Украина. Кризис натовской идеи

Читати цю новину російською мовою
Украина. Кризис натовской идеи
Мы только сейчас благодаря глобальному кризису прощаемся с ХХ веком. В настоящее время происходит кризис трех вещей: экономики, политики однополярного мира и идеологии холодной войны. Единое поле европейской безопасности отсутствует, оно раздроблено…

23 марта в Киеве состоялась международная конференция “Куда идет Европа? Горизонты новой архитектуры безопасности на континенте”, организованная Центром международных и сравнительных исследований. Ее участники обсудили актуальные проблемы новой системы безопасности в Европе, а кроме того, место Украины в этих новых посткризисных реалиях.

Новые  термины  в  новых  реалиях

ФРАЗА о необходимости “перезагрузки”, впервые озвученная президентом Обамой по поводу отношений США — Россия, всего за пару недель прочно вошла в лексикон мировой дипломатии. Главная причина — глобальный кризис. Он создает новую реальность, заставляет переосмысливать взаимосвязи и взаимозависимости, диктует иную логику: прагматизм плюс собственные государственные интересы. Обратите внимание — собственные!

А не какие-то несбыточные мечты о мировых или европейских “бескорыстных” сообществах. И еще — кризис актуализирует все, что связано с безопасностью. Трактовка же этого термина видоизменяется со временем: сегодня безопасность — это стабильная экономика, бесперебойные поставки энергоносителей, низкий уровень преступности, чистая окружающая среда. И только потом безопасность как военная категория. Ведь глобальный спад и отсутствие финансов едва ли располагают к тому, чтобы воевать. Образно говоря, когда хочется кушать, целесообразнее готовить косу и лопату, а не щит и меч.

НАТО лишь один из вариантов “европейской системы безопасности”. И он явно нуждается в переосмыслении, которое его апологеты уже “модно” назвали “перезагрузкой”. О кризисе блока в нынешнем виде говорят сами лидеры альянса. На юбилейном саммите в апреле они будут обсуждать новую повестку дня, а еще попытаются договориться по насущным проблемам, например, по оборонному бюджету, по отношениям с Россией, по дальнейшему расширению и по операции в Афганистане. Непростые еще до кризиса, эти вопросы во время рецессии грозят стать просто неразрешимыми. Да и США, один из главных участников альянса, сейчас больше обращены внутрь себя — больше энергии брошено на борьбу с внутренними проблемами. Интерес к эпохальным проектам ограничен.

“Мы только сейчас благодаря глобальному кризису прощаемся с ХХ веком. В настоящее время происходит кризис трех вещей: экономики, политики однополярного мира и идеологии холодной войны”, — считает Алексей Пушков, директор российского Института актуальных международных проблем при Дипакадемии МИД России.

Свет  клином  не  сошелся

ЕЩЕ в прошлом 2008 году на континенте началась дискуссия, идею которой можно обозначить как “европейская система безопасности — не равно НАТО”. Катализаторами процесса выступили Франция и Германия. И если Николя Саркози решал собственные внутриполитические проблемы, заявляя о полном возвращении Франции в структуры альянса, то Ангела Меркель засомневалась в эффективности нынешнего формата евроатлантического партнерства в сфере безопасности. А возможно, она задумалась об альтернативе. 

“Единое поле европейской безопасности отсутствует, оно раздроблено до предела, — считает генеральный директор Центра международных и сравнительных исследований Анатолий Орел. — Евроатлантическая система безопасности на основе НАТО не покрывает все страны, европейская система безопасности на основе совместной оборонной политики ЕС еще не функционирует”. 

А народный депутат Тарас Чорновил называет конкретную дату, когда новая архитектура безопасности в рамках ЕС может стать реальностью — это первое число месяца, следующего за ратификацией Лиссабонского договора. В этом документе предлагается обязательная коллективная безопасность для стран — членов ЕС. 

Российский эксперт Алексей Пушков характеризует историю отношений в формате Россия — НАТО как ритуальное сотрудничество. И коль альянс сделал первый шаг навстречу России после августовских событий на Кавказе, теперь Москва требует от Брюсселя ответа на вопрос, где ее место в той новой системе, которую создает НАТО? Россия также размышляет над альтернативой. Еще в сентябре прошлого года во Франции российский президент Дмитрий Медведев предложил Европе дополнить систему безопасности за счет тех, кто в альянс не входит — подписать новый договор о коллективной безопасности на континенте. 

Есть  у  нас  еще  дома  дела 

УКРАИНСКИЕ участники конференции постарались cфокусировать внимание на будущем Украины. “В чем суть предложения Медведева? Это — новый этап разоружения и будущее Украины, хоть слово Украина в документе не встречается ни разу. Ключевым вопросом безопасности в Европе осталась позиция Украины, поэтому вести диалог по безопасности Европы вне Украинского государства — абсолютно бесполезно”. Высказывание разумно, но еще разумнее то, что в момент, когда дискуссия об альтернативах НАТО звучит в Европе все громче, Украина обязана принимать в ней участие с позиций собственной выгоды, а не сиюминутных желаний отдельных политиков.

Украина должна переосмыслить подходы к формированию собственного места в системе европейской безопасности. А принцип украинской политики во время глобальных перемен сформулировать просто: “Руководствоваться логикой прагматизма, исходя из национальных интересов, не допускать политизации и персонификации внешней политики, формировать ответственность своих элит за выполнение принятых народом решений”.

Еще более актуально звучали призывы сосредоточиться на собственной экономике. Потому что только с сильной экономикой, с конкурентоспособной страной у нас появятся серьезные возможности и финансы для построения независимой системы безопасности и “вес” у других государств, которые станут прислушиваться к нашему мнению.

 

Источник: Рабочая газета

  • 36
  • 28.03.2009 13:13

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода