Анафема для русских — дело государственное
Читати цю новину російською мовоюИ иностранным, и российским проповедникам предлагается запретить распространять свое учение в церквях или монастырях, относящихся к другой религиозной общине, предлагать материальные, социальные и иные выгоды потенциальным верующим, угрожая применением на
Современным проповедникам, у которых не окажется регистрации, за свои слова не придется нести свой крест — власти ограничатся штафом Фото: Владимир Суворов/Газета
Минюст предложил ввести любую миссионерскую деятельность как иностранцев, так и россиян в строгие рамки закона. Концепция поправок в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс об административных правонарушениях была вчера опубликована на официальном сайте министерства.
В документе предлагается изменить порядок регистрации религиозной группы и впервые дается определение миссионерской деятельности. Так, если до сих пор россияне, исповедующие одну и ту же религию, могли просто уведомить о создании своей группы, обратившись в органы местного самоуправления, то, если инициатива Минюста будет одобрена, им придется обращаться в территориальный орган госрегистрации.
Кроме того, распространять вероучение в соответствии с проектом без каких-либо разрешений вправе будут только руководители общины. Всем остальным проповедникам придется заручиться письменной доверенностью от зарегистрированной религиозной организации.
Эксперты Минюста предложили забюрократизировать работу каждого духовного пастыря страны
В заявлении на регистрацию верующие будут должны указывать сведения о дате и месте создания новой общины, руководителе и учредителях. Основным требованием регистрации станет отсутствие в числе учредителей, членов и участников общины людей, осужденных по приговору суда за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни или иные преступления экстремистского характера.
«Это по меньшей мере странное суждение. Ведь членом и участником религиозной организации является любой прихожанин, и мы, во-первых, не знаем, кто из них осужден и за что, а во-вторых, не можем закрыть двери церкви перед некоторыми прихожанами. Тем более что мы проповедуем в тюрьмах и колониях», — заявил «Газете» профессор Московской духовной академии дьякон Андрей Кураев.
Он считает, что если данная поправка появится в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», то государство возьмет на себя не свойственные ему функции анафемы, решая, кто имеет право состоять в религиозной организации, а кто — нет.
В крематориях проповедовать разрешат
Аналогичные требования Минюст хотел бы предъявить и к зарубежным миссионерам. Сегодня их деятельность вообще не регулируется ни одним законом.
В концепции поправок миссионерской деятельностью предлагается считать « распространение своего вероучения среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях их вовлечения в религиозное объединение ». Выступления священников в своих же церквях, на свадьбах, кладбищах и в крематориях миссионерством не считается.
В соответствии с документом распространять вероучение без каких-либо разрешений вправе только руководители общины. Всем остальным проповедникам придется заручиться доверенностью, «подтверждающей право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации». В документе должна быть ссылка на решение общего собрания религиозной группы «о предоставлении указанному гражданину соответствующих полномочий, с указанием своего наименования, вероисповедания и адреса помещения».
Зарубежным миссионерам, как сказано в пункте 3 поправки к статье 181 «Миссионерская деятельность», необходимо будет также иметь при себе письменную доверенность на проповедь от пригласившей их зарегистрированной в России религиозной организации.
И иностранным, и российским проповедникам предлагается запретить распространять свое учение в церквях или монастырях, относящихся к другой религиозной общине, предлагать материальные, социальные и иные выгоды потенциальным верующим, угрожая применением насилия, психологическим давлением и манипуляцией сознанием. Что
можно считать « манипуляцией сознания », эксперты Минюста не разъясняют.
Пророк без доверенности— манипулятор сознания
Кураев считает: пока термину «манипуляция сознания» не будет дано правовое определение как в России, так и за рубежом, вносить его в закон нельзя. Ведь под него может подпасть, казалось бы, самое обычное заявление, к примеру, о спасении души после смерти.
Кроме того, министерство предложило запретить миссионерам проповедовать в санаториях и больницах, детских домах, домах интернатах для престарелых и инвалидов без согласия их руководства, в зданиях городских и сельских администраций.
По мнению Кураева, если предложение Минюста будет поддержано, то миссионерская деятельность окажется сильно суженной.
«Cейчас фактически каждый верующий является проповедником. Бабушка в поезде, рассказывающая спутникам о том, как она постится, тоже ведь считается миссионером ипроповедником.
Но мы не можем выдать каждому прихожанину удостоверение и проверить его на отсутствие судимости. Да ведь и у апостолов не было при себе ни справки, ни документа», — говорит Кураев.
При этом дьякон признает: миссионерство, конечно, нуждается в регулировании, но не законами, а некими общественными нормами, осуждающими, к примеру, экстремистские культы. А для этого, отмечает Кураев, можно вести контрпропаганду в прессе.
За самовольную проповедь — штраф
В случае нарушения закона миссионеров могут ждать штрафы.
Так, за вовлечение несовершеннолетнего в деятельность церкви вопреки его воле и без согласия его родителей миссионеров могут наказать на 2— 5 тыс. рублей, а руководство организации — на 5— 10 тыс. Проповедование без доверенности обойдется миссионеру в 2— 5 тыс. рублей, а его организации — в 5— 7 тыс. Штраф до 10 тыс. рублей может грозить общинам, выдавшим такую доверенность иностранцам, получившим визу в Россию вовсе не для миссионерской деятельности.
И от 7 тыс. до 10 тыс. рублей обещано тем, кто стал проповедовать, имея за плечами судимость за экстремизм, даже пусть и погашенную. Миссионерская деятельность в чужих церквях, больницах и в местных администрациях может караться штрафом, достигающим 15 тыс. рублей.
В ныне действующем Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) предлагается наказывать лишь за « воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания », « оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики ». Максимальный штраф за первое правонарушение достигает 800 рублей, а за второе — 1 тыс.
Кураев, ознакомившись с поправками в КоАП, заметил, что, может быть, желание представителей нескольких конфессий предложить свои брошюры или книги порой кажется навязчивым, но по своей сути безвредно: « Мне вот гораздо больше не нравится мат в общественных местах, но за это государство почему-то штрафовать не спешит ».
Инициатива обсуждаема
Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов (фракция « Единая Россия ») отмечает, что дать определение миссионерской деятельности необходимо, но будет ли это сделано так, как предлагает Минюст, — пока вопрос.
« Эта идея обсуждается в Госдуме не первый год. Но инициатива Минюста — не более чем концепция поправок. Через две недели мы соберемся на круглый стол в нижней палате, где обсудим с представителями конфессий инициативу министерства. Ведь законопроект нужен в первую очередь им, а не нам или чиновникам. Поэтому их мнение станет решающим », — заверил Попов « Газету ».
Депутат отметил, что бесспорной является лишь необходимость регулирования миссионерской деятельности в принципе. Все остальные нормы будут еще обсуждаться.
История взаимоотношений с зарубежными миссионерами
22 июля 1997 года президент Борис Ельцин подписал обращение к гражданам России в связи с отклонением федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». По мнению Ельцина, закон угрожал принципам свободы слова и создавал непреодолимые барьеры для появления новых конфессий. В сентябре 1997 года закон вступил в силу в обновленном виде. В нем признавалась «особая роль» православия в российской истории, а также выражалось уважение к четырем традиционным конфессиям — христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Но трения между властями и зарубежными миссионерами— в основном католиками, мусульманами и иудеями — продолжались. В марте 2001 года было отказано в визе польскому священнику из ордена иезуитов Станиславу Опиеле.
В августе 2002 года российские власти отказались продлить визу католическому священнику Станиславу Крайняку, который в течение года был настоятелем католического прихода в Ярославле.
10 сентября 2002 года при попытке вернуться в Россию был лишен визы настоятель католического прихода Тайной вечери в Ростове-на-Дону священник Эдвард Мацкевич. В 2004 года власти выслали из страны мусульманского проповедника, гражданина Узбекистана Анвара Зарипова, официально — « за нарушение миграционных правил ».
Октябрь 2004 года — власти отказали в визе католическому священнику, гражданину Польши Янушу Блауту, который до этого 10 лет проработал в России.
Апрель 2005 года — Зигфрид Шпрингер, епископ евангелическо-лютеранской церкви европейской части России, также был вынужден покинуть Россию.
В мае 2006 года трое иностранных граждан, членов церкви евангельских христиан-баптистов «Воскресение» города Иваново были задержаны за распространение Нового Завета во время общероссийской акции «Надежда есть».
В феврале сего года суд Владивостока постановил, что главный раввин Приморского края Исроэль Зильберштейн нарушил визовый режим, и решил выслать его из страны. По мнению суда, деятельность Зильберштейна, гражданина США, не соответствовала целям, указанным им в визе.
Месяцем позже из Ставрополя был выслан гражданин Канады раввин Цви Хершкович, который, сменив место проживания, не поставил об этом в известность Федеральную миграционную службу, чем нарушил статью 18 Кодекса об административных правонарушениях. В апреле был выслан американец Уиллек Нил, являвшийся миссионером баптистской церкви и проповедовавший в Ивановской и Владимирской областях.
Что могут преподать миссионеры в России?
Сергей Марков, заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Миссионеры проповедуют свои религиозные ценности, которые могут быть либо позитивными, либо негативными, и невозможно прописать четкие различия. В нашем комитете я являюсь руководителем рабочей группы по сектам, и мы с коллегами знаем, что невозможно дать четкое определение понятию «секта». И тем не менее есть некие общие принципы, скажем, ориентирована ли эта деятельность на укрепление связей человека с членами его семьи, с коллегами по работе и друзьями или на разрушение этих связей. Это и есть ключевое отличие, которое очень трудно прописать законодательно. Поэтому и приходится находить такие правовые формы, которые могут хотя бы косвенно признать эту деятельность позитивной или негативной. Так что если существующие религиозные организации приглашают миссионера, то мы считаем его деятельность позитивной. А если этот человек приехал сам, то он должен доказать свое право вести миссионерскую деятельность.
К сожалению, сейчас в России ситуация духовного и морального кризиса, и сюда, как мухи, слетаются сектанты самого разного толка. Некоторые пытаются завлечь в свои сети людей, оказавшихся в сложной духовной ситуации. Естественно, обязанностью власти является оградить своих граждан от этих тоталитарных сект.
На это и направлена мера, согласно которой миссионеры смогут проповедовать только в том случае, если им выдадут удостоверения пригласившие их религиозные организации. К сожалению, эта мера не полностью сможет оградить людей от подобного зла, потому что уже есть секты, которые работают здесь без всяких разрешений. Их представители, работая как психотерапевты или, скажем, писатели, в реальности занимаются миссионерством в интересах такого рода сект, коммерческих проектов или даже медучреждений нетрадиционной медицины. Но, с другой стороны, благодаря этой мере создастся легальный механизм, согласно которому можно будет пригласить к нам, например, православного священника с Украины.
А почему бы, собственно говоря, не сделать этого?
Михаил Ардов, протоиерей
Россия после 70 лет владычества коммунистов — это дикое поле. Поэтому какие-то миссионеры, наверное, могут здесь что-то такое преподать. Однако то, что запрещает власть, может создать некую рекламу для религиозных миссионеров не самых лучших религиозных течений. И кто-то будет думать: раз власть их запрещает, значит, в них есть что-то истинное. А что касается того, что, дескать, деятельность некоторых миссионеров может разрушить веру в России, могу сказать следующее: невозможно разрушить то, чего нет или, может быть, существует лишь у 5—8% нашего одичавшего населения.
Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман азиатской части России
Они могут преподать религиозное учение. Иногда мы приглашаем людей, которые наизусть знают весь Коран. По мусульманской традиции во время ночных молитв в месяц Рамадан нужно прочитать весь Коран. Учитывая, что на сегодняшний день большинство наших имамов такими возможностями не обладают, мы и приглашаем миссионеров. Также мы их приглашаем в медресе, чтобы они могли там преподавать. И если у таких людей будет с собой удостоверение от пригласившей их религиозной организации, это только упорядочит их деятельность. Потому что так называемая свободная проповедь может привести к чему угодно, тем более если она представлена искусственными религиозными концессиями. Попросту людям могут затуманивать мозги.
Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата
У нас достаточно людей, которые могут удовлетворить самые взыскательные религиозные потребности. Это российские проповедники и священнослужители разных религий и концессий. Если какая-то организация нуждается в иностранных религиозных деятелях, то она должна оформить для этого соответствующие бумаги — так делается во всем мире. Если же в России начнет миссионерствовать человек, которого сюда никто не звал и который здесь никем не востребован, то, думаю, сначала ему стоит поработать в интересах своего собственного народа.
Не секрет, что многие миссионеры, особенно те, кто приезжал сюда в 90-е годы, не имели успеха в евангелизации своего общества, но были успешны в том, чтобы собирать средства на «исправление» сознания постсоветского народа. Пользуясь этими средствами, они и вели здесь кампании, которые, впрочем, так и не смогли изменить сознание нашего народа.
Статья опубликована в издании «Газета», №192 от 13 октября 2009
Источник: Власти.нет
- 52
- 13.10.2009 08:24
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: