Украина. Как же Рада без блокады!

Читати цю новину російською мовою
Украина. Как же Рада без блокады!
Сезон активных парламентских трудов подошел к концу. Депутатские каникулы еще не начались, но работа уже встала. Стены сессионного зала снова вспомнили знакомое слово «блокада». И, как это часто случалось ранее, на острие атаки вновь Партия ре

Сезон активных парламентских трудов подошел к концу. Депутатские каникулы еще не начались, но работа уже встала. Стены сессионного зала снова вспомнили знакомое слово «блокада». И, как это часто случалось ранее, на острие атаки вновь Партия регионов.

Вопросы преткновения

Довольно длительный (как по украинским меркам) период парламентской работоспособности, изредка прерываемый непродолжительными инцидентами, вроде притормаживания принятия бюджетного кодекса, похоже, подошел к концу. Народные избранники не смогли дождаться окончания пленарных заседаний четвертой сессии, последнее из которых запланировано на 10 июля. Более того, даже два внеочередных заседания оказались не «в помощь». Парламентская трибуна вновь работает, вернее, не работает в условиях осады. «Виновники торжества», как и было обещано, – бойцы из Партии регионов.

Свое веское «фе» антинародным устремлениям власти «регионалы» высказали еще 26 июня. Тогда выяснилось, что законопроект Михаила Папиева о поднятии минимальной зарплаты и прожиточного минимума не пользуется масштабной популярностью среди коалиционного люда. Стерпеть подобное неуважение к интересам живущих впроголодь избирателей в ПР не смогли – и открылся очередной сезон блокады парламентской трибуны.

Поскольку помимо спасения нации от голода и невозможности достойно отдыхать на кону «угнездились» и другие серьезные вопросы во главе с «перезагрузкой» существенной части Кабмина, по инициативе «большевиков» было принято решение о проведении внеочередного пленарного заседания 1 июля. «Блокировщики» заявили о том, что при условии удовлетворения встречных требований отнесутся к инициативе с долей понимания. В итоге, запланированное парламентское рандеву получилось занимательным: был принят ряд решений (включая и первое чтение для пакета поправок избирательного законодательства), а приснопамятный законопроект решили отправить на доработку. Но до кадровых вопросов дело так и не дошло. У «регионалов» появились свои соображения на этот счет: сначала голосуются отставки «внеплановых» Ивана Вакарчука и Юрия Луценко, а там – разберемся. В силу обстоятельств консенсус перенесли на следующее внеочередное заседание – 3 июля.

К пятничной встрече потенциальная повестка дня, которая изначально планировалась как кадровая, несколько трансформировалась. В нее были внесены вопросы удовлетворения заявления депутата-«охотника» Виктора Лозинского о снятии с него депутатской неприкосновенности, отмены «неприкасаемости» народных избранников в принципе и все те же перестановки в правительстве. Как оказалось, запала парламентариев хватило только на первый пункт. После этого режим блокады возобновился.

Стенам украинского парламента к суете возле трибуны не привыкать. Как это обычно бывает, в начале июля 2009 года знаменем борьбы за справедливость стало народное благо. На 3 июля камни парламентского преткновения были представлены в ассортименте.

Публичной причиной «нерабочей» активности Партии регионов остается человеколюбивая инициатива Михаила Папиева. Стремление части депутатов улучшить финансовое положение «маленьких украинцев» формально выглядит весьма похвально и должно работать на рост рейтинга, как партии, так и ее кандидата в президенты. Ведь не каждый день парламентарии обещают за полгода увеличить минимальную зарплату на 270 гривен (напомним, нынешняя «минималка» с 1 июля составляет 630 гривен, а законопроектом предполагается к 1 декабря поднять ее до 900). При этом заботливые «регионалы» не спешат уточнять, сколько именно средств для этого понадобится (разбег в цифрах у ПР и БЮТ составляет 25 миллиардов гривен) и откуда их планируется взять. Идею об использовании с этой целью траншей Международного валютного фонда можно считать недоброй иронией: во-первых, МВФ в принципе выступает против увеличения бюджетных расходов на «социалку», во-вторых, подобным образом проблему можно решить раз-другой, но рано или поздно кредит исчерпается, а строка в бюджете останется… Кроме того, в своей образцово-показательной борьбе за кошельки граждан оппозиционеры продолжают выглядеть «собаками на сене»: не конкретизируя инициативы, они продолжают требовать принципиального согласия с ними а ля „чтобы было“. И понимания у окружающих не находят – спикер уже успел назвать положение дел „попыткой довести ситуацию до абсурда“, а премьер — объяснить, что лишним деньгам взяться неоткуда.

Формально менее спорным, но на деле почти таким же специфическим остается и вопрос с отменой депутатской неприкосновенности. На словах представители всех фракций только и исключительно „за“. На деле ситуация выглядит интереснее. „Региональные“ радетели за общенародное благополучие критикуют так и не случившееся решение большинства за популизм (забывая, надо полагать, о собственном своеобразном поведении), и призывают, если и лишать неприкосновенности, так „с музыкой“ – всех сразу: и депутатов, и президента, и судей. Некоторые оппоненты (например, группа „За Украину!“) вроде бы и не против. Другие же отвлеклись на выяснение, кто опоздал с подобным предложением, а кто всегда был его рьяным апологетом. В целом же сложившаяся ситуация заставляет вспомнить предыдущие этапы „заговаривания“ проблемы. Тем более что с депутата Лозинского неприкосновенность снята, народу и прокуратуре это должно понравиться, а значит – есть запас времени для отправки вопроса на самотек.

Наконец, третьим „вопросом преткновения“ остаются кадровые изменения. В ПР продолжают настаивать на своей схеме „утром – „национализатор“ и „дебошир“, вечером – остальные кресла“. „Кадровые вопросы мы предлагаем решить лишь после увольнения людей, которые дискредитируют Украину в мире“, — поясняет давний „доброжелатель“ министра внутренних дел Борис Колесников. В свою очередь часть НУ-НС с таким подходом, мягко говоря, не согласна: „заукраинцы-кириленковцы“ уже вступились в защиту Ивана Вакарчука, да и реакция „самооборонцев“ вряд ли будет иной. Следовательно, даже в случае успешного разрешения других спорных вопросов, вряд ли „перетряхивание“ Кабмина пройдет, как по маслу. Хотя, возможно, опасаться этого пока рановато – „регионалы“ не спешат снимать режим блокады.

Выгоды в ассортименте

Практически любое действие или сеанс бездействия (а блокада трибуны относится, скорее, к этой категории) провоцирует закономерный вопрос: кому выгодно? В данном случае теоретически ответ лежит на поверхности: выгодно народу, ведь о его благе печется Партии регионов. Но практика, похоже, уходит куда глубже подобной теории…

Самым простым ответом на вопрос по поводу собирателей прибыли может стать „каждому выгодно по-своему“ (если не считать общей выгоды в виде пропущенных по „уважительной причине“ рабочих дней – но к этому украинским парламентариям не привыкать). Политическому кризису в Украине не один год, но в последние месяцы ситуация все более походит на патовую. Не слишком приятным для многих, но действенным выходом из ситуации могла бы стать смена формата коалиции. Но после того, как переговоры между БЮТ и ПР сорвались с треском, отразившимся в телеэфире, расклады вернулись в знакомое русло „все против всех“, допускающее только ситуативное партнерство. Одной из иллюстраций подобного вынужденного компромисса могли бы (и могут – время покажет) стать пресловутые кадровые перемены в Кабмине. То, что они до сих пор не проголосованы (не говоря уже о том, что запланирована перестановка была еще полгода назад), позволяют сделать допущение о том, что торг продолжается. И тогда любая задержка процесса дает еще одну порцию „форы“ для утряхивания подробностей. А вынужденную паузу тем временем можно с успехом использовать для вдохновенной саморекламы. Это, собственно, и происходит. „Регионалы“ рассказывают о том, как власть мучает народ, власть находит причины заподозрить оппозицию в неискренности, у спикера опасения вызывают едва ли не все, кроме него… Как и в других критических ситуациях, после дважды провала внеочередных заседаний украинский политикум напоминает разворошенный улей.

Поскольку этот рой растревожила Партия регионов, закономерно предположить, что в перечне соискателей выгоды эта политическая сила числится первым номером. Но для того, чтобы оценить масштабы выгоды, нужно хотя бы предположить мотивы происходящего.

Хотя на поверхности лежит законопроект Михаила Папиева, считать основным мотивом заботу о народе несколько затруднительно. Если бы „регионалы“ были нацелены на то, чтобы разрешить вопрос „по-взрослому“, следовало бы ожидать более тщательной подготовки, а не подхода: вы, главное, проголосуйте, а разбираться с последствиями потом будем… Свой вариант пояснения положения дел поспешила предложить премьер-министр. „Блокирование фракцией Партии регионов Верховной Рады свидетельствует о их нежелании избавляться от депутатской неприкосновенности“, — отыскала причину демарша Юлия Тимошенко. В общем и целом звучит правдоподобно, причем для пояснения этой правдоподобности можно смело использовать аргументацию самих оппозиционеров: если бы вопрос депутатской неприкосновенности не стоял ребром, его бы уже давно решили. С другой стороны, считать препятствование принятию эпохального решения единственной причиной „региональной“ активности затруднительно – депутаты, дорожащие своей „неприкасаемостью“ могут найтись в любой фракции. В таком случае, главной целью риторики главы правительства может быть пируэт „все в белом“ – мы, дескать, своего (депутата Лозинского) сдали, а другие – боятся.

Более правдоподобной причиной блокады может служить заинтересованность представителей Партии регионов в кадровых „танцах“. На словах оппозиционеры заверяют, что никакого отношения к разделу кресел они не имеют, иметь не могут и даже голосовать не собираются. На деле же своего рода реверансом в сторону „старой донецкой гвардии“ может быть кандидатура „птенца гнезда Азарова“ Федора Ярошенко на пост министра финансов. В то же время неучастие в назначении вовсе не означает равнодушия к отставке. „Перезагрузка“ Кабмина – это едва ли не единственная в обозримом невооруженным глазом будущем реальная возможность поиграть мускулами морального и материального воздействия. В свое время отставка Владимира Огрызко показала, что при надлежаще подготовленном усилии „регионалы“ могут избавить страну от неугодных им министров. А вот против камней „преткновения“ Василием Вовкуном, Иваном Вакарчуком или Юрием Луценко осуществить подобную спецоперацию до сих пор не получилось. И, судя по всему, на этот раз оппозиция решила ковать железо, пока горячо. Во-первых, месть застоялась и за полтора месяца парламентских каникул она может приобрести уже слишком неприятный душок. Во-вторых, именно сейчас, когда Кабмин ходит под риском лишения кворума из-за неопределенной позиции Банковой, блокадой и угрозами можно попробовать получить желаемые „трофеи“.

Другие варианты таинственной выгоды во многом зависят от дальнейшего развития событий. Дело в том, что отставка неприятных „меньшевикам“ министров может быть не только самоценным явлением для парламентского большинства, но и серьезным ударом по цельности и без того шаткой коалиции. После того, как Виктор Ющенко выказал желание отвести „нашеукраинцев“ в оппозицию, судьба присутствия НУ-НС в большинстве висит на волоске. Представители группы „За Украину!“ уже успели пригрозить „прекращением диалога“ в случае наличия БЮТ-голосов в поддержку отставки министра образования. С учетом нехватки голосов для утверждения новой порции министров, подобное намерение – весьма неприятная „мелочь“. А если же в БЮТ вдруг отнесутся с пониманием к увольнению Юрия Луценко, то, с учетом прироста внутренней оппозиции в НУ-НС на судьбу коалиции можно будет примерять крест – при таких раскладах необходимые для ухода из большинства 37 голосов могут и отыскаться.

Распад действующей коалиции мог бы стать приятным бонусом для Партии регионов. Но для того, чтобы этот бонус принес выгоду, необходим и план последующих действий. Радостное слияние с БЮТ в составе нового большинства после того, что было сказано в последние недели, выглядит не слишком перспективно, да и по предпрезидентским позициям может ударить. Но если же курс взят на досрочный парламентский забег, некая логика происходящего просматривается четче: отсутствие большинства в течение месяца в сочетании с „отягащающими обстоятельствами“ (вроде нехватки „голосовых“ ресурсов для переговоров и каникулярной сущности ближайшего будущего) может привести к роспуску парламента. Последний вариант был бы приятен Банковой (где, похоже, несколько переоценивают магию президентского имени и вольно относятся к норме „не распускать в последние полгода“) и нейтрален для нескольких фракций (даже Владимир Литвин отметил, что „был бы в принципе рад“), включая и саму ПР. А вот для премьерской силы подобный расклад выглядит худшим из ныне возможных… Такое достойное развитие скромной протестной темы хорошо сочетается и с тоном заявления оппозиционной партии: „Антинародный парламент не будет работать в Украине“. Вопрос только в том, что же на самом деле стоит за июльской блокадой украинского парламента: предсказуемое желание слегка потрепать нервы противнику или действительно сложная многоходовка, согласованная с иными игроками политического рынка (включая и БЮТ – кто знает, может, желание развалить коалицию чужими руками приняло такую хитрую форму). С не равным, но сопоставимым успехом речь может идти и об одном варианте, и о другом. Третий – искренняя забота о народных интересах выглядит уже менее вероятно. В любом случае, если Раду блокируют, значит это кому-нибудь нужно.

Источник: Подробности

  • 30
  • 06.07.2009 10:19

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода