Слабак Обама и коварная Россия

Читати цю новину російською мовою
Пока администрация Обамы превозносит «мягкое влияние», Москва продолжает говорить на языке оружия. Администрация Обамы, как правило, ограничивается только риторикой, но это лишь побуждает Москву к расширению своей гегемонии.

Не так давно президент России Дмитрий Медведев объявил Евразию «сферой исключительных интересов» России. Москва подкрепляет эти слова всевозможными внешнеполитическими инструментами: дипломатией (включая признание мятежных республик), продажей оружия, оборонительными пактами, строительством баз  — и даже сменой режимов, пишет «The Wall Street Journal» (США).

Два года назад произошла война между Россией и Грузией — конфликт, в результате которого Тбилиси пришлось временно расстаться с амбициями по вступлению в НАТО и Европейский Союз и, по-видимому, навсегда — с Абхазией и Южной Осетией, пророссийскими мятежными территориями.

Расширяя свое господство в регионе, Россия приняла деятельное участие в свержении президента Киргизии Курманбека Бакиева в апреле этого года. Так он поплатился за отказ выдворить американскую авиабазу из аэропорта «Манас», и это стало уроком всем тем в регионе, кто сопротивляется диктату России.

Кроме того, Россия оказывает давление на Белоруссию, добиваясь замены авторитарного Александра Лукашенко на более сговорчивого, промосковского, но не обязательно более демократического лидера. А на прошлой неделе Россия вновь перешла в наступление на Грузию и Молдавию, приказав своим партнерам по таможенному союзу Казахстану и Белоруссии прекратить импорт грузинской минеральной воды и молдавских и грузинских вин.

Реакцию США на все это можно в лучшем случае назвать сумбурной. Да, во время своего недавнего визита на Кавказ государственный секретарь Хиллари Клинтон назвала российское присутствие в Абхазии и Южной Осетии «оккупацией» грузинской территории. Но она главным образом подчеркивала приоритет «мягкого влияния» перед военной силой, которая продолжает играть ключевую роль в регионе.

Увы, администрация Обамы, как правило, ограничивается только риторикой, отказываясь от двадцатилетней традиции осуществления единой программы свободы поверх межпартийных разногласий, которая включала в себя неприятие военного присутствия России на постсоветском пространстве, поддержку интеграции Грузии в евроатлантические структуры безопасности и укрепление связей между постсоветскими государствами — от Узбекистана до Украины и Молдавии.

Пока администрация Обамы превозносит «мягкое влияние», Москва продолжает говорить на языке оружия. За последние два года она построила пять военных баз в Абхазии и Южной Осетии. В ходе визита президента Дмитрия Медведева в Ереван, который состоится в августе, Москва даст Армении военные гарантии: две страны будут «совместно» охранять ее границы с Азербайджаном и Турцией. Премьер-министр Владимир Путин подготовил на подпись президенту Медведеву проект протокола, по которому российским войскам, размещенным на военной базе недалеко от армянского города Гюмри, будет поручена оборона страны, а Ереван получит современные виды вооружения. По-видимому, Баку и Анкара вне себя от ярости.

Если предыдущий договор предусматривал вывод военной базы из Гюмри в 2015 году, то настоящий позволит России остаться там до 2049 года. Это соглашение аналогично договору с Украиной о продлении аренды военно-морской базы в Севастополе до 2042 года, так как препятствует стране подавать заявку на членство в НАТО.

Обещание России защитить Армению ставит Азербайджан в невыгодное положение. Это четкое предостережение Азербайджану о недопустимости любых попыток восстановить контроль над мятежным Нагорным Карабахом или его семи районами, оккупированными Арменией. Ясен и подтекст: Азербайджан должен свернуть сотрудничество с Западом, иначе его ждут последствия. Российско-армянский протокол делает Россию доминирующей державой на Южном Кавказе, поскольку США и НАТО не готовы к долгосрочному военному присутствию в этом регионе.

Усилия Баку наладить отношения с Россией, продавая газ и покупая современное оружие, пока не принесли плодов. В то же время, Россия умело играет на противоречиях двух сторон и, возможно, нашла способ подсластить для Баку свой оборонительный пакт с Арменией. В июле российская газета «Ведомости» сообщала, что Москва продала Азербайджану новейшую зенитно-ракетную систему С-300. Это сообщение опровергло российское министерство обороны, но не азербайджанское. Если сделка по продаже С-300 состоялась, то, вероятно, она является одной из причин того, что российско-армянский оборонительный протокол не вызвал протестов Баку.

Одновременно с расширением военного присутствия Москва пытается взять на себя роль главного посредника в решении проблемы Нагорного Карабаха. Москва надеется сохранить исторического союзника, Армению, и при этом обрести нового партнера, Азербайджан. Это вовсе не значит, что Москва стремится к решению конфликта. Скорее она расширяет взаимодействие с Ереваном и Баку — в том числе военное сотрудничество — в качестве средства усиления своих рычагов влияния и увеличения поставок оружия обеим сторонам.

Возможно, рост напряженности вокруг ядерной программы Ирана также сыграл свою роль в продлении срока аренды российской базы в Гюмри. В случае «горячего» конфликта Россия смогла бы не допустить размещения сил США и союзников на Кавказе, в том числе использования авиабаз. Контроль России над воздушным пространством Южного Кавказа, обеспечиваемый благодаря базам в Армении, Абхазии и Южной Осетии, мог бы воспрепятствовать воздушным операциям США в регионе без согласия Москвы.

Между тем, Вашингтон, похоже, упивается своими проповедями о важности «мягкого влияния». Его подход «не видеть дурного», являющейся какой-то пародией на Realpolitik, лишь побуждает Москву к расширению своей гегемонии.

Для того чтобы отразить растущее региональное влияние Кремля, Вашингтон должен расширять военно-политическое сотрудничество со странами Центральной Азии и Кавказа; отменить фактическое эмбарго на поставки оружия Грузии и приступить к реализации проектов в сфере энергетики, безопасности и эффективного государственного управления. Кроме того, Вашингтон должен изучить вопрос о поставках Азербайджану ракет «Пэтриот» и прочей современной боевой техники; действуя согласованно с европейскими столицами, усилить поддержку Nabucco и транскаспийского трубопровода; отстаивать прозрачность, демократию и верховенство закона во всем регионе. Одним словом, администрация Обамы должна перезагрузить свою политику перезагрузки отношений с Россией, дабы защитить интересы Америки в Евразии.

Автор: Ариэль Коэн — специалист по России и Евразии, а также энергетической политике, старший научный сотрудник по российским и евразийским исследованиям аналитического центра Heritage Foundation

Источник: Голос России

  • 44
  • 12.08.2010 04:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода