Президент готовится к бою

Читати цю новину російською мовою
Президент готовится к бою
Главной темой последних дней стало предкоалиционное общение ПР и БЮТ. Первая волна удивления, возмущения, восторгов уже утихла — все застыли в ожидании. Основные вопросы: как поделят должности, и что будет делать президент.

Непрозрачные неприятности

Формат коалиции Партия регионов плюс Блок Юлии Тимошенко еще несколько недель назад назывался среди наименее вероятных. Большинство политологов были уверены, что подобный альянс находится где-то в районе грани фантастики. Причем не столько по причине активно декларируемых глобальных идеологических различий, сколько из-за затрудненной способности руководства этих двух сил ужиться в границах одного правительства. Готовность к неприятному для многих избирателей консенсусу «сватали» НУ-НС, но практика последних дней показывает, что премьерская фракция в этой гонке с успехом обходит президентскую.

Пока договаривающиеся стороны активно делят должности премьер-министра и спикера, остальной политикум замер в ожидании не лучших времен. Оставшиеся парламентские фракции уже сейчас могут почувствовать себя обделенными: в случае мегаальянса (175 «регионалов» и 156 «бютовцев») ценность разного рода «золотых акций» торжественно устремится к нулю. Не лучше и перспективы у значительной части Кабинета министров — ведь ему предстоит пересмотр под новые стандарты парламентского большинства. И, наконец, есть еще и президент, которого нынешняя коалициада хоть и не касается непосредственно, но, судя по реакции, очень беспокоит.

Еще 1 декабря, когда намеки о возможном братании депутатских отрядов Виктора Януковича и Юлии Тимошенко воспринимались как не очень добрая шутка, глава государства нанес упреждающий информационный удар и обвинил «московскую коалицию» в намерении «развернуть Украину на 180 градусов». Спустя несколько дней, когда переговоры вышли на открытую стадию, Виктор Ющенко продолжал делиться критическими соображениями по поводу происходящего. «Я не могу сказать, что я являюсь сторонником этой коалиции, потому что убежден, что при таком политическом альянсе Украину ожидает ряд событий неприятного характера и непрозрачного характера», — убежден президент.

Свое неодобрение президентский лагерь высказывает весьма активно: если сам глава государства предпочитает превентивно критиковать возможный альянс, то представители его Секретариата упорно не верят в происходящее и убеждены, что с Радой VI созыва коалиция уже не случится. И пусть еще пару месяцев назад Виктор Ющенко заверял, что его устроит любой формат фракционного объединения, лишь бы парламент работал, сейчас наилучшим выходом из ситуации Банковая видит когда-то осуждаемое ситуативное большинство. Причем не просто так: мгновенно зародившийся общий порыв, по мнению СП, должен быть спровоцирован желанием проголосовать за спикера. По возможности — за Ивана Плюща.

Судя по слухам, неизбрание Ивана Степановича в президиум будет воспринято президентской стороной как «непрозрачная неприятность». Во всяком случае, в прессе уже появилась информация о том, что «прокатывание» Плюща может спровоцировать появление очередного указа о роспуске парламента. И исключить такой вариант развития событий нельзя. С одной стороны, президент действительно настроен сурово, например, отказался общаться с депутатами до принятия бюджета и второго пакета антикризисных мер. С другой стороны,  тематические переговоры действительно ведутся — это подтвердил и Виктор Янукович. Таким образом, президент, не являясь участником переговорного процесса, предсказуемо оказывает на него значительное влияние. Заинтересованность налицо: на сегодня то самое ситуативное большинство со спикером Плющом — простейший путь к досрочным выборам. Как вариант еще может рассматриваться новая редакция антикризисной коалиции, но так, чтоб без БЮТ. Остальные варианты для Банковой куда менее симпатичны — они обрекают ее или на бездействие, или на действие слишком активное.

Призрак контрмер

Коалиция Партии регионов и БЮТ для президентского лагеря, мягко говоря, не лучший вариант развития событий. В первую очередь потому, что при таких раскладах резко сокращается сфера влияния главы государства. До недавних пор законодательная деятельность существенно корректировалась под нужды Банковой, а непосредственное участие в работе правительства осуществлялось черед НУ-НС-квоту министров. Новая же коалиция не только обеспечивает перезагрузку Кабмина, но и серьезно упрощает депутатскую деятельность. Триста тридцать один депутат (если не рассматривать возможные дополнительные  вливания)  — это не просто красивая цифра, но и конституционное большинство, имеющее возможность перекраивать Основной закон и преодолевать президентское вето. Маловероятно, что президенту будет приятно чувствовать себя чужим на этом празднике политической жизни, особенно с учетом мечты возможных «большевиков» передать право избрания главы государства парламенту.

Если же мероприятия из разряда «или Плющ, или никакого парламента», не увенчаются успехом, перед главой государства откроются два пути: смириться или бороться до конца. В свою очередь первый вариант также предполагает два направления развития возможного сценария: «по-хорошему» и «по-плохому».

Еще несколько лет назад бытовало мнение, что Виктор Ющенко — идеальная кандидатура для воплощения в жизни практики ненасильственного политического сопротивления. Действительно, столкнувшись с неконтролируемыми парламентскими обстоятельствами, президент государства может отойти в сторону. Выжидательная позиция «Давайте, давайте, посправляйтесь тут с кризисом, а я посмотрю» при определенных обстоятельствах может даже сыграть на руку. До президентских выборов осталось не так уж много, а все просчеты двух главных кандидатов могут быть автоматически засчитаны в пользу «непрозрачно и неприятно» отлученного от власти Гаранта.

В том же случае, если избиратели не оценят мирный отход от дел и попустительство «узурпаторам», всегда можно перейти на «громкое» сопротивление. Конечно, президент в роли главного оппозиционера выглядит несколько сюрреалистично, но в Украине это уже проходили. А с учетом большого опыта критики действий правительства и парламента, такую «эконишу» уже можно считать обжитой. И, как и в первом случае, все политические телодвижения будут делаться с прицелом на второй срок и нерадивость возможных коалициантов.

Тягу Виктора Ющенко к «бескровным» сценариям было бы легче обосновывать, не будь у президента за спиной опыта 2007 года. После того как один «неподходящий» парламент уже был распущен серией указов разной степени правомочности, нельзя исключать вероятности сеанса повторения пройденного. В таком случае многое упирается в сроки. Президент имеет право распустить парламент прямо сейчас: с одной стороны, «демократической» коалиции не существует уже так давно, что о ней и вспоминать как-то неприлично; с другой — вышли все мыслимые и немыслимые сроки возможных препятствий вроде того, с какой даты следует отсчитывать год парламентских полномочий. С большой долей вероятности нерешительность Банковой объясняется не столько осознанием «нецелесообразности» проведения выборов в кризисный период, а острой необходимостью принятия ряда законов, включая подкорректированный под выборы бюджет. Собственно, это и есть главная проблема президентского лагеря, из-за которой так отстаивается первоочередность голосования по спикеру. В том же случае, если процесс пойдет по накатанной колее: сначала коалиция, потом распределение должностей — главный аргумент для роспуска Рады отпадает сам собой.

Правило «Кто не успел — тот опоздал», срабатывает только в том случае, если отнестись к нему уважительно. Напомним, в 2007 году коалиция все-таки была. В сезоне 2008-2009 при остром желании тоже можно найти основания для пересмотра народной воли. Не зря уже сейчас руководство СП ненавязчиво напоминает: большинство могут сформировать только депутатские фракции. Такие экспресс-консультации можно воспринимать как проявление вежливости, а можно — как не слишком тонкий намек на печальные обстоятельства фракции НУ-НС. Как известно, ряд партий, входящих в блок поддерживают действия БЮТ. Но сделать это официально им будет затруднительно — появится слишком уж хороший повод для еще одной кампании против «искажения воли народа».

Ширина оснований для возможных перевыборов во многом зависит от остроты необходимости их проведения. И, если для президента коалиция БЮТ+ПР окажется невыносимо неприятной, вполне возможно, что юристам Секретариата будет где развернуться. В принципе, если не все, то многое упирается как раз в боевой настрой Виктора Андреевича. И если таковой найдется, остается только уповать на то, что ситуация сможет удержаться в рамках приличий. Ведь тем временем понемногу активируются конспирологи, с удовольствием оперирующие понятием «прямое президентское правление»: дескать, кризис, „русинский сепаратизм“, „предатели“ воли избирателей в парламенте — „пуркуа бы и не па“? Впрочем, видимая активность Банковой пока ограничивается трудоустройством Ивана Плюща. Что логично — проблемы нужно решать по мере их возникновения.

Источник: Подробности

  • 33
  • 08.12.2008 00:09

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода