Япония грезит революцией

Читати цю новину російською мовою
Япония грезит революцией
В Японии ждут перемен. Император Акихито подписал инициированный премьер-министром Асо Таро указ о роспуске нижней палаты парламента. Уже определена дата парламентских выборов, которые назначены на 30 августа, хотя 4-летний срок работы нижней палаты исте

В Японии ждут перемен. Император Акихито подписал инициированный премьер-министром Асо Таро указ о роспуске нижней палаты парламента. Уже определена дата парламентских  выборов, которые назначены на 30 августа, хотя 4-летний срок работы нижней палаты истекает 10 сентября. Между тем, эксперты «Росбалта» единодушны во мнении, что политического «землетрясения» в Стране восходящего солнца ожидать не приходится.

Выборы в нижнюю палату парламента являются для Японии весьма значимым событием. Именно нижняя палата (представителей) обладает конституционным преимуществом перед верхней палатой в принятии законов. И именно руководитель партии, получившей там наибольшее число мандатов, имеет право сформировать правительство, то есть становится премьером.

Не лишне отметить и то, что статус депутата в Японии пользуется большой популярностью. Начало предвыборной кампании намечено на 18 августа, но уже сейчас на 480 парламентских мест претендуют 1230 кандидатов.

Напомним, о планах распустить парламент и назначить новую дату выборов действующий глава японского правительства Асо Таро заявил еще 13 июля — после того, как Либерально-демократическая партия (ЛДП) потерпела поражение на выборах в Токио. На них либерал-демократы потеряли 10 мандатов, сохранив за собой лишь 38. Зато их оппонент — Демократическая партия Японии (ДПЯ) получила в крупнейшем муниципалитете страны 54 места.

Этот результат связан как с коррупционными скандалами в правительстве, так и с многочисленными просчетами последнего времени в японской экономике, а также внешней и внутренней политике. По данным опросов, за последние годы популярность ЛДП среди японского населения сильно снизилась: сейчас партию поддерживают лишь 17% избирателей. Победы же оппозиционной Демократической партии желают 56% японцев.

Напомним, после капитуляции Японии во Второй мировой войне американские оккупационные власти создали в Стране восходящего солнца две политические партии — либеральную и демократическую, чтобы периоды их правления чередовались, как в США. Однако, следуя национальным традициям и менталитету, японские либералы и демократы объединились, образовав устойчивое большинство в условиях многопартийности. В результате, либерал-демократы управляют Японией почти весь послевоенный период, с небольшим перерывом.

Что касается ДПЯ, то эта партия была организована 27-го апреля 1998 года из четырех (ранее независимых и оппозиционных по отношению к ЛДП) партий: бывшей Демократическойпартии Японии, Партии надлежащего управления (государством), Партии нового братства и Партии демократических реформ. Все они ранее относились к либеральному или социал-демократическому блоку. В 2007 году демократы впервые за полвека выиграли выборы в верхнюю палату парламента. Это дало им возможность в значительной степени блокировать деятельность партии власти.

Если 30 августа победит ДПЯ, то новым премьер-министром страны станет ее лидер Хатояма Юкио, который уже назвал предстоящие выборы «революционными», подчеркнув, что они приведут к «завершению правления бюрократии и сфокусируют внимание на нуждах населения».

Кстати, Хатояма Юкио внук социалиста Хатояма Итиро, который договорился с советским лидером Никитой Хрущевым подписать японо-советскую декларацию 1956 года. На ее основании было окончено состояние войны между странами и восстановлены дипломатические отношения.

На первый взгляд, кажется, что маятник японского общественного сознания качнулся в сторону демократов. Между тем, как полагает ведущий научный сотрудник Центра Японии Института Дальнего Востока Виктор Павлятенко, «маятник» не качнулся никуда, по той простой причине, что большинство членов ДПЯ – выходцы из либерально-демократической партии. В качестве основной причины изменения общественного мнения Павлятенко назвал «усталость народа».

«Скорее всего, японский электорат устал от однообразия правящей партии, хочется увидеть новые лица в надежде на какие-то новые шаги в решении вопросов, прежде всего, социально-экономического характера», — отметил эксперт. По его словам, также не стоит ожидать никаких перемен в вопросе так называемых Северных территорий. «Японцы не готовы изменить свое отношение к этой проблеме, хотя и в Москве, и в Токио надеются на продолжение переговоров», — указал Павлятенко.

С ним согласна и заместитель директора Института Востоковедения РАН Эльгена Молодякова. Она отметила, что на протяжении трех последних лет в Японии сменилось три премьер-министра (все — либерал-демократы), но ни один из них не смог сделать ничего существенного. «Чувствуется некоторая усталость от правления либерал-демократов», — сказала собеседница «Росбалта».

Кроме того, по ее словам, ЛДП находится на грани раскола, «а еще одна беда этой партии в том, что у нее нет в запасе действительно харизматических лидеров». «В стане либерально-демократической партии уже царит уныние. Они потеряли боевой дух и как бы заранее обрекли себя на поражение», — отметила эксперт.

Действительно, Асо Таро имеет сейчас беспрецедентно низкий рейтинг. И здесь плохую услугу ему оказали несколько факторов. После самых высоких в мире темпов роста японская экономика начала буксовать. На это «наложился» мировой финансово-экономический кризис и весьма болезненный для японского сознания процесс глобализации.

Несмотря на то, что либерал-демократы и предложили пакет антикризисных мер, решение было запоздалым, а постоянные скандалы в верхнем эшелоне власти привели к потере доверия среди избирателей.

Что касается демократов – это партия, рвущаяся к власти и поэтому мобильная, агрессивно настроенная, боевая, но, в принципе, расхождение между ДПЯ И ЛДП небольшое и чисто тактическое. Даже политико-экономические программы у них, по большому счету, не имеют существенной разницы.

Безусловно, демократы во главе с Хатояма могут предложить что-то новое во внутренней политике. Недаром крупный бизнес повернулся в сторону демократической партии. Кроме того, экономика Японии — достаточно мощная, с большим потенциалом. Перед началом экономического кризиса у японцев был почти десятилетний опыт экономической рецессии, и за это время они научились решать проблемы.

Другое дело – «южнокурильская проблема». Несмотря на то, что политическому клану Хатояма всегда был свойственен либеральный уклон, а сам Хатояма Юкио достаточно позитивно относится к России, возглавляет общество японо-российской дружбы, серьезных и резких шагов в решении вопроса так называемых Северных территорий сделано не будет.

Тем более, что японцы сами осложнили решение этой проблемы. Достаточно вспомнить хотя бы твердое решение о признании Курил исконной территорией Японии. Они сами загнали себя в тупик столь бескомпромиссной политикой. Кстати, ни один из японских премьеров не решался предложить чего-то иного, поскольку это сразу ставило под вопрос его политическое будущее. Отметим, что в японском парламенте все, включая коммунистов, едины в позиции «все или ничего» в вопросах о принадлежности Курил. Несмотря на то, что сейчас японское общество мало интересует эта проблема, время от времени политики поднимают ее, подогревая настроения в надежде на политические дивиденды.

Между тем, ни в Москве, ни в Токио не отвергают идею продолжения переговоров. Это не оспаривает ни российская сторона, ни одна политическая сила в Японии. И переговоры, наверняка, будут продолжаться. Другое дело, с какой точки зрения подходить к решению этой проблемы: искать компромиссы, пути партнерства или конфронтацию.

Источник: Росбалт

  • 33
  • 23.07.2009 07:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода