Бенефис литовской «железной леди»

Читати цю новину російською мовою
Бенефис литовской «железной леди»
Даля Грибаускайте стала шестым главой независимой Литвы и первой в истории республики женщиной-президентом. 12 июля она приняла присягу в парламенте и официально вступила в должность.

Даля Грибаускайте стала шестым главой независимой Литвы и первой в истории республики женщиной-президентом. 12 июля она приняла присягу в парламенте и официально вступила в должность.

Первые шаги нового президента не разочаровали граждан. В условиях финансово-экономического кризиса Грибаускайте отказалась от пышной церемонии, сделав инаугурацию самой скромной (чуть более 8 тыс. евро) за всю историю новой государственности Литвы (в местной печати отметили, что традиционная литовская свадьба с тамадой и музыкантами стоит практически столько же).

Еще до вступления в должность Грибаускайте пообещала сократить штат президентуры и расходы аппарата президента. Она также отказалась от заказного самолета, объявив, что будет летать эконом-классом, и призвала министров последовать своему примеру. А сразу после инаугурации она отказалась от половины президентского жалования и отменила такие привилегии для своих советников, как служебные автомобили, средства на представительские расходы и неограниченный лимит на телефонные разговоры. Да и сама «команда» советников главы государства, по мнению ряда литовских политологов, заслуживает положительной оценки, поскольку это компетентные в своих вопросах люди, не связанные с предпринимателями или политическими группами.

В своей инаугурационной речи экс-еврокомиссар пообещала быть «активным президентом», «направить все силы на благо литовского народа». Она отметила, что в стране царит «противостояние», «презрение власти к человеку, неуважение к закону, несправедливость». Обещала разобраться с подбором судей. Призвала сосредоточить усилия на преобразованиях, которые «заложат основы жизни на десятилетия»: реформировать структуру экономики Литвы; «жить без олигархических монополий»; «освободить потенциал семьи и малого бизнеса»; «завершить необходимые реформы в области здравоохранения, образования и опеки». Она также предложила выбирать напрямую мэров и руководителей самоуправлений, ввести отчетность политиков перед избирателями.

Несмотря на заверения своего предшественника, что во внешней политике Литвы все благополучно, Грибаускайте дала понять, что, руководствуясь принципами «сбалансированной внешней политики», она собирается внести изменения и во внешнеполитический вектор, в частности — отказаться от «воображаемого лидерства на евроатлантическом пространстве». Приоритетами внешней политики Литвы она назвала «хорошие отношения с соседями» и «урегулирование маятника внешней политики».

Сразу после победы на выборах Грибаускайте заявила, что членам правительства будут поставлены конкретные задачи, и те министры, которые не смогут справиться с их решением, будут удалены из правительства. «Решения будут очень быстрыми, — предупредила президент. — Либо они способны работать и исправлять ошибки, либо нет». В такой же жесткой манере она потребовала решить вопрос о расформировании энергетического олигарха республики — компании LEO LT. «Если у юристов не хватает времени, пусть работают по ночам. Для Литвы сейчас слишком тяжелое время, чтобы тянуть резину. Спать – это прошедшее время. Я сразу после инаугурации хочу иметь все решения на столе», — заявила новый руководитель республики.

И действительно, сразу же на следующий день после инаугурации «железная леди» начала действовать так, как она привыкла работать на посту еврокомиссара в Брюсселе — жестко и бескомпромиссно. В ее первый рабочий день «на ковер» были вызваны министр социальной защиты и труда, а также министр энергетики, во второй – министр здравоохранения. Стало ясно, что в отличие от своего предшественника Адамкуса, новая глава республики — технократ и высококвалифицированный специалист — не намерена уходить от проблем, находящихся в компетенции исполнительной власти, и становиться чисто представительской фигурой. Да и сама Грибаускайте предупредила, что прежде всего «возьмется за внутреннюю политику». Фактически она продиктовала правительству социально-экономический курс страны в условиях кризиса.

«В кризис правительство должно всеми силами принимать стратегические решения, а не латать дыры в поспешно принятых», — указала президент. Она отметила, что Литва не вылезает из старой неэкономической структуры; экономика (как и политика) «олигархизирована», нет инноваций, не развит сектор услуг. А именно в инновациях, услугах, науке и исследованиях – будущее республики. Грибаускайте категорически отвергла предложение ряда политиков и экономистов обратиться за помощью к МВФ и Всемирному банку, назвав таких людей «политическими импотентами». По ее словам, правительство и государство должны показать способность решать свои проблемы самостоятельно.

Как руководитель внешней политики страны президент и в этой сфере начала действовать без раскачки. В ходе празднования в Вильнюсе 1000-летия Литвы она встретилась со всеми руководителями стран, прибывшими на это мероприятие: Валдисом Затлерсом, Лехом Качиньским, Олафуром Рагнаром Гримссоном, Виктором Ющенко, Михаилом Саакашвили, Тарьей Халонен. Кстати, последняя пригласила Грибаускайте присоединиться к Всемирной организации женщин-лидеров, которую Халонен возглавляет.

Став главой республики, Грибаускайте заявила, что отказывается от «символических первых визитов к стратегическим партнерам», а поедет «туда, куда надо ради интересов Литвы». Уже на четвертый день после инаугурации она вылетела (эконом-классом) с однодневным визитом в Швецию, а затем в Латвию. Выбор этих стран объясняется тем, что в связи с закрытием Игналинской АЭС страна в конце года столкнется с острой нехваткой электроэнергии. Эту проблему Вильнюс намерен решить с помощью «энергомоста», который должен соединить Литву со Швецией и Латвией. Кроме того, банки Швеции играют заметную роль в финансовом секторе республики.

«Питерский шлейф прошлого» нового президента вызывает у русофобской части политического истэблишмента республики серьезные опасения. Эти политические силы остро реагируют на малейшие признаки, указывающие на возможное смягчение позиции Вильнюса в отношении Москвы. Они предостерегают Грибаускайте об опасности попасть под «влияние Кремля».

Когда газета «Деловой Петербург» задала ей вопрос: «Какие отношения планируете выстраивать с Россией?», ответ был предельно сдержанным: «Конструктивный диалог, обоюдовыгодные отношения». В другом интервью Грибаускайте заявила, что если Россия будет готова к сотрудничеству, то она будет «искать возможность уважительного, сбалансированного сотрудничества без торговли ценностями Литвы, избегая при этом раздражительной риторики».

Москва, со своей стороны, как следует из поздравительных посланий новой главе Литвы от президента РФ Дмитрия Медведева и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также приезда в Вильнюс главы администрации президента Сергея Нарышкина, надеется, что, несмотря на сдержанный, если не сказать, холодноватый тон заявлений Грибаускайте, во внешней политике Литвы на смену проамериканизму и русофобии Адамкуса придет евроцентризм и прагматизм, проповедуемые новым президентом. Трудно представить, что она, бывший еврокомиссар, определяя приоритеты внешней политики республики, будет выступать против генеральной линии Брюсселя или блокировать договоренности ЕС и НАТО с Москвой.

Новому президенту придется работать в чрезвычайно неблагоприятных условиях глобального кризиса, который особенно сильно сказался на республиках Прибалтики. Народ ждет от своей избранницы наведения «твердой рукой» порядка во всех сферах. Литовцы надеются, что новый президент укротит монополии, справится с олигархами, коррупцией и экономическим кризисом. Политологи предсказывают неминуемые конфликты между президентурой, правительством и парламентом. Напоминают об импичменте использованном против одного из ее предшественников — «несговорчивого» президента Роландаса Паксаса Уже есть первые признаки сопротивления со стороны системы.

Хватит ли у технократа-каратиста сил, уверенности и профессионализма, чтобы справиться (в том числе путем принятия непопулярных мер) с многочисленными вызовами, которые стоят перед страной и главой государства? Согласно последним опросам общественного мнения, 55% литовцев верят в это.

Источник: Росбалт

  • 33
  • 23.07.2009 05:21

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода