатором России. В 1903 году ему доверяют пост руководителя одной из самых крупных в то время губерний России – Саратовской. В апреле 1906 года он становится министром внутренних дел, и вскоре премьер-министром России. Наконец-то Столыпину, как главе исполнительной власти государства, предоставилась возможность провести в жизнь его идеи.

Изучив опыт литовской хуторской системы, Петр Столыпин стал ратовать за то, чтобы в России земля могла закрепляться за крестьянами в качестве личной собственности, за создание самостоятельных хуторских хозяйств, то есть личных имений. В результате, считал Столыпин, если в массе своей крестьяне станут собственниками, они будут опорой государства. Реформатор также выдвинул предложение о закреплении за крестьянами не только общинных, но желательно и государственных земель. При этом, считал он, государственная помощь должна оказываться прежде всего крепким крестьянам, середнякам, то есть тем, кто уже доказал, что умеет хозяйствовать на земле.

Столыпинская аграрная реформа давала большие возможности зажиточному крестьянству: он предлагал предоставлять богатым крестьянам государственные кредиты и стремился к ликвидации системы общинного землевладения.

Увы, завершить начатые реформы Столыпину не удалось. В сентябре 1911-го на него было совершено очередное – девятое, покушение, закончившееся трагически. И теперь никто не может сказать, что было бы с Россией, если бы великий реформатор остался жив.

Источник: «Свободная пресса»

Источник: Власти.нет

  • 75
  • 03.01.2010 15:33

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода