Почему православная церковь не любит Сталина?

Читати цю новину російською мовою
Почему православная церковь не любит Сталина?
За первые двадцать пять лет правления большевиков была разгромлена, разграблена, почти полностью уничтожена Русская православная церковь — крупнейшая из православных церквей мира.

Некоторым за державу обидно

Последнее время в СМИ и блогосфере развернулась дискуссия о церковном отношении к советскому прошлому и непосредственно к Сталину. Поводом к этому послужила публикация интервью с руководителем Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви архиепископом Волоколамским Иларионом «Миссия в миру».   В заключительной части беседы Владыка, говоря о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, сопоставил Сталина и Гитлера и фактически уравнял созданные им государственные тоталитарные режимы.

Вот его слова:  «Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне. Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. <… > В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. <… > Победа в войне – это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне – это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер».

Многие люди усмотрели в озвученной оценке советского прошлого оскорбление в адрес России и российской истории и постарались представить Сталина как великого государственного деятеля, а советский период — как великий и значимый этап российской истории. Я думаю, что сложившаяся ситуация дает нам повод представить читателям основные аргументы, обосновывающие негативный взгляд на советское прошлое многих представителей Русской православной церкви. Со своей стороны скажу, что я полностью разделяю точку зрения архиепископа Илариона.

О церковных оценках

Христианство за 2000 лет своего существования привилось во многих странах, прошло через многие виды государств, соприкоснулось с многими культурами. Были периоды, когда христиан гнали и убивали, были периоды, когда государство отождествляло себя с христианским сообществом и стремилось отстаивать интересы церкви. Как бы то ни было, у христиан всегда были и остаются неизменными критерии оценки происходящего — это евангельские заповеди. Единственным мерилом истории должна быть нравственная правда. Необходимо давать всему нравственную, выверенную, честную оценку, исходя из того, что считается хорошим, а что плохим еще от заповедей Моисеевых.

Понятно, что всякое государство — это «аппарат насилия», и нигде не может быть в полноте реализовано то к чему призывал Христос, но это не мешает увидеть и понять, насколько свободно живет церковь, насколько у христиан есть возможность открыто жить по-христиански. Если во внутреннюю церковную жизнь никто не вмешивается, если у церкви есть право свидетельствовать в обществе о Христе и Евангелии, если церковь может свободно выстраивать партнерские отношения с различными общественными и государственными структурами хотя бы в социальной и образовательной областях, то такое государство, такой этап в жизни той или иной страны оценивается как положительный. И, что очень важно, на эту оценку никак не влияет положение этой страны в мире, уровень ее экономического развития, вид ее государственного устройства.

Я хочу сказать, что не нужно смешивать христианскую оценку чего-либо и оценку политическую, экономическую и т.д. И тем более не нужно подменять одно другим. Для христиан римский император Диоклетиан, к примеру, гонитель и убийца. С политической или экономической точки зрения о нем можно сказать нечто иное. Но экономический расцвет или военные победы не уменьшают вины перед церковью и не смывают с правителей кровь христиан. Для меня тут все просто. Если человека интересует церковная точка зрения — она по этим вопросам, как правило, ясна. Если его интересует что-то иное, пусть спросит соответствующего специалиста. Дело историка дать факты и тем и другим.

По мнению известного церковного публициста игумена Петра (Мещеринова) если общество все больше склонно оправдывать злодеяния советского периода, то «Церковь обязана не просто говорить, но даже уже и кричать: люди, одумайтесь! Нельзя — грех! — оправдывать братоубийственное кровопролитие, в любой форме, ради любых «великих» целей, ценностей и идеалов!»

Сталин и церковь

За первые двадцать пять лет правления большевиков была разгромлена, разграблена, почти полностью уничтожена Русская православная церковь — крупнейшая из православных церквей мира. В начале правления Сталина в 30-е годы прошлого века было убито около 100 тысяч священнослужителей! Думаю, что простых верующих было уничтожено гораздо больше. Этот процесс остановился на время Великой Отечественной войны, когда Сталин с 1943 по 48-й годы активно использовал остатки Русской Церкви, фактически стремясь сделать ее «ручной». С 48-го года вновь начинают закрывать храмы, арестовывать священнослужителей и верующих.

Вот свидетельство доктора исторических наук, директора государственного архива РФ С.В.Мироненко: «Сталин был абсолютный прагматик, абсолютный циник. И для него Церковь была удобным оружием. <… > Когда в сентябре 43-го года Сталин вызвал оставшихся в живых митрополитов – ведь большинство из них было уничтожено в сталинских лагерях, о чем говорить-то! – то разговор был такой: «Что может сделать Церковь для того, чтобы помочь нам победить?». И после этого совершенно циничный разговор с митрополитами: «Может быть, дать вам кремлевский паёк?» Митрополит Алексий говорит: «Да нет, спасибо, мы на рынке купим». – «Ну, может быть, вам машины дать?» Понимаете? Стремление подкупить Церковь, подчинить ее сегодняшним, сиюминутным интересам – я думаю, это единственное, что имело значение для Сталина».

За весь период советской власти любой священник всегда был и оставался врагом, только временно терпимым, ради каких-то целей. Уменьшение со временем открытых гонений на верующих являлось следствием отнюдь не смягчения отношения коммунистов к христианству, а того простого факта, что активных, практикующих христиан фактически не осталось. Если вдруг таковые появлялись, то с ними немедленно расправлялись.

Резюмируя, можно признать, что в религиозном отношении Советский Союз был империей зла, а советская власть – антихристианской властью в течение всего своего правления, и одной из задач ее было — полное и окончательное уничтожение Русской церкви и христианства вообще. Но дело не только в этом. Нельзя забывать еще и о том влиянии на общество, на людей, что оказала коммунистическая идеология.

По мнению доктора исторических наук А.Б.Зубова, большего вреда России и народам России, чем Сталин, не мог бы нанести никто. Его суммарные преступления ужасны. Российское общество, общество всех народов России, было раздавлено и уничтожено на своей исторической родине. «Когда я сравниваю те удивительные дела, которые сделала кучка русских людей в эмиграции за прошедшие 50-70 лет: сколько было написано чудных литературных произведений, музыки, философии, сколько было положительного религиозного деланья, – я думаю, во сколько раз больше могло быть всего этого сделано здесь. Русский народ мог возродиться, но всё это было погублено. И до сих пор, в общем-то, мы – народ, не умеющий ни организовываться, ни собираться на доброе дело. Мы до сих пор – народ, обреченный на безмолвие перед лицом любой власти. Это, во многом, дело рук Сталина», — говорил Андрей Борисович в одной из  телепередач «Русский Взгляд».

Считаю важным напомнить, что в самом начале гонений на Церковь еще в январе 1918 года поместный Собор Русской Православной Церкви отлучил от Церкви тех православных христиан, кто участвовали в убийствах невинных людей и гонениях на Церковь. Эта анафема никогда Русской Церковью не отменялась. Она продолжает оставаться действующей. И одним из тех, кто подпадает под ее действие, является Сталин, как и другие руководители большевистского режима православного вероисповедования.

О причинах недопонимания

Можно предположить, что современные люди, в большинстве своем воспитанные в Советском Союзе, стали более равнодушны к таким человеческим ценностям, как жизнь, человеческое достоинство и к нравственному аспекту истории своей страны. Многие сейчас увлечены идеей Великой Империи, которая утрачена, и по которой многие ностальгируют. Ушла та интуиция, которая была у людей в конце 80-х годов, когда большинство с отвращением отворачивались от Сталина как от государственного деятеля, а в первую очередь – как от убийцы миллионов людей, который, вслед за Лениным, растоптал российское общество, почти полностью его уничтожил.

Наверное, это связано и с разочарованием и усталостью народа от реформ и кризисов. Это своего рода тоска по «сильной руке», порождающая веру в то, что Сталин был «справедливый правитель», который сейчас бы навел порядок, наказал бы виновных.

По мнению церковного историка протоиерея Георгия Митрофанова, это прямое следствие того, что за последние 20 лет так и не удалось объяснить нашему обществу, чем же была Россия на протяжении девяти веков. Наши современники так и не научились ценить ту Россию, которая была уничтожена большевиками, она для них не стала своей страной. Они отчуждены от исторической, национальной России и поэтому не могут объективно оценить деятельность одного из главных разрушителей исторической России.

Юрий Белановский
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Источник: АиФ

  • 343
  • 11.07.2009 14:38

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода