Пост как средство классового угнетения, или за что крестьян лишили мяса

Читати цю новину російською мовою
Пост как средство классового угнетения, или за что крестьян лишили мяса
Перед каждым Великим постом в интернете всплывают светские вопросы и рассуждения об исторической подоплеке возникновения поста. Почему нельзя есть мяса и молочной пищи? — Потому, что бедному крестьянину в это время и так кушать было нечего. В л

Перед каждым Великим постом в интернете всплывают светские вопросы и рассуждения об исторической подоплеке возникновения поста. Почему нельзя есть мяса и молочной пищи? — Потому, что бедному крестьянину в это время и так кушать было нечего. В лучшем случае скажут – в этом мудрость церковная.

 А чаще понимающе кивнут: понятно, так Церковь «услужала государству» — заглушала недовольство крестьян.

Мнение это уступает по популярности разве что с попеременным успехом ведущимся рассуждениям о вреде и полезности поста для здоровья (о котором заметим лишь, что есть канонические послабления для некоторых категорий людей и вопрос этот решается человеком со своим духовником; см. напр., Правда ли, что пост надо нести по силам? , Я страдаю психическим расстройством астенического характера. Врачи утверждают, что мне категорически нельзя поститься. Как мне поступить?

Основное недоумение в этом вопросе разрешается просто: мы, веками жившие примерно на 1/6 части суши и унаследовавшие имперское мышление, забываем порой, что не все начиналось с нас и ограничивается нами (ведь кроме Русской Православной церкви существуют и другие); с другой стороны, с отдельными реалиями церковной жизни мы больше знакомы по западным литературе и фильмам, и «святой отец» для нас привычнее, чем «отче» (а кто ж там постится?). Но пост к несчастным русским крестьянам (как, впрочем, и к князьям) пришел через Византию от Древней христианской Церкви, с апостольских времен. Мало того, первые христиане восприняли иудейскую традицию пощения.

Ветхий завет дает нам множество указаний на пост, прямо с самого начала: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Быт. 2, 16-17). Это значит, что воздерживаться от определенного рода пищи сам Господь заповедал первым людям еще… в раю!? Ничего удивительного: пост изначально  — религиозно-нравственный подвиг послушания человека Богу. В ветхозаветное время постились по 40 дней св. пророки Моисей и Илия (Исх. 34, 28), 3 недели без пищи провел прор. Даниил (Дан. 10, 2-3) и 7 дней – Ездра (Езд. 8, 21-23). Молился и постился царь-псалмопевец Давид и получил через прор. Нафана прощение своего греха от Бога ( 2 Цар. 12, 16-20); жители города Ниневии молитвой и постом «от большого до малого» отвратили от себя кару Божию за их великие грехи (Ион. 3, 5-10). Израильтяне, по повелению Божию, постились во время страшного опустошения их земли гусеницей и саранчой (Иоил. 1, 14; 2, 12-15); имели они и постоянные посты 4, 5, 7 и 10-го месяцев (см. Зах. 8, 19).

На границе Ветхого и Нового завета мы видим пример великого подвижничества в посте Крестителя Господня Иоанна (Марк 1, 6) и 84-летней пророчицы Анны (Лк. 2, 36-37). В Новом Завете пост освящен самим Главой Церкви, Господом Иисусом Христом – личным примером строгого 40-дневного пощения в пустыне перед выходом на общественное служение и заповедью о посте ученикам (Мф. 6, 16, 18); в словах Спасителя раскрывается значение поста как орудия борьбы с дьявольскими искушениями: «сей же род [бесовский] изгоняется молитвою и постом » (Матф. 17, 21). Постились и ученики Христа – апостолы и научали этому народ, о чем есть свидетельства Древней Церкви: «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13, 2-3).

Утверждая «естественность» поста в период, когда крестьянам и так есть было нечего, мы забываем, что постов-то в годовом круге четыре. Т.е. есть им должно было быть нечего и июне-июле (Петров пост), и в августе (на Успенский), и в Рождественский (Филиппов) пост с ноября по Рождество. Конечно, Великий, как и однодневные посты в среду и пятницу,  — наиболее древнее церковное установление: его зачатки можно обнаружить еще в I в. (см. «Толковый типикон» М. Скабаллановича). Слова Спасителя «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15), возможно, были поняты апостолами как основание для пасхального поста, которым они ежегодно освящали день смерти Господней. Интересно, что даже в III в. пасха была крестной, т.е. сводилась к посту (само это слово означало «пост»). До 40 дней Великий пост удлинился лишь в в III в. (и то не везде; первоначально в Палестине, в Иерусалимской церкви) под влиянием практики оглашения – из желания постом и молитвою содействовать подготовке оглашенных к таинству Крещения. Памятники II в. говорят об обычае христиан поститься вместе с оглашенными (крещающих, в первую очередь, но по возможности и других — «Учение 12 апостолов»). Уже в начале IV в. св. четыредесятница распространилась повсюду. В IV-V вв. в Западной Церкви возникли «посты 4 времен года», о них упоминает папа Лев I: «закон о воздержании предписан для всех времен года: именно пост весенний совершается в 40-цу, летний в 50-цу [т.е. Троицу], осенний в 7 мес., зимний в 10-м»; в качестве основания для этих постов он указывает благодарность Богу за собранные плоды. Действительно, эти посты были христианским преобразованием римских языческих праздников, соединенных с различными периодами земледельческого года (праздника посева, праздника жатвы, праздника сбора винограда). Параллельно и на Востоке годичные посты были доведены до 4. В VI-VIII вв. развился Рождественский пост; его зерном мог быть 4-ый из „постов 4 времен года“ (на Западе он называется „адвент“, что значит подготовление к пришествию (adventus) Спасителя). Церковное предание гласит, что Рождественский пост возник из-за того, что ап. Филипп перед смертью просил небесной кары своим мучителям: за это ему было открыто, что в течение 40 дней он не будет допущен в рай, почему Филипп просил апостолов поститься за него в эти дни. В IX в. появляются первые упоминания об Успенском посте – аналоге Великого поста, но в честь Богоматери.

Таким образом, остается вопрос: с чем же связаны ограничения на вкушение мяса (в первую очередь) и молочных продуктов во время поста? Известно, что у древних земледельческих народов мясо вообще употреблялось редко: в основном, это было мясо, принесенное в жертву Богу (или богам у язычников), в праздничные дни. Христиане унаследовали эти обычаи. Где-то до V в. критерием поста было время и кратность принятия пищи: ели один раз в день вечером, после 9-го часа. Род и степени ограничения пищи заимствованы из отшельнической практики: так как наиболее распространенной пищей монахов были хлеб и овощи, то она и стала вскоре повсеместной для мирян. Так Церковь на время постов возвращает нас к нормальной райской пище первых людей.

Мясо тяжело и приводит к пресыщению и разгорячению, что способствует возбуждению греховных страстей. Время поста, напоминает нам Церковь, – время душевной скорби о грехах. А скорбь, покаянные чувства, как показывает тысячелетняя аскетическая практика, несовместимы с сытной едой в свое удовольствие и развлечениями. В пост мы особо призваны к духовной работе над собой, и ограничения в пище – вспомогательное средство: „Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всяк союз неправды… дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы, да примем от Христа Бога велию милость“ (стихира на вечерне в среду 1-ой седмицы Великого поста).

Использованные материалы: М. Скабалланович, Толковый типикон ;
прот. Николай Домбровский, Пост как божественное установление и духовно-врачебное средство

Агафья Логофетова

„ТАТЬЯНИН ДЕНЬ“, Портал Кредо

Источник: Власти.нет

  • 44
  • 05.03.2009 13:24

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода