План Огрызко. Жесть

Читати цю новину російською мовою
План Огрызко. Жесть
Министерство иностранных дел поделилось планами на 2009 год. Обошлось без глобальных неожиданностей: знакомый курс на Европу и в НАТО, стратегическое партнерство с ближайшими соседями и улучшение международного имиджа страны.

Но и некоторые необычные «мелочи» среди приоритетов тоже присутствуют.

Интеграция на марше

В кратком пересказе «Приоритетных задач МИД Украины на 2009 год» найти значительные сюрпризы сложновато. Стандартные «продолжить», «обеспечить», «развивать», «содействовать», «внедрять» непринципиально отличаются от планов предыдущих лет. Более того, специфика взаимоотношений Украины с миром приводит к тому, что некоторые позиции списка повторяются из года в год. Например, те, которые касаются предметного разговора внешнеполитического ведомства с НАТО или ЕС. Каждый год МИД планирует максимально «углубить и расширить», а в условиях президентства Виктора Ющенко глава государства дает еще дополнительные установки – максимально близко приблизится к членству. Согласно установившейся традиции, установки эти обычно «благополучно» переносятся на следующий отчетный период. И 2009 год исключением не будет.

Как известно, в начале 2008 перед Украиной на некоторое время замаячила возможность присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО если не в апреле, то хоть к концу года. Но встреча глав внешнеполитических ведомств стран-учасниц Альянса в минувшем декабре поставила на этих мечтах жирную точку. Блок ограничился тем, что предложил Киеву продолжать сотрудничество в рамках Годовой национальной программы (ГПН). С тех пор волшебная аббревиатура ПДЧ стала употребляться меньше, а на следующем саммите НАТО-стран Украина вряд ли станет «звездой сезона» – Альянсу предстоит пополниться Албанией и Хорватией.

В силу того, что ближайшие перспективы несколько туманны, МИД в формулировках, касающихся евроатлантической интеграции, был сдержан. В 2009 году ведомство поставило перед собой 2 задачи – подготовить и реализовать ГПН под номером один, а заодно и продолжить просветительскую работу среди населения. Заняться реализацией первого пункта предполагается в ближайшее время – программа должна быть готова к апрелю. Маловероятно, что от смены названия сотрудничество Украины со странами Блока претерпит кардинальные изменения: в МИД признают, что ГПН на 95% будет совпадать с заранее утвержденным Кабмином годовым Планом действий Украина-НАТО. Если же взаимодействие действительно будет осуществляться по знакомому курсу «углублять и расширять», то несколько неясно становится, почему в декабре 2008 года Владимир Огрызко посчитал, что ГПН – это тот же ПДЧ, только называется по-другому.

Возможно, правда, это связано с тем, что словосочетание «кандидаты в члены» становится непопулярным у многих НАТО-стран. Недавно глава МИД Польши Радослав Сикорский в ответ на вопрос о том, когда же Украину и Грузию возьмут в НАТО, пояснил: «Не сейчас. В этот момент существует воля поощрять их реформироваться». То, что о «достаточно отдаленной перспективе» заговорил глава внешнеполитического ведомства именно Польши довольно показательно. Во-первых, Варшава всегда была последовательной сторонницей идеи о евроатлантической интеграции Украины – стало быть, в ближайшее время Киеву действительно не на что рассчитывать. Во-вторых, Радослав Сикорский считается одним из возможных кандидатов на пост генерального секретаря Альянса (полномочия Яапа де Хооп Схеффера истекают в июле 2009 года) – и, судя по всему, его мнение компетентно вдвойне. В таком случае, Украине остается «наводить мосты» с новой администрацией США и работать, работать и еще раз работать. Обойтись без реформ не получится, да и над мнением населения предстоит трудиться и трудиться.

Если в плане НАТО-сотрудничества 2009 год не обещает сюрпризов, то с евроинтеграцией дела обстоят несколько интереснее. О членстве в Европейском союзе речи не идет – по этому пункту Брюссель был достаточно категоричен. Но МИД предполагает, что до конца года будет готов текст соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС. С одной стороны, в прошлом году украинские «евроинтеграторы» ожидали того же. С другой, 12-й саммит Украина-ЕС, который прошел в сентябре 2008 года, позволил понадеяться на лучшее. К концу прошлого года Украине предложили сотрудничать с Евросоюзом в рамках Восточного партнерства (как и с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией и Молдовой). Основные цели сотрудничества для Киева не слишком интересны, поскольку часть из них (вроде создания Зоны свободной торговли) постепенно реализуется, а некоторые (например, упрощение визового режима) уже действуют. Но Восточное партнерство предполагает не только многосторонние, но и двухсторонние отношения. Поэтому не исключено, что Украине удастся обогнать «соседок» по программе.

В сентябре 2008 года предполагалось, что завершить подготовку соглашения об ассоциации удастся в первом полугодии 2009 года. Сейчас планы сместились на второе полугодие – время лидерства лояльной к Украине Швеции. Тем временем сотрудники МИД заверяют, что «политическая» часть соглашения уже «утрясена», дело за «малым» – пока проблемы упираются в экономику. Одним из существенных моментов ассоциированного членства является создание Зоны свободной торговли. И, хотя профильные переговоры уже давно ведутся, заметных результатов пока нет. Евросоюз относится к такой перспективе без ярого энтузиазма, а о Киеве нельзя сказать, что он в полной мере «переварил» вступление нашей страны в ВТО. С учетом того, что в кризисных условиях укранское руководство с большой долей вероятности будет тяготеть к ручному управлению системой «импорт-экспорт», европейцам будет на что посмотреть. В конце-концов, впереди еще не один месяц «ритуальных танцев» вокруг  ассоциированного членства. И факт существования такого камня преткновения, как отмена визового режима, никто не отменял.

«Карты», «шефство» и Россия

Среди свежайших МИД-приоритетов царят «дорожные карты». Часть из них должна регламентировать двухстороннее стратегическое сотрудничество с некоторыми странами, такими как, например, Польша и США. Другие же «карты» косвенно касаются все того же ассоциированного членства в общем и визового режима в частности.

На 2009-й МИД смотрит с оптимизмом. Предполагается, что до конца года будут утверждены условия внедрения безвизового режима поездок граждан Украины в страны Шенгенской зоны и в некоторые «внешенгенские» государства. Энтузиазм представителей украинского внешнеполитического ведомства можно понять: с одной стороны, словосочетания «ассоциированное членство» и «безвизовый режим» хорошо смотрятся рядом,  с другой – диалог о дальнейшем упрощении поездок украинцев в страны ЕС уже благополучно стартовал. Правда, вопрос дальнейшего благополучия остается открытым. В свое время Киев долго шел к предыдущей стадии, но знакомоство: «так вот ты какой – упрощенный визовый режим» – оказалось смазанным. Несмотря на то, что с 1 января 2008 года предполагается, что украинцы просто, без хлопот, а многие категории населения еще и бесплатно получают шенгенскую визу, на деле же многие посольства и консульства доказали, что «нет никакой разницы». Стражей Европы можно понять: Украина для многих стран остается и источником нелегальной рабочей силы, и перевалочным пунктом нежелательных мигрантов. Поэтому рассчитывать на то, что безвизовый режим «материализуется» легко, приятно и в ближайшей перспективе, сложно. Не говоря уже о том, что в сентябре 2008 года речь заходила о безвизовом режиме для краткосрочных поездок. А краткость можно трактовать по-разному…

Помимо хлопот во имя отсутствия виз, МИД собирается позаботиться и о трудовых мигрантах. В планах на 2009 год – подписание соглашений «в сферах трудоустройства, социальной защиты и пенсионного обеспечения» с, как минимум, девятью странами – с Венгрией, Грузией, Испанией, Италией, Португалией, Румынией, Словакией, ФРГ и Эстонией. Еще одна приятная новость: подчиненные министра иностранных дел собираются способствовать окончательному решению вопроса о местном приграничном движении с Польшей и Румынией. А правами человека МИД будет заниматься еще и в рамках «присоединения к международным механизмам противодействия пиратству».  Ввиду печальной судьбы моряков с «Фаины» намерение более чем похвальное.

Не оставляет своими заботами МИД и украинскую экономику. Среди приоритетов числится не только содействие присоединению к Договору о создании Энергетического содружества и дальнейшее углубление сотрудничества в рамках ГУАМ, но и работа над укреплением рыночных позиций государства и привлечением инвестиций. Во-первых, дипломаты выделили 30 стран, сотрудничество с которыми выглядит наиболее перспективно. Во-вторых, МИД всерьез планирует заняться экономическим шефством. «Каждое дипломатическое представительство будет иметь отдельным направлением своей работы помощь конкретному предприятию, фирме Украины по выходу на мировые экономические рынки и также, отдельным заданием, станет привлечение в Украину инвестиционных проектов, которые сегодня нам так нужны», — пояснил антикризисную политику своего министерства Владимир Огрызко. А помимо трудов во имя рынка дипломатическим сотрудникам предстоит и далее работать над имиджем страны. С привлечением сторонних – диаспорных – ресурсов, если понадобится.

О глобальных целях «Приоритетные задания» рассказали достаточно подробно, а вот «местные» проблемы освещаются в них сдержанно. Перспективы отношений с соседними странами уложились в несколько ключевых предложений. Как уже упоминалось, с Румынией и Польшей предстоит сотрудничать в плоскости приграничного движения. С Молдовой и Беларусью – закончить разметку границ. России же касается фраза: «Вывести украинско-российские отношения на равноправный, взаимовыгодный и прагматичный уровень». Подробности взаимной выгоды и прагматизма были разрекламированы дополнительно.

Ключевой момент, на котором сосредоточился Владимир Огрызко, — «ничего личного, бизнес есть бизнес». «Пришло время избавиться от стереотипов и штампов братства и исторической близости – мы два суверенных независимых государства и строим отношения на основах международного права», — уточнил министр иностранных дел. Вероятно, пояснение было направлено российским коллегам, поскольку вопросы, которые Украина намерена решить в 2009 году уже давно числятся в категории спорных. Среди них, например, инвентаризация объектов, которые использует Черноморский флот Российской Федерации, делимитация водного пространства, включая и Керченский пролив, из-за которого было сломано немало копий, и демаркация сухопутной границы. Пока Киев настроен решительно. На брифинге 27 января директор первого территориального департамента Министерства иностранных дел Украины Леонид Осаволюк заявил, что в случае необходимости Украина разрешит вопрос границ самостоятельно, уточнил, что Россия не может перевооружать ЧФ без согласия Украины, и напомнил о 2017 годе. Кроме этих давних, планирует разрешить и сравнительно «свежие» трудности во взаимоотношениях – вроде возмещения ущерба от экологической катастрофы в Керченском заливе.

Задания сформулированы, осталось только выполнять. Определенным плюсом «Приоритетных задач» является то, что они по многим пунктам совпадают с реальностью. Во всяком случае, невыполнимые цели «Догнать и вступить» в них не фигурируют. И пусть многое из заявленного сделать будет непросто (а некоторые позиции «тянут» на гриф «крайне маловероятно») смелость ряда намерений вызывает желание проследить за их реализацией. На бумаге «громадье планов» выглядит как безусловная польза. А вот как оно будет реализовано – надо еще посмотреть.

Источник: Подробности

  • 23
  • 28.01.2009 10:10

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода