«Понимание» носит промежуточный характер. Что означают договоренности по СНВ

Читати цю новину російською мовою
«Понимание» носит промежуточный характер. Что означают договоренности по СНВ
Главный документ российско-американских переговоров — «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений». Его текст был согласован сторонами буквально за несколько часо

Главный документ российско-американских переговоров — «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений». Его текст был согласован сторонами буквально за несколько часов до начала переговоров. По сути «понимание» носит промежуточный характер — стороны всего лишь определили направление дальнейшего движения к новому договору по СНВ.

Согласно тексту «Совместного понимания» президенты поручают переговорщикам в ближайшее время завершить выработку договора, с тем чтобы они могли его подписать и представить на ратификацию в своих странах. Правда, в тексте определены параметры того, сколько стороны готовы принести в жертву взаимному разоружению: после семи лет действия договора уровень стратегических носителей находится в пределах 500-1100 единиц, а связанных с ними боезарядов — в пределах 1500-1675 единиц.

 — Это нижний предел, с помощью которого Россия может осуществлять режим ядерного сдерживания, — говорит президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. — Но подобное сокращение ядерных боевых блоков возможно при условии, что США не будут развивать свою стратегическую противоракетную оборону и наращивать ударный вариант высокоточных крылатых ракет.

Видимо, поэтому в документе есть оговорка — «конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по этим предельным уровням в договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров, будут согласованы положения относительно подсчета этих предельных уровней».

 — Это свидетельствует об отсутствии существенного продвижения в подготовке нового договора, — считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Владимир Дворкин. — И главная причина — в отсутствии взаимоприемлемого соглашения по американской ПРО в Восточной Европе.

Кроме того, договорились о том, что каждая сторона будет самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений. Это очень важно для нас — у России основная группировка стратегических ракет сухопутная, а у США — морская. В документе есть, к примеру, и положение о влиянии межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок в неядерном оснащении на стратегическую стабильность. Дело в том, что США планировали использовать снимаемые с вооружения баллистические ракеты в неядерном исполнении для ударов по базам террористов. Что касается заявления по ПРО (в нем всего-то три абзаца), то там констатируется, что Россия и США «планируют продолжить обсуждение, касающееся установления сотрудничества по реагированию на вызовы распространения баллистических ракет». А заодно «активизируют поиск оптимальных путей укрепления стратегических отношений на основе взаимного уважения и общих интересов». Собственно, все это поручается делать экспертам.

 — Основной причиной того, что стороны по существу не продвинулись в подготовке юридически обязывающего нового договора по СНВ, является нерешенный вопрос по ПРО, — уверен Владимир Дворкин. — Озвученное заявление по ПРО свидетельствует только о крайне незначительных шагах навстречу друг другу в этой сфере.

Источник: Известия

  • 32
  • 07.07.2009 19:22

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода