Украна. Досрочные выборы: Шанс для политических легковесов

Читати цю новину російською мовою
Украна. Досрочные выборы: Шанс для политических легковесов
Мнения по поводу досрочных выборов разделились. Большинство считает, что от перемены мест слагаемых в стране ничего не изменится. Но есть оптимисты, которые, вопреки даже приблизительным подсчетам, прогнозируют заметные перемены.

Мнения по поводу досрочных выборов разделились. Большинство считает, что от перемены мест слагаемых в стране ничего не изменится. Но есть оптимисты, которые, вопреки даже приблизительным подсчетам, прогнозируют заметные перемены. Например, появление в парламенте множества давно знакомых лиц, но в свежих сочетаниях.

Едва ли не все эксперты уверяют потенциальных избирателей: в парламент VII созыва попадут все те же политические силы, что и в предыдущий. Разница, по мнению, и политологов, и социологов, может проявиться разве что в распределении заветных кресел. Майка лидера чуть ли не с равным успехом может достаться как Партии регионов, так и БЮТ. Коммунистическая идея рискует привлечь чуть большее количество сторонников, с неодобрением взирающих на кризис «олигархической власти». Подчеркнутая нейтральность Блока Литвина либо пойдет на пользу вечной «позолоченной акции», либо сыграет с ним злую шутку. А ведь есть еще пропрезидентская сила, у которой в тумане остаются не только рейтинги, но и состав… Именно от форматных разночтений потенциального Блока Ющенко чаще всего отталкиваются адепты идеи о том, что следующая Рада окажется обновленной. Слишком разочаровались люди в тех, кто есть, и слишком много новых «торговых предложений» поджидает их по дороге к избирательным участкам. Не может быть, считают оптимисты, что все они останутся ни с чем. Ведь выбирать, скорее всего, действительно будет из чего. В конце концов, в стране уже 153 партии…

Наше дело левое

Задолго до того, как реальная перспектива очередных внеочередных замаячила на горизонте, «красные» и «розовые» лидеры заговорили о том, что в условиях дискредитации гигантов действующего созыва будущее окажется за принципиальными, честными и неподкупными. За КПУ действительно в ближайшее время переживать не приходится – последовательных симпатиков Петра Симоненко и Ко пока для преодоления проходного барьера хватает с запасом. И к тому же, похоже, коммунисты убеждены в своей безальтернативности — их несколько «избаловал» статус единственной условно левой силы в парламенте. Правда, с другой стороны, основания для подобного самомнения имеют место быть – слишком уж не впечатляющи потенциальные рейтинговые потуги ближайших идеологических конкурентов.

Главным левым «легковесом» отечественного политикума после блестящего провала в 2007 году заслуженно считается Социалистическая партия. Для сторонников Александра Мороза новые выборы выглядят чуть не подарком судьбы: чудесная возможность восстановить утраченные позиции. В том случае, если там есть, что восстанавливать.

Год назад СПУ не удалось перелезть через проходной «забор», сейчас пространство для маневра ограничено еще заметнее. За внепарламентские месяцы «морозовцам» всерьез не удалось собраться с силами и выставить конкурентноспособный программный «продукт». По большому счету, самыми громкими поводами вспомнить о когда-то парламентской партии стали откровения Сан Саныча касательно роли Леонида Кучмы в исчезновении Георгия Гонгадзе (последняя версия – Мороз никогда не обвинял предыдущего президента в чем-либо настолько противозаконном, а все остальные, похоже, что-то перепутали) и занятная идея о создании «Левого блока». И если рейтинговые перспективы нескольких исповедей остаются за кадром, то в мысли о левом объединении действительно есть рациональное зерно. Союз КПУ и СПУ (плюс еще кто-нибудь сочувствующий) действительно едва ли не единственная возможность для социалистов гарантированно попасть в парламент на чужом горбу. Одна только сложность – Петра Симоненко интеграционные идеи Александра Мороза, даже с учетом обещаний совместно взять 12-15 процентов голосов, как-то не впечатлили. Что вполне логично: коммунисты рассчитывают улучшить предыдущий результат собственными силами (хотя в 2007 году повысили показатели во многом за счет оттока приверженцев «предателя-Мороза»), а с никуда не девшимся антирейтингом «идейных собратьев» действительно лучше не связываться. Посему, «морозовцам» ничего другого не остается, кроме самостоятельного похода во власть. С большой долей вероятности пройдет он под лозунгом «Не догоню, так хоть согреюсь».

Другими «греющимися» традиционно рискуют оказаться «прогрессивные социалисты». Шансов вернуться в законодательный орган у Натальи Витренко и ее товарищей маловато: с одной стороны, популярность партии с каждым годом уменьшается (если в 2006 ПСПУ с сателлитом показала результат в 2,93 % голосов, то в 2007 – уже 1,32 %), с другой – поле, на котором пасутся левые силы тоже не резиновое, и на одной идее «НАТО нет» всем выехать не удастся, особенно с учетом того, как активно и довольно-таки успешно на этом лозунге играет Партия регионов. Тем не менее, с большой долей вероятности Наталья Витренко в очередной раз поведет свою силу на баррикады, хотя пока повышенную активность в этом направлении и не демонстрирует. Попытки сорвать совместные с силами Североатлантического альянса учения или попикетировать что-нибудь – не в счет. Этим в нашей стране все «левые» в свободное время занимаются.

Нейтральность, нейтральность и еще раз нейтральность

Если граждане Украины еще не настолько разочаровались в демократической парадигме развития, чтобы разделить все свое благоволение между «легковесами» левого фланга, то попытки найти себе новый «центр» исключить нельзя. На выборах 2008 года идея о необходимости поиска третьей, четвертой, пятой силы может оказаться вполне перспективной. И претендентов на  эти роли уже сейчас больше, чем может вместить сессионный зал.

Главным политическим «нейтралом» считаются «остро необходимые» стране Владимир Литвин и его команда. Считаются, во-первых, по привычке, а, во-вторых, по причине лояльных рейтингов большинства социсследований, которые обещают БЛ в среднем 5% голосов. И хотя в парламенте нынешняя «третья сила» запомнилась больше вымученным нейтралитетом, чем действительной пользой избирателям, сам Владимир Михайлович уверен, что в следующей Раде его фракции станет «сердцем» коалиции. Мечты по поводу роли в формировании парламентского большинства несколько преждевременны, тем более что Блок Литвина может на следующих выборах заметно пострадать – слишком много прямых конкурентов намечается.

Помимо традиционно более или менее нейтральных политических единиц-старожилов (вроде Партии зеленых) подпортить литвиновский результат могут, с одной стороны, часть осколков НУ-НС, а с другой – «молодые да ранние».

Заметной части когда-то единой пропрезидентской силы, похоже, на следующих выборах с «Нашей Украиной» окажется всерьез не по пути. И вопрос в том, рискнут ли эти бывшие составляющие на самостоятельное плавание или найдут другого «патрона». Судя по ряду заявлений, самые перспективные проекты предпочтут присоединиться к БЮТ: подобное желание уже задекларировали Юрий Луценко от имени «Народной самообороны» и Борис Тарасюк, выражая мнение части «Руха». С большой долей вероятности, другие «протестанты» против президентского произвола (а это партия «Вперед, Україно!», Христианско-демократический союз и Европейская партия) тоже куда-нибудь вольются: либо назад под президентскую руку, либо в Блок Юлии Тимошенко – уж очень невпечатляющими выглядят их самостоятельные перспективы. Хотя инициатива лидера «европейских украинцев» Николая Катеринчука понизить проходной барьер до двух процентов выглядит интересно: «катеринчуковцам» последствиями такой реформы вряд ли удалось бы воспользоваться, а вот кому-то другому – без особого труда.

Другую часть ассортимента потенциальных «третьих сил» представляют лидеры либо «неопытных», либо пока еще несуществующих предвыборных единиц.

Из них самой яркой, пожалуй, является «Свобода» Олега Тягныбока, которая, по мнению ее симпатиков, в этот раз сможет преодолеть ранее недостижимый барьер – просто благодаря контрасту и потребности в новых лицах. Правда, к «нейтральным» ультраправое объединение отнести трудно, но, попади оно в парламент, роль Блока Литвина «свободовцы» могут сыграть вполне успешно. Хотя бы потому, что «прилепить» их к какому-либо формату коалиции будет несколько затруднительно.

Свою нейтральность через незаангажированность подчеркивают Арсений Яценюк и Анатолий Гриценко, уже заявившие о готовности создать по политсиле на брата, и Раиса Богатырева, которая пока что «зависла в воздухе», но, по мнению некоторых политологов, кажется перспективным «промежутком» для избирателей, которые уже готовы отойти от Януковича, но пока не готовы расписаться в преданности Ющенко. Будущее этих «нейтральных» проектов пока туманно, хотя, например, ушедшее в небытие предложение Юрия Луценко создать «третью силу» с Яценюком и Гриценко выглядело довольно перспективным – быть может, не за одну кампанию, но три процента симпатиков у такого варианта бы нашлись. Но, похоже, идея не нашла отклик в узких политических массах: то ли личные амбиции сыграли роль, то ли знаменитая «рука Банковой».

Околопрезидентский пул

Главной интригой застопорившихся выборов, похоже, станет судьба президентской «Нашей Украины» и ее сателлитов. Последние, судя по всему, будут представлены в широком ассортименте.

Желание президента даровать свое имя и возглавить предвыборную единицу, состоящую в лучшем случае из пары партий, в худшем – из одной «родной» – поначалу вызвало удивление. Что рейтинг «Нашей Украины», что личный президентский позволяет надеяться на обещаемые социологами 7-10% с большой осторожностью. Не исключается даже вероятность того, что подобный образчик политического минимализма едва сможет преодолеть трехпроцентный барьер, что для партии власти фактически смерти подобно. Повысить показатели, по мнению экспертов, могут «незамутненные вливания», вроде упомянутого выше условно нейтрального и пока остающегося без собственной партии Арсения Яценюка. Стремление нарастить рейтинговые «мускулы» само по себе выглядело бы логично. Но вполне вероятно, что на Банковой рискнут разложить яйца по разным корзинам.

Помимо самой что ни на есть президентской «Нашей Украины» у гаранта есть на кого опереться. С большой долей вероятности, поначалу слегка строптивая (характер проявился в намеке на блокирование с крайне правым Всеукраинским объединением «Свобода» Олега Тягныбока) Украинская народная партия Юрия Костенко все-таки далеко из-под руки президента не уйдет. Что для «Нашей Украины» небесполезно: из представителей только одной партии может быть сложно сформировать привлекательный для Западной Украины список. «Бютовец» Николай Томенко даже утверждает, что вторым после президента лицом в таком объединении станет Арсений Яценюк. И если Арсений Петрович не рискнет сходить на выборы самостоятельно (а перспективы на себе одном сходу выиграть нужные три процента выглядят сомнительно), то такой вариант выглядит вполне вероятным. А вот остальным «сочувствующим», похоже, придется «выплывать» самим.

Самостоятельными пловцами, скорее всего, станут самые одиозные представители, условно говоря, президентского пула. В первую очередь это верный Виктору Ющенко, но не поощряемый им, «Единый центр» и сочувствующий гаранту Блок Леонида Черновецкого. Перспективы «центристов», даже с учетом постоянно аккумулируемого административного ресурса, упорно выглядят нормой статистической погрешности. В плюс, помимо уже упомянутой поддержки чиновников и нескольких знакомых по президентскому окружению лиц, свежей партии идет близость к «самому». Правда, рейтинг «самого» еще нужно конвертировать в народную поддержку куда более нейтральных сторонников, а на всех, как водится, не хватит. В минус «Единому центру» – заметный антирейтинг Виктора Балоги по всей стране, кроме, наверное, Закарпатья, и общая неизвестность/нераскрученность/неинтересность проекта. Рассчитывать на хороший результат при таких вводных сложно, разве что удастся вступить в удачный «брак» или задействовать все мыслимые и немыслимые рычаги воздействия на ситуацию.

В качестве «невесты» «ЕЦ» в последние дни молва сватает Блок Леонида Черновецкого. Похоже, «мэр всея Украины» не прочь превратить оговорку в реальность. И не исключено, что у него это даже получится. На сегодня потенциальный рейтинг киевского градоначальника в масштабах страны не впечатляет, а из столичной поддержки нужные проценты можно и не наскрести. Тут в помощь будет либо пресловутое блокирование (пусть немногие политические единицы рискнут пойти на это, но вот «Единый центр» – почему бы и нет), либо работа с регионами, на которую остается слишком мало времени, либо – участие ради самого факта участия. С учетом того, что «греющиеся бегом» будут в предвыборном забеге представлены весьма и весьма широко, можно даже рассчитывать на то, что где-нибудь да выгорит…

К потенциальным президентским сторонникам при желании можно будет отнести и вероятных «нейтралов» вроде гипотетических проектов решившихся на независимость Раисы Богатыревой и Арсения Яценюка. Этим двум вариантам доля самостоятельности может пойти на пользу. Во время кампании, а ведь самое интересное будет после нее…

Боязнь сторонников президента, что развал НУ-НС и обилие сателлитов с неопределенными функциями «растащит» потенциальный рейтинг «Нашей Украины» вполне обоснована. Но произойдет это в том случае, если потенциально самостоятельные игроки «перекроют» электорат друг друга. Это может произойти далеко не в каждом случае, ведь найти человека, которому все равно, за кого проголосовать – за УНП или «ЕЦ», за Черновецкого или Яценюка, не так уж и легко. Скорее, часть «посторанжевых» «ходоков» во власть «откусит» чуток голосов у БЮТ, а тот же Блок Черновецкого «прогуляется» по социальным категориям, симпатизирующим левым или Партии регионов. В таком случае, о «растаскивании» рейтинга речь уже не пойдет. Скорее, страна рискнет получить парламент, в котором будет несколько микрофракций, объединенных одним – личной преданностью президента. Одна «Наша Украина», едва преодолевшая проходной барьер, может выглядеть жалко, но три-четыре таких фракции – уже внушают уважение. А если добавить туда парочку «нейтралов» по умонастроению (как «литвиновцы») или непонятной парламентской функции (как «тягныбоковцы»), то состав парламента может получиться   даже слишком интересным: слишком широкий простор для формирования коалиции и слишком узкое пространство для маневра фракций-«тяжеловесов», которыми станут БЮТ и ПР. В такой Раде будет весело. Причем настолько, что «стабильность» нынешних пяти фракции может потерять свои кавычки. А что поделаешь, вдруг «легковесы» смогут перейти в более «тяжелую» — парламентскую — весовую категорию?..

Источник: Подробности

  • 46
  • 17.10.2008 14:31

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода