Приведение 1979 над Ближним Востоком

Читати цю новину російською мовою
Приведение 1979 над Ближним Востоком
В то время, как мир следит за событиями в Египте, демонстрации в Каире напоминают об эпохальных событиях на Ближнем Востоке 32 года назад. Тогда на кону был Иран.

Параллели с сегодняшним Египтом впечатляют. В конце 1970-х годов Иран также был ключевым союзником США в регионе. Несколько десятилетий там также правил автократ. Как и сегодняшний Хосни Мубарак, шах Мохаммед Реза Пехлеви укреплял свое правление с помощью силовиков и, несмотря на общественное мнение, имел рабочие отношения с Израилем.

Теперь, когда Мубарак борется за политическое выживание, многие обозреватели задаются вопросом, не повторяется ли история. Дискуссия ведется вокруг роли «Мусульманского братства», египетской исламистской организации, которая сейчас подчеркнуто держится в тени. Это не препятствует некоторым пессимистам видеть в «Братстве» новейшую версию революционных клерикалов иранского аятоллы Руголлы Хомейни.

Обама повторяет ошибку Картера?

В Соединенных Штатах критики осторожной политики президента Барака Обамы по Хосни Мубарака обвиняют Белый дом в повторении ошибок Джимми Картера, который дестабилизировал режим шаха, когда посылал Ирану противоречивые сигналы.

Авторы редакционной статьи в консервативной газете Washington Times даже предупредили Обаму — призвали сократить количество американских дипломатов в Каире, чтобы избежать повтора иранского кризиса с заложниками. Этот кризис помешал Картеру переизбраться в 1980 году.

Один из ведущих внешнеполитических соратников нынешнего хозяина Белого дома, сенатор Джон Керри (демократ из штата Массачусеттс) вспомнил об Иране, когда призывал Мубарака сложить полномочия. Он — самый высокий по рангу американский чиновник, который сделал это открыто. «Мы перестроили важный союз со свободными филиппинцами, когда поддержали людей, которые указывали на дверь Фердинанду Маркосу в 1986 году, — написал Керри в газете «Нью-Йорк Таймс».  — Но мы продолжаем платить ужасную цену за то, что так долго держались за иранского шаха ».

В Тегеране аплодируют зарубежным протестам

В Иране тем временем лидеры исламской республики представляют массовые протесты в арабском мире как повтор неповиновения, который сверг режим шаха. Там аплодируют, по словам одного аятоллы, «народному восстанию против диктаторов, которых поддерживает Запад».

Но такие параллели могут быть слишком далекими. Дэвид Леш (David Lesch), американский историк Ближнего Востока, написал книгу о 1979 и о его влиянии на политику региона. Он считает, что можно проводить такую же аналогию между нынешними событиями и так называемой Зеленой революцией в Иране после спорных президентских выборов 2009 года.

«Это верх лицемерия, что иранские власти приветствует нынешние протесты, ведь они достаточно строго подавили такой же протест в Иране в 2009 году», — пишет Леш.

Египтянам не хватает харизматичного лидера от оппозиции

Что касается опасений, будто «Мусульманское братство» Египта готовится идти следами иранской оппозиции, то некоторые обозреватели отмечают, что эта организация существенно отличается от сети клерикалов и религиозных революционеров, пришедших к власти в Иране в 1979 году.

Несмотря на долгую историю преследований, в последнее время «Мусульманское братство» принимает участие в выборах в Египте и заявляет о приверженности плюрализму и демократическим нормам. (Скептики говорят, что это заявление только на показ, чтобы скрыть истинные намерениях установить авторитарное исламистское правление.)

Разница между Ираном и Египтом этим не исчерпывается. Аналитик Дженни Абдо пишет в журнале Foreign Policy о том, что иранская революция имела харизматического лидера в лице Хомейни. Зато протесты в Каире, как кажется, не имеют очевидного лидера.

Западные опасения относительно повторения исламской революции 1979 года также игнорируют еще одну простую вещь: мир изменился. В 1979 году исламские революции были необычным явлением. Спустя более 30 лет мир наблюдал за тем, как иранский революционный режим зашел в экономический и политический тупик, подражая шаху в грубом подавлении политических оппонентов.

В других уголках мира исламистские движения погрязли в бесплодных террористических кампаниях и междоусобных кровавых конфликтах. Когда на прошлой неделе исламистский лидер Рашид Ганнуши вернулся из изгнания в Тунис,  он дистанцировался от образцов прошлого. «Некоторые западные масс-медиа изображают меня как Хомейни, но я не такой», — сказал он поклонникам, которые тепло приветствовали его в Тунисе.

Образование есть, работы нет

Историк Дэвид Леш, тем не менее, видит одну существенную связь между прошлым и настоящим. Египет, так же, как многие другие страны региона, погрузился в социально-экономический беспорядок, как это было и в Иране в 1970-x годах. Египетское правительство, как и режим шаха, успешно предоставляло молодым людям бесплатное образование, но было бессильно создать для них рабочие места.

«Они не получают работы, на которую надеялись, и именно этот разрыв надо измерять. Это не абсолютная бедность. Бедные — необразованные крестьяне, неграмотные, родители которых были бедными и дети будут бедными — они не настолько заполняют улицы, хотя и это может произойти. Это образованная молодежь, которая разочарована и сердитая, и это этот разрыв порождает злость. Это видно в Тунисе, это видно в Египте, и это существует в большинстве арабских стран », — отмечает обозреватель.

Другими словами, 30 лет спустя Ближний Восток пытается преодолеть базовую дилемму, которая привела к свержению режима шаха в Иране. Можно лишь надеяться, что египетский народ и новое поколение арабских лидеров смогут решить эту проблему по-новому.

Кристиан Керил — главный редактор Радио Свобода / Радио Свободная Европа в Вашингтоне и один из редакторов журнала Foreign Policy.

  • 45
  • 04.02.2011 13:05

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода