Провинциальный экстремизм

Читати цю новину російською мовою
Провинциальный экстремизм
Молодые люди, как правило, побритые наголо, одетые в камуфляжные штаны зеленого цвета и черные армейские берцы, с бейсбольными битами — вот знакомые приметы носителей уличного насилия

Новостные ленты то и дело приносят сообщения о разборках на улицах с летальным исходом и напрашивающейся ксенофобской подоплекой. Молодые люди, как правило, побритые наголо, одетые в камуфляжные штаны зеленого цвета и черные армейские берцы, с бейсбольными битами — вот знакомые приметы носителей уличного насилия. Хотя иногда они одеты как все. Откуда у молодых людей слепая ненависть к людям другой национальности? Наш корреспондент в Новгороде пытается разобраться в ситуации.

Уголовное дело в отношении Тимура Лебедева и Сергея Ефимова было возбуждено после того, как в Боровичскую ЦРБ доставили мужчину с ножевым ранением.

Как объяснял потерпевший, он мирно шел по одной из улиц, провожая знакомую. Вдруг их догнали двое парней. Далее все происходило как в плохом фильме. Один из нападавших приставил нож к горлу мужчины, другой — к горлу женщины. После чего была произнесена фраза: «Ну что „жида черная“, отрезать тебе голову?». Мужчину принялись избивать. Кульминацией расправы стал удар ножом.

Злоумышленников нашли в течение суток. Как убедилось следствие, налетчики не предъявляли жертве никаких «имущественных» требований: наличествовал лишь голый национализм. Суд квалифицировал их действия как хулиганство «по мотивам национальной ненависти». Юридическая оценка такой ненависти: 6 лет лишения свободы для Лебедева (именно он ударил мужчину ножом), 2,5 года — для Ефимова.

Парадокс ситуации был еще в том, что потерпевший — русский по национальности. И, когда во время нападения появилась «национальная тема», пытался убедить преступников в том, что он — «свой». Но их это ничуть не отрезвило. Главным для них было то, что волосы у него — черные, а нос — с горбинкой.

В Новгородской области это далеко не первый случай проявления «воинствующего национализма». Некоторое время назад в центре Новгорода были избиты студенты из Малави, арабских стран и даже аспирант из США. В Боровичах были разбиты стекла в синагоге, а в Новгороде — в помещении Еврейского благотворительного фонда. Спустя немного времени к дверям новгородской синагоги был подброшен муляж взрывного устройства. Регулярно стены домов, стадионов и даже школ «украшаются» граффити агрессивного содержания: «чурок» и «жидов» предлагается отправить по известным адресам, самый «печатный» из которых — «в крематорий».

По мнению исполнительного директора новгородской региональной правозащитной организации «Луч надежды» Эдуарда Алексеева, всплеск ксенофобии в области связан не только с тем, что в последнее время количество мигрантов резко возросло и они стали конкурировать с «коренным населением» на рынке труда, но и с тем, что в Новгороде активизировались и местные идеологи националистического толка.

В первую очередь речь идет о двух газетах, прекратить деятельность которых удалось через суд: «Русское вече» и «Новгородец».

«Русское вече» появилось в городе в 2003 году. Его издатель Павел Иванов под лозунгом «Россия — для русских!» все беды «многострадального Отечества» списывал на «мировой еврейский заговор». Уголовное дело было возбуждено после 18-го номера. Во время судебного процесса, получившего в области большой резонанс, сам Иванов старался принизить свою роль «глашатая», утверждая, в частности, что лишь «информировал читателей о протекающих в мире процессах». Но три экспертизы пришли к единому выводу, что цель «журналистской деятельности» подсудимого — внушить читателям, что во всех бедах России в целом и Новгорода, в частности, виноваты «инородцы».

На первый раз Павел Иванов «отделался» штрафом в 10 тысяч рублей. Но уже в 2005 году газета «Русское вече» вновь появилась в области. И вновь в прокуратуре было принято решение о возбуждении уголовного дела. На этот раз Павел Иванов был приговорен к 2 годам и 4 месяцам лишения свободы в колонии общего режима. Пока над Павлом Ивановым шел суд, в Новгороде активизировалась другая газета антисемитского содержания — «Новгородец», всячески поддерживающая «репрессируемого борца за идею». Прокуратура установила, что за «Новгородцем» — организованная группа, идейным вдохновителем которой был некто Михаил Пекин, возглавивший новгородское отделение РНЕ (официально не зарегистрированное). На этот раз в орбиту следствия попало более десятка новгородцев, разделяющих идеологию РНЕ. Обвинение было предъявлено только троим.

Они были признаны виновными в возбуждении национальной вражды и организации экстремистского сообщества. Приговор был «щадящим»: экстремистов приговорили к условным срокам наказания. В отличие от Иванова осужденные больше не предпринимали попыток возобновления газеты.

 — Был период, когда чуть ли не каждый день неподалеку от нашего центра появлялись оскорбительные надписи, — рассказывает первый председатель национально-культурного центра „Бакинец“ Гасан Аббасов, проживший в Новгороде 25 лет. — Как могли, мы их стирали, а утром появлялись новые. Я обращался и в прокуратуру, и в администрацию области. В прокуратуре отвечали: ищем, а в администрации… надеялись на прокуратуру. Среди азербайджанцев началась паника, когда один за другим были убиты трое земляков-предпринимателей. Были возбуждены уголовные дела, но преступников так и не нашли. В прокуратуре к выдвинутому нами мотиву — убийство из национальной ненависти — отнеслись критически, предполагая, что причиной расправы стала коммерческая деятельность потерпевших. Мы, конечно, не можем быть полностью уверены ни в той, ни в другой версии. Но с тем, что первая маловероятна, не согласны. Из тех, кто адресовал нам оскорбительные и унижающие надписи, был установлен лишь один — Алексей Захаров, один из троих членов РНЕ, выпускавших газету „Новгородец“. Я был вызван в суд как свидетель и никакого раскаяния в поступках по его поведению не заметил.

По мнению и Гасана Аббасова, и других активистов „Бакинца“, сегодняшняя ситуация стала возможной и из-за того, что опасность столь быстрого распространения экстремистских взглядов недооценивалась идеологами властных структур. Ни для кого не секрет, что потребителями такой идеологии в первую очередь становятся подростки. Но целенаправленная работа с ними не ведется ни на каком уровне: „воспитывать интернационализм“ ныне не принято.

Руководители общественных организаций, созданных по национально-культурному принципу, признают, что недоработали и они. Организации, создававшиеся именно как центры, объединяющие людей одной национальности, поначалу не преследовали целей интеграции в общественную жизнь региона. Ни одна из таких организаций, в противовес экстремистским организациям, не имеет своего печатного органа. Да и все культурные мероприятия (а их немало) проводятся, как правило, для своих, без выхода на широкую аудиторию, без привлечения газет и телевидения.

Громкие судебные процессы дали определенный профилактический эффект. На некоторое время даже граффити исчезли со стен домов. Но с развитием Сети Интернет экстремисты переместились в виртуальное пространство. Правда, правоохранительные органы отреагировали оперативно. Сейчас в области возбуждено несколько уголовных дел в связи с размещением в Сети Интернет материалов, направленных на разжигание национальной вражды.

Совсем недавно Новгородский городской суд вынес и первый приговор по „виртуальному“ уголовному делу экстремистской направленности. К наказанию в виде 170 часов обязательных работ приговорен координатор ДПНИ по Новгородской области Сергей Ларионов. Это именно он на одном из местных интернет-форумов разместил печально известный видеоролик со сценой убийства двоих мужчин («Казнь таджика и „дага“) людьми в масках. Как сообщила судья Людмила Цветкова, осужденный опять же утверждал, что всего лишь намеревался „обсудить тему и узнать мнения людей“.

Виктор Артемьев, заместитель прокурора Новгородской области:

 — Я считаю, что бороться с экстремизмом и ксенофобией нужно в зародыше, в том числе и „виртуальном“. Пока опросы показывают, что, к сожалению, взгляды того же Иванова разделяет достаточно много людей в провинции. В настоящее время в области под эгидой областной администрации завершается работа над целевой программой профилактики терроризма и экстремизма. В программу будут включены и предложения представителей национальных диаспор.

Владимир Краснов, писатель, редактор Боровичской районной газеты «Красная искра»:

 — До революции Боровичи были богатейшим купеческим городом, со множеством храмов и 4 синагогами. Сегодня синагога одна, та, в которой разбили стекла, но это вообще-то случай 5-6-летней давности. После революции у нас здесь был лагерный и тюремный край, и в городе осело немало освободившихся из колоний людей, это надолго задало Боровичам характер драчливого города, по некоторым улицам до сих пор ходить рискованно.

Сейчас в больнице лежит известный у нас врач, дагестанец (он просит не упоминать его имя), его тоже недавно избили на улице. Прокуратура утверждает, что национального мотива в преступлении не было. А город, начиная от представителей власти и кончая интеллигенцией, достаточно серьезно переживает по этому поводу. Некоторое время назад, когда он собирался уезжать из города из-за отсутствия квартиры, местные бизнесмены бросили клич: нужно собрать деньги, купить квартиру и во что бы то ни стало удержать его в Боровичах, он прекрасный врач. Это делалось явно не под лозунгом „Россия — для русских“.

Достоевский называл русских людьми весьма непрочной ненависти. Любовь прочнее.

Как в нашем городе любили и уважали недавно умершего директора водоканала Камиля Ришатовича Иксанова, человека очень деятельного и увлеченного, придумавшего и осуществившего программу „Чистая вода“! Сегодня в городе часто слышится нерусская речь, приезжающие из Средней Азии гастарбайтеры плохо говорят по-русски, но на всех городских Масленицах они первые и самые веселые призеры соревнований на ловкость, и мы взаимно удерживаем настроение вежливости. Поэтому с выводом о мрачных тенденциях я бы не спешил. О таких случаях не надо умалчивать, но не надо их и раздувать. По русской пословице: „Не буди лихо, пока оно тихо“.

В молодежной среде, конечно, чего только нет. И часто она подхватывает те или иные лозунги по принципу вызова и эпатажа — с чем угодно себя идентифицировать, лишь бы это было „из ряда вон“. И из морального ряда, и из законного ряда. Но в маленьком городе все-таки все гораздо тише. РНЕ у нас завелось в вялотекущем режиме, но очень быстро исчезло — не выживают такие организации тут из-за неестественности и неуместности их лозунгов. Я помню, как однажды старушка модному металлисту-неформалу пятачок подала. Вот и с РНЕ так же: вместо того, чтобы загореться огнем организованной национальной ненависти, гляди, не поняв, пятачок подадут. Крайняя ксенофобия — это все-таки болезнь больших городов.

Каждого из преступников надо жестко наказывать, но не стоит придавать ситуации зловещий оттенок.

А по большому счету в жизни должен обозначиться какой-то градус достаточности — когда много машин — их уже не воруют, когда много таких магазинов, как в Боровичах „Екатерининский“, — на тротуары не плюют и на людей не замахиваются. Так постепенно происходит социальное взросление и выздоровление.

Источник: RG.ru

  • 54
  • 24.10.2008 10:52

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода