Лукашенко опять хочет помириться с Западом

Читати цю новину російською мовою
Лукашенко опять хочет помириться с Западом
Батька готов идти на диалог, чтобы найти деньги для стабилизации экономической ситуации и заработать тем самым благосклонность народа, который верить ему в своей массе уже перестал.

29 августа случилось немыслимое: президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил оппозиции, Европе и вообще всем несогласным сесть с ним за стол переговоров и посмотреть, «кто реально чего стоит», пишет обозреватель Дмитрий Герасимов на сайте Slon.ru. Поверить в то, что это предложил диктатор, который еще в начале года признавался, что лично руководил подавлением мирной акции протеста, а затем рассадил по тюрьмам всех значимых участников тех событий, очень трудно. А на следующий день он же и опять лично объявил, что с середины сентября Белоруссия совсем отпустит курс национального рубля.

Хотя понять, что ждет Белоруссию, можно было и раньше, действуют по схеме: успокаивают, значит надо бояться. Еще 26 августа Лукашенко говорил, что в стране не будет «замораживания» вкладов и подчеркивал: «Это гнилье нам подкидывает «пятая колонна». И все было логично. С «пятой колонной» не ведут диалог, ее упаковывают в автозаки и везут отбывать бесконечные тюремные сроки. И вдруг: «Я как глава государства предлагаю всем здравомыслящим и любящим свою страну людям, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали, сесть за круглый стол, посмотреть друг другу в глаза и реально оценить, кто чего стоит и что может сделать для эффективного улучшения ситуации в стране». И про девальвацию. Что же изменилось за выходные?

Все просто. Вчера МВФ рассматривал возможность предоставления Белоруссии очередного кредита. С Совета директоров МВФ вестей не последовало. В белорусских медийных реалиях это означает только одно: никаких денег со стороны Запада не будет. Ориентация на постоянные дотации со стороны одной только России ни к чему хорошему не приведет – и это ясно не только оппозиции, но и самому Лукашенко.

У Батьки просто нет ни денег, ни реального понимания, где их взять. Затягивание ситуации чревато: все крупные предприятия, даже два НПЗ, становятся убыточными, мясо дорожает на очередные 10% уже третий раз за месяц, но его по-прежнему нет в магазинах. Даже официальные цифры инфляции показывают, что с начала года она перевалила за 50%.

Любая попытка провести непопулярные меры – например, повысить цены на топливо (в Белоруссии бензин сейчас стоит около 17 российских рублей за литр), приведет к тому, что резко обедневший народ начнет угрожать акциями протеста. Лукашенко надеялся, что в прошлую пятницу во время очередной беседы с руководством Нацбанка и правительством ему удастся найти выход из положения. Но «просвета» никто не увидел. Заседание было закрытым. Когда Лукашенко говорил об его итогах на ТВ, он выглядел очень уставшим. Поговаривают, что разнос в ту пятницу чиновники получили невероятной силы. А народу стало очевидно: руководство страны совершенно не понимает, как выруливать из непростой ситуации.

Единственное спасение сейчас – мириться с Западом и попробовать в очередной раз разыграть карту противоречий между Москвой и Брюсселем. Немецкий депутат Марилуизе Бек считает, что Лукашенко «вынужденно идет на уступки из-за твердой позиции Евросоюза, МВФ и откровенно ограниченной готовности России снова вкачивать в Белоруссию неограниченное количество средств для политической стабилизации Лукашенко».

И Лукашенко действительно уступает. Начинают закрывать уголовные дела против белорусских оппозиционеров, а не самых важных фигурантов дела 19 декабря потихоньку выпускают на свободу. В тюрьме сейчас находятся трое экс-кандидатов в президенты, но нет никаких сомнений в том, что и они, в конечном итоге, не будут досиживать свои сроки до конца. Батька готов идти на диалог, чтобы найти деньги для стабилизации экономической ситуации и заработать тем самым благосклонность народа, который верить ему в своей массе уже перестал.

Казалось бы, для оппозиции это уникальная возможность появиться «на свету». Понятно, что «круглый стол» – вещь сомнительная, но это ли не сигнал демократам о том, что они могут, наконец, получить доступ к телевидению, государственной прессе? Может, их, наконец, перестанут сажать в автозаки за организацию любого массового мероприятия?

Но оппозиция этим шансом воспользоваться совершенно не готова. Жена политзаключенного Андрея Санникова Ирина Халип в ответ на инициативу Лукашенко предложила «демократическому сообществу» «не поддаваться на провокации». «Я был и остаюсь сторонником перемен, но не любой ценой. Пока в темнице находятся оппоненты власти, то нельзя садиться ни за какие столы», – добавляет участник президентской гонки 2006 года Александр Милинкевич.

Освобождения политзаключенных потребовали и другие экс-кандидаты в президенты Виталий Рымашевский и Владимир Некляев. Почему никто не говорит о том, что сейчас нужно не выставлять власти условия, а пользоваться любой возможностью для налаживания диалога с Лукашенко и собственными избирателями, не совсем понятно. Если бы «демократической общественности» было что сказать, она бы наверняка это сказала. А попутно вспомнила бы о необходимости освобождения политзаключенных. В эфире белорусского телевидения, например. Вот это был бы фурор. А так…

Источник: Власти.нет

  • 58
  • 31.08.2011 12:49

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода