Сергей Параджанов — армянин, родившийся в Грузии и сидевший в русской тюрьме за украинский национализм

Читати цю новину російською мовою
Сергей Параджанов — армянин, родившийся в Грузии и сидевший в русской тюрьме за украинский национализм
Эта правдивая и горькая формулировка связана с именем выдающегося кинорежиссера XX века Сергея Параджанова, творчеству которого посвящен масштабный фестиваль, открывающийся в Лондоне и Бристоле.

Самым свободным человеком в искусстве называл Сергея Параджанова его друг, легендарный режиссер Андрей Тарковский. И действительно, вряд ли среди его современников в Советском Союзе можно было найти более независимого человека, мыслящего парадоксально и вместе с тем поэтично. Человека, умеющего не только кино снимать, но и своими руками буквально из мусора создавать произведения изобразительного искусства. Его фантастические картины и коллажи собраны сейчас в музее в столице Армении — Ереване.

Может быть, благодаря этой врожденной внутренней свободе мастер и мог проникнуться духом любой национальной культуры и воплотить ее на экране. Армянин по национальности, он учился в Москве, работал на Украине, в Армении, Грузии. Его фильм-легенда «Тени забытых предков» о светлой и трагической любви положила начало так называемому украинскому поэтическому, метафорическому кинематографу. А  экранизацию турецкой сказки «Ашик-Кериб», стихотворное переложение которой сделал русский поэт-классик Михаил Лермонтов, буквально вырывали друг у друга Венецианский кинофестиваль и Кинопремия «Оскар». И не зря, убежден известный российский киновед Наум Клейман.

«Параджанов, можно сказать,  транскавказский режиссер, потому что в его фильмах отразились и грузинские, и армянские, и азербайджанские мотивы, и иранские влияния, и очень интересные турецкие отзвуки, он — и замечательный художник украинского кино. Кроме того, он воспитанник московской киношколы. Он, конечно, явление интернациональное, понятное абсолютно в любом месте земного шара, как всякий крупный художник», — уверен Наум Клейман.

Недаром цвет мирового кинематографа — Годар, Трюффо, Феллини, Висконти подняли мощную кампанию протеста, когда Параджанова по обвинению в гомосексуализме в 70-е годы посадили в тюрьму. На самом деле власти Советского Союза не простили режиссеру открытой поддержки украинских интеллектуалов, выступающих против коммунистической идеологии. И после фильма «Цвет граната» в творчестве Параджанова наступил большой перерыв. Но эти годы понадобились зрителю для того, чтобы осознать, какой удивительный новаторский прорыв был сделан этим фильмом. Ведь по сути — это произведение видео-арта, о котором в те годы мало кто слышал. Впрочем, «Цвет граната», где в чередовании статичных, но удивительно изысканных картинок воспроизводились  сюжеты из жизни великого армянского поэта Саят-Новы,  — это еще и воплощение  эстетики древних армянских миниатюр. «Он оказал огромное влияние на мировой кинематограф, соединив принципы современной культуры с фольклором», — говорит о Параджанове Наум Клейман.

«Параджанов вернул кинематографу композицию, сродни поэтической восточной импровизации, сродни армянским миниатюрам, которые, наоборот, были каноничны. Он обновил один из очень важных приемов искусства, которые есть во фресках, в народном искусстве. Именно благодаря ему армянское кино стало явлением общемировым», — сказал Наум Клейман.

Лондон и Бристоль смогут увидеть полную ретроспективу фильмов Параджанова, экспозицию из его Ереванского музея и многое другое, связанное с именем выдающегося мастера.  

Источник: «Голос России»

Источник: Власти.нет

  • 225
  • 22.02.2010 11:00

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода