Поляки хотят еще одного президента Качиньского

Читати цю новину російською мовою
Поляки хотят еще одного президента Качиньского
Политическое мастерство Ярослава Качиньского не может не вызывать уважения. Всего за пару месяцев президентской кампании он сумел превратиться из безнадежного аутсайдера в реального претендента на победу.

Долгое время президентские выборы в Польше выглядели скучным мероприятием. Пустой формальностью, единственной целью которой было окончательно отстранить братьев Качиньских от власти в стране. Даже катастрофа Ту-154 под Смоленском сначала не смогла ничего поменять в этом раскладе. Но там, где не помогла катастрофа, справился признанный мастер политических перевоплощений Ярослав Качиньский. Рейтинг брата погибшего президента растет с каждым днем. А фаворит выборов Бронислав Коморовский вместо легкой победы в первом туре теперь должен готовиться к тяжелому противостоянию во втором.

Политическое мастерство Ярослава Качиньского не может не вызывать уважения. Всего за пару месяцев президентской кампании он сумел превратиться из безнадежного аутсайдера в реального претендента на победу. Накануне смоленской катастрофы рейтинг его брата-президента равнялся всего 20%. После торжественных похорон Леха на краковском Вавеле Ярослав мог рассчитывать уже на 30%, но все равно почти в два раза отставал от кандидата партии «Гражданская платформа» Бронислава Коморовского. Потом еще полтора месяца активной агитации, и вот за две недели до выборов рейтинг Качиньского приближается к 40%, а Коморовский того гляди провалится ниже 50%, теряя надежду на победу в первом туре.

Конечно, взлету популярности Ярослава Качиньского немало поспособствовали внешние обстоятельства. Сначала трагическая гибель брата заслонила прошлые ошибки и вызвала сочувствие у многих поляков. Затем сильное наводнение резко увеличило число недовольных действиями властей. То есть недовольных премьером Туском, и.о. президента Коморовским и их партией «Гражданская платформа». Но и сам Ярослав тоже очень много сделал для того, чтобы вернуть доверие поляков.

Качиньский вовремя понял, что польский избиратель стал гораздо более респектабельным, поэтому обеспечить себе победу одной параноидально-националистической риторикой уже не получится. Люди захотели умеренности и прагматизма, и Качиньский решил им в этом не отказывать.

Разговоры о том, что брата Леха убили сговорившиеся Москва и Туск, конечно, не исчезли совсем, но сильно затихли и отошли на второй план, так, чтобы не вредить новому образу Ярослава – благополучного консервативного политика, который умеет сочетать прагматизм с патриотизмом. Теперь Качиньский скромно стоит в одном ряду с другими родственниками погибших, никаких теорий не выдвигает, а сдержанно говорит о необходимости тщательного расследования.

Оно и понятно, ведь для обновленного Качиньского теперь важнее всего не копание в прошлом, а реальная забота о простых людях. Сейчас возможностей позаботиться о поляках более чем достаточно: в стране случилось сильнейшее за многие годы наводнение. Поэтому Качиньский уже которую неделю облетает Польшу на вертолете, встречаясь с потенциальными избирателями. Никаких административных полномочий у простого депутата Качиньского нету, но это не мешает ему проверять ход восстановительных работ, вести задушевные беседы с пострадавшими, обещать помощь в случае победы на выборах, а главное, критиковать нерасторопность правительства. По словам Качиньского выходит, что если бы сейчас у власти были он и его партия, то госбюджет был бы тут же пересмотрен, пострадавшие получили бы от правительства быструю и щедрую помощь, а наводнения вообще бы не было из-за грамотных превентивных действий руководства.

Однако главные перемены произошли во внешнеполитических ориентирах Качиньского. Концепция «отечество в кольце фронтов» осталась в прошлом. Конечно, национальные интересы Польши по-прежнему нужно жестко отстаивать, но сотрудничать можно со всеми, даже с Россией и Германией. В апреле однопартийцы Качиньского обвиняли Москву в убийстве Леха, а на 9 мая Ярослав записал видеобращение к россиянам, в котором выразил надежду на дальнейшее улучшение отношений между двумя странами.

К Германии у Качиньского тоже раньше было много претензий. Главная – стремление оккупировать территорию Западной Польши, воспользовавшись какими-то положениями Лиссабонского договора. Но все обиды забыты, и теперь Качиньский рассуждает о необходимости отбросить устаревшие стереотипы и наладить сотрудничество, а полякам рекомендует брать с немцев пример.

В итоге пламенный патриот на грани ультра-правого национализма Качиньский сумел в рекордные сроки переродиться в добропорядочного политика с легким националистическим оттенком. Братья уже проделывали нечто подобное в 2005 г.: тогда это обеспечило им победу и на парламентских, и на президентских выборах. С помощью имиджа умеренных консерваторов они успешно переманили на свою сторону часть избирателей Туска и «Гражданской платформы», а польским националистам все равно кроме как за Качиньских голосовать больше не за кого. В 2005 г. тоже казалось, что тогдашний кандидат «Гражданской платформы» Туск не может не выиграть. Ведь он столько месяцев уверенно лидировал в опросах и даже занял первое место в первом туре. И тем не менее, Леху Качиньскому удалось вырваться вперед в самом конце кампании – буквально между последним соцопросом и днем голосования. Поэтому этого рывка никто не отследил.

Сейчас ситуация развивается очень похожим образом. Из-за трагедии под Смоленском Ярослав выдвигается в президенты из рядов оппозиции и может свободно критиковать власти, в т.ч. исполняющего обязанности президента Коморовского. И теперь Качиньский не просто оппозиционер – он единственный оппозиционный политик, который может разрушить монополию «Гражданской платформы» на власть в стране. Коморовский считается несамостоятельной фигурой. Он – ставленник Туска, и в случае его победы все ключевые посты окажутся под контролем одного человека. А в Польше еще со средневековья такие ситуации очень не любят. Кто-то видит в этом национальную любовь к демократии, кто-то – пережитки феодальной раздробленности, но на протяжении всей своей истории поляки стремились не допускать формирования в своей стране сильной и единой центральной власти. Поэтому Качиньскому может оказаться достаточно просто выйти во второй тур, а там за него проголосуют только ради того, чтобы правительство и премьер не чувствовали себя слишком свободно.

Автор: Максим Саморуков,  Slon.ru

Источник: Власти.нет

  • 43
  • 08.06.2010 21:53

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода