Газы и союзы: Россия и Германия сошлись на Украине

Читати цю новину російською мовою
Газы и союзы: Россия и Германия сошлись на Украине
Прежде чем перейти к анализу положения Украины на глобальной карте мира после трехнедельной «заморозки», вкратце напомним суть «газового пакта» Тимошенко-Путина… Судя по содержанию газовых соглашений, задача-минимум – подготов

19 января «Нафтогаз» и «Газпром» подписали долгосрочные контракты на поставки и транзит газа на 11 лет: с 1 января 2009 года до 31 декабря 2019 года. Несмотря на гриф «конфиденциально», тексты трех из пяти контрактов просочились в прессу. Их анализ стал важным инструментом информационной войны, продолжающейся в Украине. Несмотря на диаметрально противоположные оценки, в одном эксперты едины: главный принцип подписанных контрактов – «бери или плати».

Скрупулезно изучают контракты и в европейских странах: не для того, чтобы понять, почем будет покупаться газ для Украины, а, скорее, чтобы уяснить, когда случится очередной кризис отношений с запахом газа.

Позиция Еврокомиссии, как только острая фаза кризиса миновала, стала более жесткой и прагматичной. «Этот кризис стал для меня огромным разочарованием и уроком. Я впервые вижу такую манеру вести переговоры, как у наших российских и украинских партнеров. Подписываются соглашения, за которыми не следует абсолютно никаких действий. Такого я не видел, даже когда был посредником в ходе переговорных процессов в Африке», – эмоционально заявил президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, но все же пригласил Виктора Ющенко в Брюсселе «на чай», чтобы обсудить последствия газового кризиса и другие проблемы.

При этом заявления 18-ти стран Европы, задетых «газовым конфликтом», хотя и разнятся критичностью, сводятся к тому, что пора задуматься об альтернативе «голубому огоньку»: начиная от строительства новых хранилищ газа (Хорватия), атомных электростанций и порта для приема танкеров со сжиженным газом из Кувейта и Катара (Польша) и заканчивая возвращением к проекту Nabucco (Румыния).

По мнению источников в „Нафтогазе“, ряд европейских компаний из Греции, Сербии, Словакии не будут подавать иски против „Газпрома“ о возмещении ущерба в обмен на дисконт (снижение цены) на поставляемый газ. Известно, что возмещения убытков от „Газпрома“ уже потребовала Болгария.

Последствия газовой эпопеи

Прежде чем перейти к анализу положения Украины на глобальной карте мира после трехнедельной „заморозки“, вкратце напомним суть „газового пакта“ Тимошенко-Путина.

1. Базовая цена газа для Украины на все 11 лет составит $450 за тысячу кубометров. С 2010 года она будет ежеквартально пересматриваться по формуле, где главная составляющая – изменение цен на мазут и газойль за предыдущие девять месяцев.

2. Общий объем поставок газа на 2009 год – 40 млрд. кубометров, далее – по 52 млрд. кубометров. В 2009 г. к стоимости газа, рассчитанной по формуле, применяется 20%-ная скидка. Цена газа в І квартале – $360, объемы закупки – 5 млрд. кубов против 12,5 млрд. кубов в IV квартале.

3. Ставка транзита на 2009 г. – $1,7. Доход „Нафтогаза“ от транзита составит в 2009 г около $2,35 млрд. План по транзиту на 2009 г. – 120,083 млрд. кубометров.

С 2010 г. транзит также будет рассчитываться по формуле, где базовая ставка составит $2,04 плюс ежемесячные надбавки исходя из цены поставок газа для Украины, а с 2011 года – с учетом ежегодной индексации в размере инфляции в ЕС за предшествующий год по данным Eurostat (предварительный показатель 2008 года составляет 2,2%).

4. Если украинская сторона хотя бы раз сорвет сроки оплаты, она перейдет на 100%-ную предоплату газа до 2020 г. „Нафтогаз“ обязан оплачивать 80% заявленных объемов, даже если не выбрал их. „Нафтогаз“ производит с „Газпромом“ расчеты за поставки на две недели раньше, чем „Газпром“ производит расчеты за транзит.

5. Штрафные санкции: если „Нафтогаз“ будет отбирать газ из транзитных ниток, этот объем будет зачислен в поставку „Газпрома“ за 2009-2019 годы.

Если „Нафтогаз“ использует больше 6% контрактного объема в летний сезон (апрель — сентябрь), он обязан заплатить за лишние объемы в 1,5 раза дороже, если зимой (октябрь — март) – в 3 раза дороже. За недопоставку транзитных объемов предполагаются аналогичные штрафы.

6. По оценкам экспертов, при базовой цене поставок в $450 общие расходы „Нафтогаза“ в 2009 г. превысят $9 млрд. Если бы украинская сторона смогла договориться о базовой цене в $380, расходы „Нафтогаза“ уменьшились бы до $7,8 млрд., а средняя цена составила $195,3.

7. Очевидно, Ю.Тимошенко рассчитывает покрыть увеличение цены за счет частичного реэкспорта газа, который считался собственностью „RosUkrEnergo“ (около 11 млрд. кубометров), в Европу, как это делалось до 2005 г.

Согласно утечкам информации с российской стороны, „Нафтогаз“ выкупил у „Газпрома“ долг „RosUkrEnergo“ перед „Газпромом“ ($1,7 млрд.), использовав для этого деньги, которые „Газпром“ авансом перечислил для оплаты транзита газа по территории Украины в 2009 г. Вероятно, этот газ будет продан в Европу на условиях раздела прибыли между „Газпромом“ и „Нафтогазом“. Такие действия помогут удержать внутренние цены для промышленности на прежнем уровне – около $320 за 1000 кубометров. „РосУкрЭнерго“ готовит иск в Лондонский суд.

Удачный момент для Тимошенко

Если не считать 20%-ной скидки, то выходит, цена газа для Украины такая же, как и в Словакии ($450), без учета разницы транспортного плеча. По данным агентства Heren Energy, цена для Германии без всяких формальных скидок составляет $360 (прогнозируемая цена по году составит около $240).

Хотя условия не самые выгодные, команда Тимошенко называет их победой. Заподозрить премьера в незнании газовых схем или желании загнать Украину в газовое ярмо сложно, значит, причины оптимизма кроются в другом – изменении внутриполитической ситуации в Украине и новом витке геополитической игры.

Судя по содержанию газовых соглашений, задача-минимум – подготовка к президентским выборам — Юлией Тимошенко успешно выполнена.

Во-первых, ей удалось снять „газовую блокаду“, продемонстрировать улучшение ситуации и добиться некоторого снижения цены на газ для украинских потребителей к концу года.

Более того, Тимошенко сделала намек на то, что цена на 2010-2011 годы не является окончательной, и украинская сторона будет договариваться с „Газпромом“ о новой цене на этот период: „В 2009 г. нам дали скидку в 20% от формульной цены… Формульная цена будет рассчитана в 2010 г., будем вести переговоры о льготных ценах“. А это – серьезная заявка кандидата в президенты, который может и знает, как договариваться с российским энергетическим монстром.

При этом Тимошенко убивает двух зайцев: добивается благосклонности промышленников Востока и лишает Партию регионов поддержки в базовых областях.

Наконец, премьер неустанно твердит на всех телеканалах, что российская сторона не будет предъявлять украинской стороне какие-либо иски или материальные претензии. На чем основана такая уверенность?

Возможно, ответ на этот вопрос кроется в словах премьера, подтвержденных Миллером, что в срыве переговоров в декабре 2008 г. виновата компания „RosUkrEnergo“. Согласно такой логике, Европу оставили без газа из-за разборок „Газпрома“ и его дочерней компании „RosUkrEnergo“. Соответственно, с российской стороны никаких претензий к Украине быть не может. В случае подачи исков погашать ущерб обязан „Газпром“. РФ устами президента Медведева, в свою очередь, заявила, что выполнение обязательств было невозможно из-за форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, обе стороны делают крайним „РУЭ“.

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют, что Тимошенко выстраивает игру с Россией не на один год. Кремль, естественно, тоже. В понедельник, 26 января, появилось заявление замглавы газового холдинга Александра Медведева, что российский энергетический монополист рассчитывает на подписание в дальнейшем с Украиной контрактов на срок 20-30 лет.

„Мade in Germany“

И здесь логично поставить вопрос, где здесь интерес России? Ведь любые выгоды предполагают уступки контрагенту. От чего отказалась Украина, и что, соответственно, выиграла РФ?

Один из вариантов ответа кроется в словах посла США в Украине Уильяма Тейлора. Он опроверг версию о том, что одной из причин нынешнего украинско-российского конфликта является Хартия о стратегическом партнерстве между Украиной и США. Но при этом посол поддержал схему, при которой стран ЕС „могли бы принимать поставку российского газа на российско-украинской границе и договариваться об условиях транзита напрямую с украинцами“.

Такая схема положила бы конец обвинениям Россией Украины в воровстве газа. С момента поставки российского газа на восточную (а не западную) границу Украины, он становится собственностью европейских компаний, а объемы на входе-выходе фиксируют газоизмерительные станции. Дальнейшие вопросы транзита европейцы решают непосредственно с Украиной, которая в этом случае становится неотъемлемой частью энергетической карты Европы.

Эта схема для России абсолютно невыгодна, поскольку отдаляет ее от заветной мечты – контроля над газораспределительными сетями в Европе. Россия этой схемы избежала, Украина на ней не настояла.

Еще одна выгода для России состоит в явно наметившимся российско-немецком энергетическом блоке, который активно обсуждает прессой двух стран.

У правительства Германии, где приближаются выборы в федеральный парламент, появился еще один аргумент в пользу строительства „Северного потока“, чтобы избавиться от влияния стран-транзитеров.

Официальный Берлин, в свою очередь, дважды заблокировал ПДЧ для Украины и Грузии в апреле и декабре 2008 года. Кроме того, сдержанная публичная позиция Меркель во время „газовой войны“ фактически играла на руку „Газпрому“.

«С весны 2008 года Берлин и Москва стали предпринимать совместные попытки по ограничению американской активности на постсоветском пространстве… Все эти эпизоды свидетельствуют о прочности российско-германского союза, что делает его привлекательным для амбициозных политиков в странах Восточной Европы и на пространстве бывшего СССР, не попавших в „американскую кадровую обойму“, но стремящихся к власти (например, Юлии Тимошенко), – пишет РИА „Новости – Украина“ в статье „Похищение Украины“.

А где двое (Россия и Германия) договариваются, проигрывает третий  — США. И сколько бы Тейлор не призвал Ющенко и Тимошенко „работать вместе“, чтобы справиться с экономическим кризисом, а влияние президента на Нацбанк уравновесить влиянием премьер-министра на фискальную политику, вопрос о перемирии уже не стоит.

Очевидно, что на консорциум с Россией Украина не пойдет, но если в этой связке появляется третий – Германия, возникают нюансы. Следовательно, вопрос „с кем дружим?“, станет для Украины в ближайшее время весьма актуальным.

Источник: Сейчас

  • 32
  • 27.01.2009 02:09

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода