Россия и Украина погрязли в шпионско-лингвистическом скандале

Читати цю новину російською мовою
Россия и Украина погрязли в шпионско-лингвистическом скандале
Между Украиной и Россией разразился дипломатический скандал — сначала Киев, а затем и Москва в несколько завуалированной форме потребовали друг у друга отозвать домой по два дипломата. Но основной интерес вызвал даже не сам факт высылки…

Между Украиной и Россией разразился дипломатический скандал — сначала Киев, а затем и Москва в несколько завуалированной форме потребовали друг у друга отозвать домой по два дипломата. Но основной интерес вызвал даже не сам факт высылки (всякое бывает), а то, какие формы приобретает межгосударственный диалог ближайших соседей.

И без того непростые отношения между Россией и Украиной в последний месяц все больше и больше обострялись. Виной тому — неосторожные заявления различных политиков, ставшая рутинной уже грызня насчет газовых дел и, главное, — Черноморский флот.

Военнослужащие ЧФ РФ начиная с июня с завидной регулярностью стали попадать в различные неприятные истории: то их гаишники сутки промаринуют на жаре под Феодосией, то в Севастополе задержат конвой с ракетами, то БТРам не дадут спокойно потренироваться перед парадом.

Причем приключения моряков в Крыму каждый раз сопровождались гневными и возмущенными возгласами из Киева: вы что, дескать, совсем совесть потеряли? В ответ Москва лениво отмахивалась: да чего вы там паникуете, никаких проблем нет… Это, в свою очередь, еще больше злило украинцев.

Напряжение (по крайней мере, в Киеве) росло, а в Москве этого как будто и не замечали. В результате украинцы, похоже, пошли на «суровые» в их понимании меры: решили выдворить из своей страны Владимира Лысенко — российского дипломата, курирующего Черноморский флот.

А заодно, раз уж взялись, то и припугнуть генконсула РФ в Одессе Александра Грачева, который нервирует Киев активной работой по поддержке городских организаций, ориентированных на Россию.

Решиться-то решились, но как-то половинчато и стыдливо: МИДу РФ «порекомендовали» до срока отозвать Лысенко, которому, кстати, и так скоро пора было домой. Грачева тоже не стали объявлять персоной нон грата — и его «порекомендовали» отправить домой, причем тут же отложили действие этой рекомендации.

Кроме того, в Киеве постарались сделать так, чтобы об этом никто ничего не узнал и все осталось бы в тайне. Хотя тайны (практически любые)  — это история про какую угодно страну, но только не про Украину, где даже самые конфиденциальные документы через пару-тройку дней так или иначе просачиваются в прессу.

Так, собственно, случилось и в этот раз. Сначала журналистам стало известно о просьбе отозвать Лысенко, потом и о возможной высылке Грачева.

Странные формулировки: для Лысенко — «типа нон грата», а для Грачева — «нон грата понарошку», — похоже, озадачили МИД России. Там даже не сразу сообразили, что с этим делать. Но потом решили не мудрствовать лукаво и ответили украинским коллегам той же монетой: советника украинского посольства в Москве (альтер эго Лысенко)  — вон, а генконсула Украины в Питере (аналог Грачева)  — вон «условно».

При этом на Смоленской площади особо стесняться в выражениях по поводу произошедшего не стали, назвав дипломатическо-лингвистические упражнения украинцев недружественным и откровенно антироссийским шагом, провокацией, которая может нанести вред двусторонним отношениям, и так далее.

В Киеве, где, видимо, изо всех сил старались до скандала не доводить, на следующий день началась истерика: первый замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимир Огрызко обозвал методы работы российского МИДа «махрово совковыми», а Лысенко и Грачева публично приравнял к шпионам.

Логика при этом была такой: русские — шпионы, поэтому гнать их из страны можно и нужно. Но наши-то — герои и отличные дипломаты, поэтому тот, кто гонит их — совок и вообще плохой человек.

В украинском МИДе, который, кстати, до недавнего времени возглавлял как раз Огрызко, комментарии были мягче. Там сказали, что хотя и считают реакцию Москвы неадекватной, но будут действовать в соответствии с международными нормами.

Однако позднее на сайте украинского внешнеполитического ведомства появилось исполненное обиды заявление, в котором было сказано, что российские дипломаты занимались несовместимой с дипломатическим статусом деятельностью. И у Киева якобы есть подтверждающие это документы.

«МИД Украины рассматривает решение о зеркальной реакции относительно украинских дипломатов без какой-либо аргументации как свидетельство нежелания развивать равноправное партнерство с Украиной», — посетовали авторы документа.

Тем временем ситуацию не без сарказма прокомментировал и министр иностранных дел России: «Это очень смешная история — частично».

«Нам сказали, что два дипломата должны уехать, сказали, что не хотят давать об этом информации, но она сразу же появилась в прессе. Мы вынуждены были это комментировать и сказать, что два украинских дипломата такого же уровня, что и наши сотрудники, должны покинуть Россию», — рассказал Сергей Лавров. Затем, по его словам, «украинцы сказали, что второй российский дипломат может остаться».

«Несерьезно это все, непрофессиональный подход. Раз уж решили провокацию устраивать, и даже до конца довести не могут», — развел руками Лавров, добавив, что «странно это и печально».

Он также отметил, что обвинения в шпионаже, выдвинутые против российских дипломатов в Киеве, не имеют под собой никаких оснований. «Никаких фактов предъявлено не было, их просто не существует, я это твердо знаю», — подчеркнул он.

Украинцы, если верить министру, перепутали шпионскую деятельность с поддержкой местных неправительственных организаций, «развивающих российско-украинские отношения в позитивном ключе».

«Если считать несовместимыми со статусом дипломата подобные контакты с любыми легитимными политическими силами, которые не являются подпольными и открыто действуют на Украине, то именно к таким оценкам можно применить прилагательное „махровый“, — вернул подачу Огрызко Лавров.

Уже ближе к ночи 30 июля выяснилось, кого из украинских дипломатов Россия собирается отправить на родину. Этими людьми оказались генконсул в Петербурге Наталия Прокопович и глава политической секции посольства Игорь Березкин. Он, в числе прочего, занимался вопросами базирования Черноморского флота в Крыму.

В украинском МИДе, узнав имена этих людей, пожалели о том, что заварили всю эту кашу. По признанию одного из сотрудников ведомства, Прокопович и Березкин „наиболее эффективно работали на всех направлениях“.

Учитывая тот факт, что Лысенко уже вернулся в Москву, у Березкина выбора нет: ему тоже придется уехать из российской столицы домой. Но с генконсулами ситуация иная: Грачеву и Прокопович высылку Украина и Россия „приостановили“ и, скорее всего, усугублять ситуацию не станут, оставив их работать на своих местах.

Скандал, похоже, рассасывается, но „осадок“ остается. И не столько из-за того, что скандал состоялся — нечто подобное порой происходит и между странами-союзниками. Удивило другое: методы, которыми действовали обе стороны и слова, которыми они обменивались.

У Киева, ставшего инициатором дипломатического скандала, на фоне инцидентов в Крыму, похоже, просто сдали нервы. Все действия украинцев в этой истории выглядят истерическими, половинчатыми и непоследовательными.

В Москве же такому „подарку“ обрадовались, по полной программе поглумились над соседями, отправили из страны ценного для Украины дипломата, а также выставили киевских коллег недалекими, непрофессиональными и слабыми.

А когда межгосударственные отношения из практической плоскости переходят в эмоциональную — добра не жди.

Источник: Лента.РУ

  • 35
  • 02.08.2009 17:26

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода