Украина. Очередь в оппозицию
Читати цю новину російською мовоюС приближением местных выборов число оппозиционных политсил рискует увеличиться. Причем пополнить ряды тех, кто против, готовы представители власти. Такой курс, похоже, взяли коммунисты. Но у них может появиться конкурент – Сергей Тигипко.
Одна нога здесь, другая — там
Удобство предвыборного старта с оппозиционных позиций украинский политикум оценил уже давно. И оценил настолько прочно, что нередко восхищал публику походами за новыми сроками под протестными лозунгами даже в тех случаях, когда назвать конкретную политическую силу отлученной от власти было бы затруднительно. Примером тому могут служить миновавшие президентские выборы, в ходе которых на подобных «спецэффектах» одновременно пытались поднять рейтинги и Виктор Ющенко, и Юлия Тимошенко. С учетом постов, занимаемых ими на тот момент, в оппозиции они находились, очевидно, друг к другу…
Победа в забеге за президентством представителя Партии регионов, которая, в отличие от извечных оппонентов, получать удовольствие от оппозиционного бытия, похоже, не слишком научилась, теоретически должна была откорректировать предвыборные ландшафты. Единомыслие всех ветвей и уровней власти – это то достижение, которым в ПР по-настоящему гордятся. Но чем ближе очередное волеизъявление, тем более зыбким выглядит предполагаемый «водораздел» между властью и оппозицией. С одной стороны, ряды новоиспеченных хозяев страны укрепляются за счет затосковавших в безвластии «меньшевиков». Но с другой – некоторые представители властного лагеря явственно хотят поучаствовать в разделе протестного «пирога».
Главными претендентами на своеобразную роль главных оппозиционеров при власти остаются коммунисты. Самой красной партии к такой роли не привыкать – даже официально оформленное коалиционными соглашениями сотрудничество с «олигархическими режимами» зачастую совершенно не мешает соратникам Петра Симоненко запускать кампании с критических позиций. В полном соответствии с традициями, в разгар летнего межсезонья КПУ решила напомнить о своей принципиальной и последовательной оппозиционности – исключительно в классовом смысле этого слова. Несмотря на то, что у «младокоалициантов» из числа поштучных беженцев из парламентского меньшинства такой подход вызвал предсказуемую реакцию в стиле «Назвался груздем – полезай в кузов», «старшие братья» отнеслись к чужой позиции с большим пониманием. «… Петр Симоненко просто заявил, что коммунисты — единственная оппозиция, а не БЮТ, который в действительности никогда там не был. И все. Просто его слова извратили. Поэтому мы не расцениваем это как нечто страшное», — утешил сторонников нардеп-«регионал» Михаил Чечетов. Стоит заметить, что обычай делить оппозицию на «конструктивную» и «так называемую» для руководства страны не в новинку – в свое время он был одной из характерных черт последних лет правления Леонида Кучмы. Но пост самых справедливых и единственно правильных критиков власти еще нужно занять. А поскольку оппозиции по долгу службы все-таки полагается критиковать власть, то перед коммунистами стояла не самая простая задача выбора подходящего объекта для атаки. Судя по ряду последних заявлений, почетная роль козла отпущения достанется Сергею Тигипко – к слову, еще одному потенциальному претенденту на заманчивое место.
Диалектика переходного периода…
Желание использовать экономического вице-премьера как мальчика для коммунистического битья появилось у однопартийцев Петра Симоненко заранее. Поводом для подобного отношения предсказуемо стали реформаторские позиции, на которых стоит лидер «Сильной Украины». Как бы ни рекламировалось коалиционное единство, очевидно, что идеи повысить пенсионный возраст или поднять тарифы, за которые заступался Сергей Тигипко, У КПУ с оглядкой на ее базовый электорат, большого понимания найти не могли. Поэтому заявления а-ля «Экономический блок — слабое звено. Я не говорю о министре (экономики – Василию Цушко, делегированном Компартией, — „Подробности“), я говорю о Тигипко) или нелестные эпитеты вроде „воздушный шарик, надутый технологами“, озвученные Петром Николаевичем в адрес Сергея Леонидовича, удивления не вызывают. Как и рассуждения по поводу того, что члены фракции КПУ готовы обсуждать вопрос возможной отставки вице-премьера. Правда, потенциальные основания для увольнения вызывают некоторое недоумение. Главной причиной необходимости побыстрее избавиться от Сергея Тигипко, по мнению коммунистов, являются „провальные переговоры с МВФ“. Но, надо полагать, отвечать на вопрос: а почему праведный гнев так мало коснулся Партии регионов, вполне одобрившей дипломатические достижения премьерского заместителя, — в Компартии, похоже, готовы оставить без ответа.
Справедливости ради стоит заметить, что попытки „оппозиционных“ коммунистов слепить образ врага из вице-премьера реформатора местами выглядят вполне оправданно. И в первую очередь потому, что может показаться – Сергей Тигипко играет на том же поле. То есть, не только претендует на роль самой конструктивной из существующих оппозиций, вступая в прямую конкуренцию с КПУ, но и в силу этого предоставляет неплохой ассортимент оснований для критики.
Несмотря на то, что главный правительственный реформатор по-прежнему утверждает, что добровольно уходить из власти он не планирует, ряд последних шагов, предпринятых Сергеем Тигипко, позволяет допустить, что он все серьезнее работает над попытками дистанцироваться от власти, сосуществовать с которой ему, вероятно, все сложнее. Подобным образом, например, можно расценить его нашумевшее заявление о неготовности власти к реформам и недостатке в ее рядах молодых специалистов, которые могли бы их осуществить. Свою роль играет и ситуация с несостоявшимися досрочными выборами мэра Измаила, где „Сильная Украина“ рассчитывала на успех своего претендента, и, во многом, загадочное положение дел вокруг будущего Налогового кодекса.
Написание новых налоговых правил жизни в стране на глазах превращается в соревнование по демонстрации разных внутривластных лагерей собственных прогрессивности и готовности заботиться о народе. Как известно, предыдущая версия, ответственность за которую предполагаемые авторы дружно перекладывали друг на друга, была на время отложена – дабы тысячи поправок рассмотреть и с заинтересованными лицами (то есть – налогоплательщиками) посоветоваться. К началу августа запланированные сроки приведения документа в удобоваримый порядок вышли. И 3 августа в газете «Урядовий кур„єр“ был обнародован проект Налогового кодекса, а 4 августа Сергей Тигипко анонсировал завершение трудов рабочей группы над, опять-таки, проектом Налогового кодекса. После чего можно было предположить, что потенциальные налоговые правила существуют, по всей видимости, в двух вариантах – „минфиновском“ и „тигипковском“. Косвенным тому подтверждением может служить тот факт, что некоторые упомянутые в свое время Сергеем Леонидовичем новации, вроде налога на недвижимость, в опубликованном варианте отсутствуют. А значит, эпопея „Новый налоговый кодекс уже сегодня!“ может оказаться еще интереснее, чем казалось после первого этапа „Я – не я, и кодекс не мой“.
Подача встречного варианта налогового кодекса (а против произведения Минфина „бютовцы“ уже готовы собирать подписи) в очередной раз поможет продемонстрировать незыблемые реформаторские намерения третьего номера президентской гонки. И тем самым позволит претендовать на роль нового пути, третьей силы и главного прогрессора страны, значимость которой к выборам только возрастает. Для коммунистов точечная критика представителей власти служит основанием для удержания внимания привычной аудитории (в противном случае им бы пришлось объяснять свое место во властной реальности, где, например, повышают тарифы). А вот Сергей Тигипко при хорошей агитподготовке, возможно, замахнется на расширение электоральных горизонтов (ведь результат, продемонстрированный на президентских выборах еще нужно подтвердить) – как за счет оппозиции, которая этого, по всей видимости, всерьез опасается, так и за счет сторонников нынешней власти. Во всяком случае, экспертное мнение „Тигипко – это как Янукович, только молодой и прогрессивный“ получает распространение в прессе. А среди политиков такую точку зрения вскоре после увольнения озвучил Нестор Шуфрич…
Единственным убедительным ответом на вопрос: насколько эффективно вице-премьер сможет отстроиться от конкурентов из двух (а с учетом желания коммунистов посидеть на двух стульях– даже трех) лагерей сразу – пожалуй, станут лишь результаты выборов. Причем итоги парламентской кампании выглядели бы репрезентативнее, ведь на местах многое зависит не только от личности лидера, но и от конкретных персоналий регионального значения. Пока же трудно сказать, к чему приведет такое поведение. Вариантов масса: искренняя оппозиционность реформатора, чьи идеи не нашли понимания у руководства страны, „придворная“ оппозиционность с потенциальными региональными коалициями на горизонте, конфликт с властью на почве возможной борьбы на общем электоральном поле – базовые версии только части из них. Но какими бы ни были избранные провластными протестантами пути, стоит заметить, что недостижение целей для них может быть чревато не слишком приятными последствиями. Увлекшись „другим путем“, можно и контакт с властью потерять, и дружбу с народом не успеть заработать.
Текст: Ксения Сокульская
Источник: Подробности
- 41
- 07.08.2010 10:09
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: