Украина-2010. Никаких итогов, все меняется слишком быстро

Читати цю новину російською мовою
Украина-2010. Никаких итогов, все меняется слишком быстро
Интернет не только герой десятилетия, он конкретный герой этого уходящего года, поставив жирную точку в виде «Викиликса».

Как известно, если собираются два человека и начинают говорить о политике, то появляется три точки зрения. Исходя из этой непреложной истины, подводить политические итоги года и легко, и трудно — слишком по-разному можно трактовать одно и то же событие.

Да и вообще о жизни можно сказать, что она и стоит на месте, и двигается вперед. Если вам в этом году подвалил миллион «зеленых», то жизнь резко поменялась. А если вы в той же маленькой квартире, если у вас тот же занудный начальник, а из изменений только то, что чуть подросли дети, то ничего нового и хорошего в своей жизни вы не заметите.

Мы не можем понять или даже ощутить, революционны ли те крохотные изменения, которые происходят вокруг нас. Ну, пришел какой-то лидер к власти в какой-то стране; ну, опубликовал какой-то молодой ученый в каком-то журнале какую-то крохотную заметку о своем незначительном открытии; ну, стала какая-то фирма выпускать какой-то новый телефон. И что? Возможно, что об этих событиях мы через месяц забудем. А возможно, лидером окажется, например, Михаил Саакашвили, заметка молодого ученого даст ему лет через тридцать Нобелевскую премию, а телефон окажется «Айфоном».

Политическая изменчивость еще более трудноуловима и обманчива, как и политическая «стабильность». Уж на что был стабилен СССР, а вот нет его. То же коснулось и ГДР, да и всего соцлагеря. А мастера кубинской диктатуры уже разрешают частную собственность, интернет, мобильные телефоны и спутнковые антенны. И кубинцы, телом пребывая на коммунистической Кубе, по вечерам дома смотрят телевидение «Марти» — американский телеканал, типа «Голоса Америки», созданный специально для Кубы. Но, с другой стороны, существует и, казалось бы, невозможное. Режим Северной Кореи, например. Кажется, что он вот-вот упадет, но нет — очередной «Ир» передает власть очередному «Уну», потом на границе с Южной Кореей происходит небольшая перестрелка и мир, в одну секунду, оказывается на грани, как минимум, настоящей региональной войны.

Еще сложнее итожить этот политический год для таких стран, как Россия, Украина и Белоруссия, потому что их реальная политика, в основном, непублична, конъектурна и коррупционна. И, соответственно, решения принимаются не на основе каких-то предвыборных обещаний, данных на честных выборах, а по принципу «стабильность — в одной руке, собственная выгода — в другой». Все остальные действия — не более, чем латание дыр, да пиар для прикрытия. В медицине подобное называют «симптоматическое лечение» — это если есть какая-то неизлечимая болезнь, то лечат не ее, а все прочие болячки, которые из-за нее вылезают.

Взять, например, Белоруссию. Там прошли «самые честные и прозрачные выборы» с драками и арестами оппозиции. И снова у власти будет Александр Лукашенко. Его реальный рейтинг природе неизвестен, он сидит на пресс-конференции и спокойно говорит, что уже не знает, что делать, чтобы «ублажить» Запад, потому что приехали «все наблюдатели, кто хотел». А те, кто вышел на марш протеста — те бунтовщики, потому что «марш был несанкционирован». И что ему, этому Лукашенко, скажешь? Ведь не будешь ему напоминать, что он допустил досрочное голосование, которое не контролируется наблюдателями, в размере чуть ли не трети (!) населения. И что если ты у власти уже шестнадцать лет, то когда продавливаешь свое очередное президентство, то трудно надеяться, что народ не выйдет на марш. Но, с другой стороны, Лукашенко  — символ стабильности, и не только в своей стране. Более 60% россиян, по опросам, желали бы видеть его своим президентом. А вы говорите «Путин»!..

Так хорошо или плохо то, что происходит в Белоруссии?

А черт его знает!

Хорошо, но долго ли продержится Лукашенко на посту, даже если победит с рейтингом 120%? Никому не известно.

В благословенной Украине не проще.

Судьба политических триумфаторов Ющенко и Тимошенко незавидна — один вообще сошел с политической сцены, а Юлии Тимошенко шьют уголовные дела. Казалось бы, Майдан давно забыт.

Но нет, на него выходят предприниматели и снова пахнет «оранжевой угрозой». И Виктор Янукович вынужден говорить слова типа «мы изучим проблемы» и «пойдем навстречу».

Да и «Who is mr. Yanukovich»?

Он кто, провинциальный неотесанный политик? Президент западного толка? Пророссийский агент?

Ответ прост — и то, и другое, и третье. И он не просто пребывает в каком-то одном состоянии, он плавно перетекает из одного в другое. Когда он в России, то это «славянский лидер, ближайший сосед Москвы», когда в Брюсселе, то он «Лидер страны, рвущейся в объединенную Европу». Когда он в Астане с лидерами бывшего СССР, то это такой несколько неуклюжий хозяйственник большой аграрной страны. Когда он в Америке, то это лидер большой технологичной страны. И одет этот лидер далеко не в костюм донецкой швейной фабрики. Посмотрите на Януковича начала его президентства и нынешнего времени, послушайте выступления вчерашние и нынешние — перед вами как будто два разных человека. Это только в интернете на него все время смешно падают венки — в жизни он вполне адекватен своей стране. Конечно, пределу совершенства нет, хотелось бы, чтобы Украиной руководил Гавел, помноженный на римского Папу, но для этого Украина должна быть либо Чехией, либо католической Италией. Но, пока что, в Италии — Берлускони. И я не думаю, что те, кто хорошо знают Берлускони, согласились бы, чтобы такой тип руководил Украиной.

Что касается сути политики, то на словах Янукович осудил все, что делали «революционеры». Но сам идет по их пути, не признав Абхазию и Южную Осетию и стратегически стремясь на Запад.

Поэтому, проиграла Украина получив Януковича, или выиграла — это большой вопрос. И ответ от него зависит от точки отсчета.

А как подвести итоги года в России, где дуумвират тянет страну в разные стороны. Конечно, рука так и тянется написать «… так ничего не меняя», но это будет неправда, потому что Россия менялась весь этот год и без желания дуумвирата — вспомним то, с чего начали: два человека — три мнения.

Как только российские граждане подумали, подчеркиваю, не точно узнали, а просто подумали, что хотя бы теоретически, Медведев думает иначе, чем Путин, то тут все и началось.

Конечно, назвать сегодняшнюю ситуацию в России «революционной» было бы, мягко сказать, преувеличением и видимо Ходорковскому впаяют новый срок по полной, но кто скажет, что медведевская Россия точно такая же, как и путинская. Конечно нет, потому что среди двух лидеров с их мнениями протиснулся, собственно, народ.

При Путине было только одно — его мнение. Но когда появилось второе, то появилось и третье, вернее третьи, потому что пусть Россия сейчас не богата преобразованиями, но она богата мыслями о них. В это пространство между дуумвиратом протиснулась правда о России — о коррупции, о злоупотреблениях, о том, что государство не действует, как институт.

О том, что стиль правления может быть не только путинский, что многочасовые сидения «национального лидера» на экране — не более, чем пропагандистский молох. Конечно, так думали и раньше, но как известно проблема современной гласности не в том, чтобы произнести слово, а в том, чтобы оно дошло до аудитории. И тут мы свидетели главного героя этого десятилетия — Интернета. Именно это эфемерное пространство оказалось главным действующим лицом, упразднив расстояния, время и сделав мир действительно единым.

В России, Украине, Белоруссии, да и во всех остальных странах СССР уже никому не заткнешь рот, уже не спрячешь безобразия в каком-то дальнем медвежьем углу. Человеческая совесть и наблюдательность, мобильный телефон, умеющий снимать видео в руке и ближайший компьютер — вот все, что нужно в России для того, чтобы всколыхнуть общество. Чтобы назавтра полетели головы чиновников, а Медведев в разговоре с руководителями трех главных российских каналов потребовал от них, чтобы их новости были не мифотворчеством, а приближались по проблематике к Интернету.

Но Интернет не только герой десятилетия, он конкретный герой этого уходящего года, поставив жирную точку в виде «Викиликса». Конечно, страны сделают свои выводы и еще более засекретят дипломатическую корреспонденцию, вернее, попытаются засекретить. Но мы ее все равно прочитаем — кто-то сольет, люди с совестью есть везде.

Каков же главный вывод из уходящего года?

Он в том, что меняется манера и стиль.

Можно тысячу раз назначить себя президентом, поставить себе преемника или придумать еще какие-то похожие глупости. Но нельзя сделать главное — придумать искусственную жизнь для своей страны и по ней заставить жить народ. Гласность победила по факту — настоящая жизнь прорывается из всех щелей и заставляет жить по-правде.

Поэтому на пространстве бывшего СССР в этом году нет стран неудачников и нет стран победителей — изменения были слишком быстры, чтобы хотя бы в чем-то поставить точку и подвести итог.

Но, может быть, это и есть наилучшее, что могло произойти.

Матвей Ганапольский

Источник: ТСН.ua

  • 48
  • 27.12.2010 13:10

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода