В Персидском заливе назревает новая война?

Читати цю новину російською мовою
В Персидском заливе назревает новая война?
Войска Саудовской Аравии вошли на территорию Бахрейна и заняли основные объекты в столице королевства, Манаме. Впервые с начала волны арабских революций крупнейшая держава региона напрямую вмешалась во внутренний конфликт у соседей.

В ночь на вторник войска Саудовской Аравии, поддержанные вспомогательными частями из Объединённых Арабских Эмиратов, вошли на территорию Бахрейна и заняли основные объекты в столице королевства, Манаме. Впервые с начала волны арабских революций крупнейшая держава региона напрямую вмешалась во внутренний конфликт у соседей. Саудовцев можно понять: контроль над Бахрейном означает контроль над всем Персидским заливом. Это понимают и в Иране, также претендующем на влияние в Бахрейне.

Официально ввод саудовских войск в Бахрейн санкционирован Советом сотрудничества стран Персидского залива, в который, помимо собственно Бахрейна, Саудовской Аравии и ОАЭ, входят Катар, Кувейт и Оман. Однако всем в регионе очевидно, что за вчерашней акцией стоит прежде всего Эр-Рияд, а сам ввод войск является актом поддержки короля Хамада аль-Халифы в его борьбе против оппозиции.

Протесты в Бахрейне вспыхнули в середине февраля, явно под влиянием аналогичных событий в Египте. Демонстранты, вышедшие на главную площадь столицы, даже переименовали её из Жемчужной в площадь Тахрир, как в Каире. Требования бахрейнских оппозиционеров также были схожи с египетскими: немедленная отставка правительства – и прежде всего главы кабинета, Халифы ибн Салмана аль-Халифы, дяди короля. На этом, однако, сходство с каирскими событиями закончилось. В отличие от Египта, бахрейнская армия активно вмешалась в конфликт, однозначно заняв сторону правящей династии. Манифестанты были вытеснены с площади, при этом войска и полиция неоднократно открывали огонь по протестующим, ранив, по разным оценкам, до 60 человек.

Дело в том, что вооружённые силы Бахрейна, как и все силовые структуры страны, целенаправленно комплектуются арабами-суннитами племени азана – единоверцами и единоплеменниками правящей династии. Азана появились в Бахрейне совсем недавно, в середине XIX столетия, и тогда же подчинили себе шиитское большинство страны – арабов племени бахарна, основав в 1873 году правящую династию аль-Халифа. Бахарна не просто исповедуют шиизм, но и, в отличие от, например, иракских арабов-шиитов, находятся под серьёзным влиянием персидского языка и культуры. Фарси используется ими наравне с арабским, нередки случаи смешанных браков с персами. Согласно последней переписи населения, шииты-бахарна и выходцы из Ирана составляют более половины семисоттысячного населения Бахрейна.

Правящая суннитская династия, окружённая такого рода подданными, неизбежно должна была чувствовать себя неуютно и рассчитывать только на сильного союзника. Таким союзником изначально были британцы, контролировавшие юг Персидского залива, а с момента образования суннитского королевства Саудовская Аравия Бахрейн фактически вступил в вассальные отношения к Эр-Рияду. Саудовцы, со своей стороны, также заинтересованы в сохранении у власти в Бахрейне династии аль-Халифа, не без основания опасаясь того, что в случае перехода власти от суннитов-азана к шиитам-бахарна Бахрейн попадёт под иранское влияние.

О том, что опасения Эр-Рияда имеют под собой основания, свидетельствует беспрецедентно резкая реакция Тегерана на события в Бахрейне. Иранский МИД распространил официальное заявление с поддержкой «справедливых требований народа Бахрейна» и недвусмысленным предупреждением о том, что «любое вмешательство извне способно привести только к дальнейшему осложнению ситуации в регионе».

Осложнение обстановки в Бахрейне, расположенном в самом центре Персидского залива, действительно, может дестабилизировать весь регион. Как подчеркнул директор Центра общественно-политических исследования Владимир Евсеев, «если саудовские войска не ограничатся взятыми на себя обязательствами по охране правительственных объектов, а примут непосредственное участие в подавлении шиитской оппозиции, конфликт может перенестись и на саму Саудовскую Аравию, точнее – на шиитские районы королевства».

 — Зачем же саудовцам так рисковать, если армия Бахрейна доказала свою верность династии и готовность самостоятельно действовать против оппозиции?

 — Армия Бахрейна лояльна, но объективно слаба. Сухопутные войска королевства состоят всего из трёх бригад и двух батальонов, общая численность которых не превышает 6000 человек, со всеми генералами, поварами и писарями. Если оппозиция перейдёт от мирного противостояния к тактике партизанской борьбы, бахрейнцам просто не хватит сил.

 — А такая опасность существует? И есть ли угроза непосредственного вмешательства Ирана в конфликт?

 — Иранское вмешательство, если конфликт разгорится, будет выражаться, прежде всего, в поставках оружия и, возможно, засылке в Бахрейн диверсионных групп иранского спецназа. Тегеран не заинтересован в свержении династии аль-Халифа, это грозило бы иранцам слишком серьёзными неприятностями, вплоть до прямого военного столкновения с Саудовской Аравией. А вот дестабилизировать ситуацию в Персидском заливе, чтобы надавить на тех же саудитов или на американцев, иранцы никогда не прочь. Бахрейн, зажатый между Ираном и Саудовской Аравией, подходит для этой цели как нельзя лучше.

P.S. Как стало известно, агентству Associated Press, во вторник днем саудовский контингент понес первые потери. Во время массовых акций протеста в столице Бахрейна Манаме по солдатам из Саудовской Аравии был открыт огонь из толпы протестующих. В результате смертельное ранение получил сержант Ахмад Раддади. Других подробностей происшествия в Эр-Рияде пока не сообщается.

Из досье

Бахрейн – островное государство в центральной части Персидского залива. Территория – 750 кв.км. Население – 791 000 чел (по данным переписи 2009 года). Национальный состав: 60% — арабы-бахарна, исповедующие ислам шиитского толка и общающиеся на языке бахарни (диалекте арабского, в самом Бахрейне официально называется «старобахрейнским»), 25% — арабы-азана, сунниты, общаются на арабском («новобахрейнском») языке, 15% — персы, потомки выходцев из Ирана, исповедуют шиизм, общаются на бахарни и фарси.

Официальный язык Бахрейна арабский-«новобахрейнский», официальная религия – ислам суннитского толка. Государственный строй – конституционная монархия. Глава государства – король (до 2002 года – эмир). С 1999 года на троне король Хамад ибн Иса аль-Халифа. Глава правительства – премьер-министр. С 1970 года пост премьера занимает принц Халифа ибн-Салман аль-Халифа, дядя нынешнего короля, назначенный на эту должность его отцом, эмиром Исой аль-Халифа. Официально признано, что принц Халифа ибн-Салман дольше всех в истории занимает без перерыва должность главы правительства. Считается самым богатым человеком в стране и фактическим главой правящей династии.

  • 58
  • 16.03.2011 09:33

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода