Слабак Обама и коварная Россия

Читати цю новину російською мовою
Слабак Обама и коварная Россия
Пока администрация Обамы превозносит «мягкое влияние», Москва продолжает говорить на языке оружия. Администрация Обамы, как правило, ограничивается только риторикой, но это лишь побуждает Москву к расширению своей гегемонии.

Не так давно президент России Дмитрий Медведев объявил Евразию «сферой исключительных интересов» России. Москва подкрепляет эти слова всевозможными внешнеполитическими инструментами: дипломатией (включая признание мятежных республик), продажей оружия, оборонительными пактами, строительством баз  — и даже сменой режимов, пишет «The Wall Street Journal» (США).

Два года назад произошла война между Россией и Грузией — конфликт, в результате которого Тбилиси пришлось временно расстаться с амбициями по вступлению в НАТО и Европейский Союз и, по-видимому, навсегда — с Абхазией и Южной Осетией, пророссийскими мятежными территориями.

Расширяя свое господство в регионе, Россия приняла деятельное участие в свержении президента Киргизии Курманбека Бакиева в апреле этого года. Так он поплатился за отказ выдворить американскую авиабазу из аэропорта «Манас», и это стало уроком всем тем в регионе, кто сопротивляется диктату России.

Кроме того, Россия оказывает давление на Белоруссию, добиваясь замены авторитарного Александра Лукашенко на более сговорчивого, промосковского, но не обязательно более демократического лидера. А на прошлой неделе Россия вновь перешла в наступление на Грузию и Молдавию, приказав своим партнерам по таможенному союзу Казахстану и Белоруссии прекратить импорт грузинской минеральной воды и молдавских и грузинских вин.

Реакцию США на все это можно в лучшем случае назвать сумбурной. Да, во время своего недавнего визита на Кавказ государственный секретарь Хиллари Клинтон назвала российское присутствие в Абхазии и Южной Осетии «оккупацией» грузинской территории. Но она главным образом подчеркивала приоритет «мягкого влияния» перед военной силой, которая продолжает играть ключевую роль в регионе.

Увы, администрация Обамы, как правило, ограничивается только риторикой, отказываясь от двадцатилетней традиции осуществления единой программы свободы поверх межпартийных разногласий, которая включала в себя неприятие военного присутствия России на постсоветском пространстве, поддержку интеграции Грузии в евроатлантические структуры безопасности и укрепление связей между постсоветскими государствами — от Узбекистана до Украины и Молдавии.

Пока администрация Обамы превозносит «мягкое влияние», Москва продолжает говорить на языке оружия. За последние два года она построила пять военных баз в Абхазии и Южной Осетии. В ходе визита президента Дмитрия Медведева в Ереван, который состоится в августе, Москва даст Армении военные гарантии: две страны будут «совместно» охранять ее границы с Азербайджаном и Турцией. Премьер-министр Владимир Путин подготовил на подпись президенту Медведеву проект протокола, по которому российским войскам, размещенным на военной базе недалеко от армянского города Гюмри, будет поручена оборона страны, а Ереван получит современные виды вооружения. По-видимому, Баку и Анкара вне себя от ярости.

Если предыдущий договор предусматривал вывод военной базы из Гюмри в 2015 году, то настоящий позволит России остаться там до 2049 года. Это соглашение аналогично договору с Украиной о продлении аренды военно-морской базы в Севастополе до 2042 года, так как препятствует стране подавать заявку на членство в НАТО.

Обещание России защитить Армению ставит Азербайджан в невыгодное положение. Это четкое предостережение Азербайджану о недопустимости любых попыток восстановить контроль над мятежным Нагорным Карабахом или его семи районами, оккупированными Арменией. Ясен и подтекст: Азербайджан должен свернуть сотрудничество с Западом, иначе его ждут последствия. Российско-армянский протокол делает Россию доминирующей державой на Южном Кавказе, поскольку США и НАТО не готовы к долгосрочному военному присутствию в этом регионе.

Усилия Баку наладить отношения с Россией, продавая газ и покупая современное оружие, пока не принесли плодов. В то же время, Россия умело играет на противоречиях двух сторон и, возможно, нашла способ подсластить для Баку свой оборонительный пакт с Арменией. В июле российская газета «Ведомости» сообщала, что Москва продала Азербайджану новейшую зенитно-ракетную систему С-300. Это сообщение опровергло российское министерство обороны, но не азербайджанское. Если сделка по продаже С-300 состоялась, то, вероятно, она является одной из причин того, что российско-армянский оборонительный протокол не вызвал протестов Баку.

Одновременно с расширением военного присутствия Москва пытается взять на себя роль главного посредника в решении проблемы Нагорного Карабаха. Москва надеется сохранить исторического союзника, Армению, и при этом обрести нового партнера, Азербайджан. Это вовсе не значит, что Москва стремится к решению конфликта. Скорее она расширяет взаимодействие с Ереваном и Баку — в том числе военное сотрудничество — в качестве средства усиления своих рычагов влияния и увеличения поставок оружия обеим сторонам.

Возможно, рост напряженности вокруг ядерной программы Ирана также сыграл свою роль в продлении срока аренды российской базы в Гюмри. В случае «горячего» конфликта Россия смогла бы не допустить размещения сил США и союзников на Кавказе, в том числе использования авиабаз. Контроль России над воздушным пространством Южного Кавказа, обеспечиваемый благодаря базам в Армении, Абхазии и Южной Осетии, мог бы воспрепятствовать воздушным операциям США в регионе без согласия Москвы.

Между тем, Вашингтон, похоже, упивается своими проповедями о важности «мягкого влияния». Его подход «не видеть дурного», являющейся какой-то пародией на Realpolitik, лишь побуждает Москву к расширению своей гегемонии.

Для того чтобы отразить растущее региональное влияние Кремля, Вашингтон должен расширять военно-политическое сотрудничество со странами Центральной Азии и Кавказа; отменить фактическое эмбарго на поставки оружия Грузии и приступить к реализации проектов в сфере энергетики, безопасности и эффективного государственного управления. Кроме того, Вашингтон должен изучить вопрос о поставках Азербайджану ракет «Пэтриот» и прочей современной боевой техники; действуя согласованно с европейскими столицами, усилить поддержку Nabucco и транскаспийского трубопровода; отстаивать прозрачность, демократию и верховенство закона во всем регионе. Одним словом, администрация Обамы должна перезагрузить свою политику перезагрузки отношений с Россией, дабы защитить интересы Америки в Евразии.

Автор: Ариэль Коэн — специалист по России и Евразии, а также энергетической политике, старший научный сотрудник по российским и евразийским исследованиям аналитического центра Heritage Foundation

Источник: Голос России

  • 43
  • 12.08.2010 04:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода