Мины замедленного действия от Виктора Ющенко

Читати цю новину російською мовою
Мины замедленного действия от Виктора Ющенко
Ключевым тут является не столько проснувшаяся «совесть националиста», сколько ряд более прозаичных причин, связанных с желанием продлить свое политическое будущее и максимально усложнить жизнь победителю предвыборной гонки.

22 января 2010 года Виктор Ющенко своим указом присвоил звание Героя Украины лидеру Организации украинских националистов Степану Бандере. 29 января 2010 года вышел еще один резонансный его указ «Про вшанування учасників боротьби за незалежність України у XX столітті».

Относительно первого указа уже было сказано немало – как с исторической точки зрения, так и с точки зрения элементарной порядочности. В то же время Ющенко все 5 лет своего президентства не скрывал, что бандиты из ОУН-УПА и один из их лидеров С.Бандера являются его кумирами и примерами для подражания. Однако все 5 лет он не отваживался на официальное признание их. Что же изменилось в последние дни января 2010 года?

Ключевым тут является не столько проснувшаяся «совесть националиста», сколько ряд более прозаичных причин, связанных с желанием продлить свое политическое будущее и максимально усложнить жизнь победителю предвыборной гонки. Тем более что он вполне однозначно дал понять, что желает продолжить активную политическую деятельность, о чем даже не преминул заверить в личной беседе «сюрприз первого тура» — С.Тигипко (1).   Результаты 17 января 2010 года четко продемонстрировали тот уровень общественной (и региональной) поддержки, которая стоит за все еще действующим президентом. Ядром ее оказались 3 области Западной Украины, в которых он ведет борьбу на одном электоральном поле с другими националистами и фашиствующими политическими группами.

Большая часть критики его оппонентов в отношении прошедших 5 лет правления Ющенко связана как раз с тем, что под многочасовые разговоры о «восстановлении национальной памяти» так и не были подписаны соответствующие указы. В общем-то, с точки зрения политической борьбы и надежд Ющенко переизбраться на второй срок, издание этих указов было оправдано. Тем более что в случае переизбрания такие указы все равно были бы подписаны уже хотя бы потому, что больше двух раз подряд избираться на пост президента он не может, а значит, во второй каденции терять было бы практически нечего.  

Теперь ситуация изменилась. Досрочные выборы (не важно – парламентские или местные) диктуют необходимость закладывать базу под них уже сегодня. Подписанием бандеровско-оуновских указов (кстати, не факт, что их не будет больше – много еще осталось таких «героических» страниц в истории Украины, которые Ющенко мог бы «возвеличить» за оставшиеся дни своего президентства) Ющенко выбивает почву у критиков-соратников по национал-фашиствующему лагерю.  

Более того, он оказывается даже в более удачном положении, поскольку в отличие от своих критиков-соратников действительно сделал практические шаги в восстановлении «исторической справедливости» в ее галицийском понимании. Фактически эти указы – это начало борьбы за место центрального объединителя националистических сил в грядущих избирательных кампаниях.  

И если тому же Тягнибоку еще есть что противопоставить Ющенко (например, установка за счет ВО «Свобода» памятников Бандере), то другие национально-озабоченные силы всерьез задумаются, кого же лучше поддерживать – хоть и перспективного, но не имеющего доступа к административному ресурсу Тягнибока (у которого к тому же не настолько сильные связи с другими политическими группировками) или хоть и порядком дискредитировавшего себя, но зато проверенного Ющенко, за которым связи, люди и, возможно, финансовые ресурсы.

Выбор в такой ситуации может оказаться достаточно сложным, и «опыт» может победить «молодость».   Кроме таких позиционных боев, принятые указы должны четче подчеркнуть образ «бескомпромиссного борца за национальную идею и идентичность».

Ведь не требовалось особого дара предвидения и глубокого анализа, чтобы предсказать однозначно негативную реакцию России, Польши и Израиля (2) на подобную инициативу. И если антироссийская политика Ющенко не в новинку, то готовность пожертвовать отношениями с «украинским адвокатом в ЕС» (как сама себя называет Польша) во имя высоких целей «восстановления исторической памяти» может быть по достоинству оценена определенными группами избирателей в Галиции.   Кроме решения сугубо личных проблем дальнейшего политического трудоустройства, подписанием этих указов Ющенко закладывает своеобразные «мины» под устойчивость позиции будущего президента.

Ведь в случае прихода Януковича к власти (а это по большинству социологических опросов наиболее вероятный исход второго тура) перед ним возникнет проблема – отменять эти указы или нет. Вроде бы все вброшенные Януковичем в медиапространство сообщения в отношении исторической памяти (да и соответствующие заявления на сайте Партии регионов (3)) говорят о том, что логичным их продолжением было бы аннулировать эти указы (тем более что есть все юридические основания для этого ( 4)).   Однако есть серьезные сомнения в том, что это будет реализовано.

Даже если отбросить такие «важные» причины, как: 1) новой власти просто не до гуманитарных вопросов (ибо «экономика в опасности») и 2) гуманитарный сектор вновь будет отдан националистам, Янукович может принять «соломоново решение». В порыве желания продемонстрировать, что он президент ВСЕЙ Украины, решить, что отмена этих указов приведет к дальнейшей критике его по линии обвинений в том, что он — «ставленник Москвы». Также Янукович может испугаться роста на этой волне националистических настроений в западных регионах Украины…  

С другой стороны, отказ от идеи отмены этих указов вызовет вполне объяснимое недовольство в рядах электорального ядра Януковича, которое однозначно негативно оценивает деятельность таких «героев», как Бандера и ОУН-УПА. Это недовольство может значительно ослабить и без того не превосходные позиции Партии регионов в юго-восточных областях и особенно  в Крыму.   Отмена же указов вызывает не меньшее количество электоральных проблем.

Совершенно очевидно, что политически активные и националистически настроенные галицийские регионы постараются максимально эффективно использовать это событие. Не откажет себе в удовольствии воспользоваться ситуацией и Тимошенко, которая в период между двумя турами выборов сделала значительный идеологический крен в сторону националистов. Да и представители ее политической силы никогда не скрывали своих симпатий к ОУН-УПА и ее лидерам.  

Такая формальная причина (отмена указов) в исполнении Тимошенко вполне может быть развернута в полноценное политическое сражение на пределе возможностей, что будет ослаблять и саму Тимошенко, и Януковича. Ющенко же на этом фоне будет лишь набирать политические очки, критикуя обе стороны. Фактически речь идет о своеобразном исполнении хорошо известной в политической практике идеи «Сожрите друг друга».   Многое будет зависеть от того, кто в обновленном Секретариате Президента будет возглавлять профильные гуманитарные управления, а в Кабинете Министров – занимать должности «гуманитарных» министров и вице-премьер-министра Украины по гуманитарным вопросам.

Вполне возможно, что вследствие внутрипартийной борьбы за ключевые места в системе государственного управления и желания договориться полюбовно с как можно более широким кругом конкурентов, на ключевых должностях в сфере гуманитарной политики окажутся люди или просто далекие от данных проблем (или безразличные к ним), либо временно останутся «старые кадры» оранжевой эпохи. Логичным образом это приведет к затормаживанию любых процессов по отмене подписанных Ющенко в последние январские дни указов вплоть до отказа от этой идеи вообще.

Виктор КОСТЕНКО

Источник: Одна Родина

  • 45
  • 09.02.2010 08:53

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода