«Давайте наваляем янки!» Политический портрет Рауля Кастро

Читати цю новину російською мовою
«Давайте наваляем янки!» Политический портрет Рауля Кастро
Рауль был одним из руководителей революции на Кубе — он участвовал еще в знаменитом штурме казарм Монкада в 1953 году. Тогда мятежников арестовали, но они продолжили борьбу.

В Россию прибыл председатель Государственного совета Кубы Рауль Кастро. Впервые он побывал в Москве в 1960 году, а в последний раз — 24 года назад. «Известия» решили выяснить — кто же он, Рауль Кастро? Каков он в общении и чем запоминается собеседникам?

Рауль был одним из руководителей революции на Кубе — он участвовал еще в знаменитом штурме казарм Монкада в 1953 году. Тогда мятежников арестовали, но они продолжили борьбу. В 1956 году Рауль был одним из горстки революционеров, прибывших на Кубу на яхте «Гранма». Этот небольшой корабль окружен на острове Свободы тем же почетом, что в СССР — крейсер «Аврора». Яхта выставлена в Музее революции в Гаване, в честь нее названа партийная газета.

Несмотря на то что повстанцев, сражавшихся в горах Сьерра-Маэстра, поначалу было всего два десятка человек, восстание распространялось с невероятной быстротой. Полвека назад — в январе 1959 года — режим Фульхенсио Батисты пал, «бородачи» (так называли повстанцев из-за внешнего вида) вошли в Гавану. В том же году Рауль Кастро становится главнокомандующим, а с октября  — министром Революционных вооруженных сил республики.

На известном фото они запечатлены втроем: братья Кастро — Фидель и Рауль — и Эрнесто Че Гевара. Для всего мира эти люди стали символами революции на небольшом карибском острове. Че Гевара погиб в 1969 году, безуспешно пытаясь поднять восстание в Боливии. Фидель продолжал руководить Кубой до недавнего времени, когда команданте начало подводить здоровье. Вождь кубинской революции, отойдя от дел, продолжает «сражаться как идейный солдат» — он комментирует события в мире в своих «Размышлениях товарища Фиделя». В 2006 году Кастро-старший передал полномочия Раулю, а два года спустя того избрали новым председателем Госсовета Кубы — руководителем страны.

«Рауль — это человек, который чувствует ответственность момента и уделяет очень много времени работе, — рассказывает „Известиям“ посол Кубы в Москве Хуан Вальдес Фигероа. — Он очень требовательный человек. И прежде всего к самому себе. Рауль — прекрасный семьянин и хороший друг. Он продолжает дружить с теми, с кем вместе воевал еще в Сьерра-Маэстре».

Генерал-майор Михаил Макарук, многие годы проработавший военным атташе на Кубе, вспоминает: «Для меня Рауль — пример целеустремленного, активного, динамичного человека. Мне приходилось видеть его в разных ситуациях, в том числе и на охоте, куда он меня приглашал несколько раз. Относится он к природе очень бережно, и мне кажется — по-детски ласково».

Все, кому доводилось «пересекаться» с Раулем Кастро, описывают его как человека открытого. Собеседники «Известий» уверяют: будучи главой военного ведомства, Рауль охотно и с интересом общался с рядовыми солдатами.

«Рауль всегда был дружелюбно настроен к советским, — вспоминает Виктор Глоба, работавший переводчиком во время Карибского кризиса. — Он понимал, что ты находишься вдали от дома, и всегда старался поддержать, показать признательность кубинцев за то, что мы им помогаем».

Как общительного и веселого собеседника вспоминает Рауля и мой отец, журналист-тассовец Александр Воропаев, впервые попавший на остров в 1960-е годы в составе советских войск. Он вспоминает, как в сентябре 1962 года столкнулся с Раулем: «Мне повезло: я стоял в оцеплении недалеко от входа в клуб, где проходило совещание кубинского руководства с представителями СССР. Приехали братья Кастро. Рауль, узнав, что стоявшие за оцеплением люди — советские солдаты, подошел к нам. Говорили мы через переводчика. Рауль спросил, как дела. Все, естественно, ответили, что хорошо. Готовы ли защищать кубинскую революцию? — Для этого и приехали. — Как дела с боевой подготовкой? — Нормально. — А со спортом? — Полковая сборная по футболу — чемпион Группы советских войск на Кубе. — Играете ли в бейсбол? (Фидель и Рауль в свое время были неплохими бейсболистами.)  — Нет, не играем. — А давайте создадим крепкую советско-кубинскую сборную по бейсболу и наваляем янки! — Согласны».

Через два десятка лет, когда отец был уже корреспондентом ТАСС в Гаване, он на официальном приеме напомнил Раулю про ту беседу. И Рауль сказал, что помнит ее.

Источник: Известия

  • 171
  • 29.01.2009 12:43

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода