Франция-НАТО. Возвращение – плохая примета

Читати цю новину російською мовою
Франция-НАТО. Возвращение – плохая примета
«НАТО расширяется на Запад» – подобными заголовками встретили мировые СМИ заявление президента всех французов Николя Саркози о возвращении его страны в военную структуру Альянса.

Франция вернулась в военную структуру НАТО. Америка насторожена, Россия ликует. Украине – повод задуматься.

Отсутствующие всегда неправы

«НАТО расширяется на Запад» – подобными заголовками встретили мировые СМИ заявление президента всех французов Николя Саркози о возвращении его страны в военную структуру Альянса. «Пудель Буша», как называли когда-то нынешнего главу Пятой республики, похоронил последнюю священную корову «голлизма» перед слушателями École Militaire (Французская Военная школа).

«Впервые в истории Франция не сталкивается с военной угрозой. На смену ей пришли новые угрозы, связанные с глобализацией: терроризм, распространение ядерного оружия, атаки против космических и информационных систем, — отметил Саркози, — таким образом, для Франции пришел момент вернуться в военную структуру НАТО, из которой страна вышла в 1966 году по решению генерала Шарля де Голля».

По словам Саркози, возвращение Франции в военные структуры НАТО усилит ее влияние в Альянсе: «Мы исправно посылаем наших солдат на боевые операции, почему же нам нельзя посылать своих генералов в комитеты и командование НАТО?» Президент уверен, что завершив этот процесс, Франция станет более сильной и влиятельной. «Почему? Потому что отсутствующие всегда неправы. Потому что Франция должна участвовать в управлении, а не просто подчиняться», — заявил он.

В 1949-м Франция была одним из 12 государств, которая создала Североатлантический Альянс. Однако желая повернуть сложившуюся внешнеполитическую ситуацию в Европе в свою пользу, Шарль де Голль в 1966-м сделал ход конем. «Это был период, когда мир постепенно из биполярного послевоенного превращался в пятиполярный – это начало процесса евроинтеграции, это раскол в коммунистическом блоке в виде демарша Китая, это „японское экономическое чудо“ и так далее», — говорит Алексей Гарань, научный директор Школы политической аналитики при НаУКМА. И де Голль данному процессу способствовал. Он не хотел идти полностью в фарватере США, в том числе и из-за войны во Вьетнаме и опасения столкновений с Варшавским блоком, а также из-за Алжирского инцидента. А выход из военной структуры НАТО на самом деле не влиял на безопасность страны, ведь Франция была надежно защищена от СССР американскими базами в Западной Германии.

Тем более, добавляет Гарань, французы всегда славились своим фрондерством по отношению к США. Кстати, до де Голля никто не проворачивал подобного приема – и остаться одновременно в политической структуре НАТО, и уйти из военной: не было попросту такого разделения. Интересно, что в 2001-м из военных структур также вышла социалистическая Испания.

Саркози поставил точку

Обратное сближение Франции с Альянсом началось давно. В этом были замечены еще президенты Жорж Помпиду и Жискар Д’Эстен. А с декабря 1995-го Франция участвует во всех военных операциях НАТО (Босния, Афганистан, миротворческие акции и т.д.). Однако тогда Париж не смог выторговать у клинтоновского Вашингтона назад военное командование на Южной базе НАТО в Неаполе для европейского адмирала (ранее это кресло всегда занимали французы), и потому встречное движение в отношениях было резко приостановлено в июне 1997-го.

Теперь же Обама за возвращение блудного государства обещает французам ни много ни мало два военных поста. Француз станет руководителем стратегического командования НАТО по трансформации в Норфолке (Вирджиния), где находится крупнейшая база ВМФ США. Это один из двух важнейших военных постов Альянса. Данное формирование представляет собой нечто вроде методологического отдела НАТО, который должен разрабатывать пути и намечать задачи долгосрочного развития Альянса, который вошел в новое столетие только военной интеграцией, но не интеграцией политической. Интересно, что сей командный пост еще ни разу не занимал европеец, как, впрочем, и гражданский пост генсека – американец или канадец.

Кроме того, по данным Le Monde, постоянным штабом ОВС НАТО в Лиссабоне также будет командовать французский генерал, в ведении которого будут находиться силы быстрого реагирования и управление космической разведки НАТО. А в штабных структурах НАТО получат работу около 900 французских офицеров.

О возвращении Франции официально объявят на юбилейном 60-м саммите НАТО в немецком Киле и французском Страсбурге. Там же будут рассматривать и новую стратегию, представленную Парижем и Берлином. Нынешняя стратегия «работает» еще с 1998-го, а ведь с того времени количество членов НАТО увеличилось с 16 до 26, на подходе еще и Хорватия с Албанией. Интересно, что с мероприятием связан один скандал – Саркози отказался сидеть «по алфавиту» и попросился поближе к генсеку и канцлеру. Ему пошли навстречу – на открытии саммита француз устроится справа от Яапа де Хооп Схеффера, а Ангела Меркель – слева.

«Саркози лишь завершил тот процесс, которым занимались его предшественники. Этому есть все объективные причины, – говорит Алексей Гарань. – Во-первых, нет уже такой угрозы с Востока, во-вторых, изменились сами задачи существования НАТО: это стабилизация тех очагов, которые могут угрожать Европе».

Зачем Франции это НАТО?

Президент Франции социалист Франсуа Миттеран когда-то отметил: «Мы не вернемся в военные структуры НАТО до тех пор, пока не будет обеспечена цельная европейская политика в рамках Альянса, которая бы не контролировалась на каждом шагу Соединенными Штатами». Именно за предание идеалов Шарля де Голля, который стремился сделать Францию третьей силой в противовес США и СССР, сейчас критикуют оппоненты Саркози.

А ведь весь политикум на берегах Сены до сих пор живет по идеалам «голлизма» (формула «Европейская цивилизация от Франции до Урала» в противовес «атлантизму» Бзежинского «Европейская цивилизация от США до Украины»). Несмотря на то, что большинство французов поддерживают президента, оппоненты считают что он «лег под Обаму».

С другой стороны неудивительно, что гарант французской конституции «предал» имидж Франции как ни от кого не зависимого государства, ведь ее армия – 4-я по численности в Альянсе, а в командовании нет французов. Сейчас чувствуется холодок большой войны на Ближнем Востоке. Ведь там – не один Афганистан, где, скорее всего, французы продолжат помогать американцам; там существует и Иран, беспокоящий западный мир.

«Еще одним причиной возвращения Франции в НАТО является желание французов наладить более тесную военную координацию действий с партерами, — отмечает Алексей Гарань. — Что же до Афганистана, то говорить о конкретных интересах Франции здесь сложно, однако играют свою роль два фактора: борьба за энергоресурсы для Запада и война с терроризмом, в частности недопущение возрождения режима Талибана в стране».

Интересный момент: новость о возвращении Франции в НАТО особенно радостно поддержали российские СМИ. Все это было рассказано читателю под соусом: «Ах, как хорошо, что наш любимый европейский партнер осядет в проамериканском Альянсе, где будет лоббировать интересы Кремля в ущерб Штатам». При этом комментаторы не забывали добавить, что сам президент Медведев еще в июне 2008-го предложил создать новую, без Штатов, систему общеевропейской коллективной безопасности. Медведев уверен, что ни одно государство или международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе, в том числе Россия.

Однако чувствуется, что никто из российских аналитиков не видит, что президент Франции ведет аккуратный политический процесс с Кремлем, безбожно заигрывая с ним. «Не стоит забывать, что уровень противоречий в НАТО часто преувеличивают, — отмечает Гарань — Да, они существуют. Вспомните антиамериканские выступления последних лет (относительно Ирака в 2003-м, к примеру). Но когда заходит речь о реальной угрозе – Запад объединяется ».

Но не стоит забывать, что идея европейской системы безопасности существует давно. Ее еще СССР выдвигал, а теперь пытается продвинуть президент РФ. По словам аналитиков, развитие военной структуры ЕС продвигается очень медленно, а потому альтернативы НАТО у Европы пока нет.

«Вступление в Альянс надо заслужить»

А что же Украина? Действительно ли ухудшатся ли котировки ее акций в Альянсе с приходом как считается «пророссийской» Франции в военную структуру НАТО?

«Что касается Украины, то здесь все зависит от нас самих и нашей консолидированной точки зрения, – подчеркивает Алексей Гарань. — Потому о дальнейшем продвижении к НАТО можно будет серьезно говорить уже после президентских выборов».

Необходимо понимать, что зачастую у Украины не хватает ни умения, ни желания налаживать взаимовыгодные связи с Францией – одной из двух главных сил, не желающих пока видеть наше государство на Западе. Тем более, традиционные российско-французские связи дают о себе знать, как и антагонизм с интересами США в Европе. Французы считают Россию все еще намного более «европейским» государством, нежели «азиатским», и потому надеются на помощь Кремля в противостоянии с Ираном и Китаем. Потому в новой политике умиротворения России, начатой французами, немцами и итальянцами нет ничего удивительного.

Другой вопрос, что, применительно к Украине, французских дипломатов очень волнует печально известный тезис Медведева о возможности вооруженной защиты российских граждан за рубежом. Тем более, что сейчас Россия также «сосредотачивается» в геополитическом плане. Чего стоит закрытие базы США Манас и монополизация железнодорожного транзита военных грузов из Европы в Афганистан.

«Вступление в Альянс надо заслужить», — как-то сказал Саркози с намеком на Украину и Грузию. После возвращения Франции в военную структуру Альянса эти слова приобретают новый смысл.

Источник: Подробности

  • 122
  • 17.03.2009 12:34

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода