Украина. Drang nach Gas

Читати цю новину російською мовою
Украина. Drang nach Gas
И в то же время Янукович, напирая на «европейскость», не отказывался от сотрудничества с Россией. Наоборот — настойчиво и последовательно проводил мысль о том, что успешное сотрудничество Киева с Москвой выгодно и Украине, и России, и Европе

Президент Украины Виктор Янукович еще во время своего первого зарубежного визита на Запад — в структуры Евросоюза в Брюсселе — нашел удачный слоган своего второго визита в противоположном, восточном направлении — в Москву.

«1 марта — это только начало весны, а настоящее потепление начнется 5 марта, после Москвы», — приблизительно так звучит установка, а если хотите, то и программа действий украинского Президента по восстановлению утраченного имиджа Украины. Имиджа надежного и предсказуемого партнера во всех сторонах света, где можно находить равноправное и устраивающее всех удовлетворение национальных интересов страны.

Глава представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине Нико Ланге еще перед визитом в Брюссель очень точно заявил: «Если до сих пор Украина заставляла говорить о себе исключительно из-за скандалов, кризисов, блокад, перевыборов, опять новых блокад, газовых споров и тому подобного, то мне кажется, что для европейцев немного „скучной“ украинской политики было бы неплохо. …В Украине настало время для компромиссов». И здесь можно только добавить, что немного такой «скучной» политики нужно и восточным партнерам Украины, и ей самой — она на грани технического дефолта, в долгах, как в шелках, с разваленной экономикой и разорванными экономическими и политическими связями. Поэтому нужна и начинается тяжелая и кропотливая работа, от согласованности которой зависит будущее Украины.

На Западе, в Брюсселе, Янукович сказал то, чего там от него ждали. Что евроинтеграция — это «ключевой момент внешней политики Украины» и «стратегия украинских реформ», на помощь ЕС в проведении которых «страна в центре Европы» очень надеется. В то же время он заявил, что и реформы, и евроинтеграция — это не самоцель, а всего лишь средства. «Содержание евроинтеграции для нас — это реформы ради улучшения жизни людей», — резюмировал Янукович. Внутри же Украины, по словам Президента, главными приоритетами являются политическая стабильность и консенсус ветвей и органов власти, работающих именно на повышение жизненного уровня граждан.

И в то же время Янукович, напирая на «европейскость», не отказывался от сотрудничества с Россией. Наоборот — настойчиво и последовательно проводил мысль о том, что успешное сотрудничество Киева с Москвой выгодно и Украине, и России, и Европе. Потому что Украина может стать удобным, коротким и незатратным транзитным мостом во всех энергетических и транспортных коридорах, связывающих страны и континенты. Янукович интуитивно или сознательно проводил еще одну правильную мысль — Украина может помочь стать ближе европейскому и постсоветскому пространствам.

Подписание, например, соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между ЕС и Украиной, уверен Янукович, не противоречит сотрудничеству Украины со странами Таможенного союза (Россия—Беларусь—Казахстан), ибо поможет этим странам — при их желании — побыстрее стать членами Всемирной торговой организации (ВТО) и выработать единый, приемлемый для всех свод правил, условий и механизмов торговли.

Точно так же прагматично Президент Украины рассматривает и поставки российских энергоносителей на континент. Европе сейчас позарез нужен российский газ, и Янукович сказал: «Главная цель, которую мы ставим перед собой, — это надежные поставки газа через территорию Украины в необходимых объемах. Поэтому я считаю, что Украина может в ближайшей перспективе прокачивать около 200 млрд. кубометров газа в Европу. Сегодня Украина не прокачивает и 100 млрд. Мы получим ответ на этот вопрос, если объединим усилия поставщика газа — России, потребителя — Евросоюза и транзитера — Украины. И от этого все три стороны выигрывают. А Украина должна получить стабильные поставки в тех объемах, о которых я говорил. Нас это полностью устраивает. Это и будет наш национальный интерес».

Но и Украине нужен газ из России. И желательно в таких объемах и по такой цене, чтобы украинская экономика могла все это «переваривать» с пользой для себя. Сегодня, в первом квартале 2010 года, цена газа для Украины составляет $305,2 за 1000 кубометров. В первом квартале прошлого года цена газа для Украины составляла $360 за тысячу кубометров, во втором — $270,95, в третьем — $198,34, в четвертом — $208, а среднегодовая цена, исходя из объемов закупки газа, составила $228. Как говорится, более-менее. Теперь российский «Газпром» ожидает, что в 2010 году средняя цена для Украины составит $280. Украина хочет ниже, для чего нужно пересмотреть действующие газовые контракты, подписанные 19 января прошлого года премьерами двух стран — Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным.

«Я обязательно подниму эти вопросы. Что касается цены на газ, она должна быть справедливой для Украины. А в целом, безусловно, этот вопрос можно и нужно рассматривать в большом комплексе вопросов, которые касаются поставок газа. Это и создание газотранспортного консорциума, это и доступ Украины к газовым месторождениям — российским и среднеазиатским, это и участие Украины в строительстве новых газопроводов, которые, кстати, идут в обход Украины», — уже заявил Янукович о цели визита в Москву.

Задача, скажу вам, нелегкая. Потому что «Газпром» уже отрицательно высказался по двум предложениям Украины. Во-первых, он не собирается отказываться от строительства двух газопроводов в обход Украины — «Северного» и «Южного» потоков. Несмотря на указанные выше подсчеты потенциальной пропускной способности украинской газотранспортной системы (ГТС) в 200 млрд. кубов газа (точнее, украинская «труба» на входе принимает 290 млрд. кубов газа в год, на выходе — 175 млрд.). Оба строящихся «потока», конечно, полностью перекрывают эти объемы. Через «Северный поток» будут транспортировать 55 млрд. кубов газа в год, через «Южный» — максимум 63 млрд. Но только теоретически — это планируемые проектные мощности, на них еще нужно выйти к 2015 году, вложив гигантские средства. И строительство их еще даже не начато.

Оба «потока» требуют инвестиций более чем $30 млрд., а модернизация украинской «трубы» обойдется, по данным Европы, — в $3 млрд. и по данным России — в $16—30 млрд. Так зачем, спрашивается, отказываться от имеющегося, платить дважды и строить с огромными рисками? Это сегодняшняя позиция Украины.

«…В любом случае строительство „Южного потока“ и „Северного потока“ будет продолжено, поскольку альтернативы диверсификации маршрутов поставки газа на экспорт нет», — такую позицию России озвучил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев.

Во-вторых, по словам уже главы «Газпрома» Алексея Миллера, его устраивают действующие сегодня «надежные и прозрачные» украинско-российские газовые контракты. И он только внимательно изучит все предложения Украины и ее Президента по созданию газотранспортного консорциума (ГТК), который помог бы модернизировать украинскую «трубу» под тройным, а то и многократным контролем (Киева, Москвы и Берлина с Парижем и, не исключено, Римом) и обеспечить бесперебойные поставки газа в Европу. «Надо сначала выслушать конкретные предложения Украины…», — только и сказал он.

Янукович же о своем визите уже сказал: «Это будет крутой поворот в сторону изменения отношений между нашими странами в лучшую сторону. Во всех направлениях». И даже «убрал» главный «надолб» на пути в Москву — отправлена в отставку премьер Тимошенко, очень гордящаяся подписанными газовыми договорами. Теперь действительно переговариваться может стать легче — нет непосредственной «договорилки». Но остаются еще Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Уговорить их тандем — вот воистину признак небывалой «крутизны». Хочется верить, что Президент Украины это знает…

Источник: Версии

  • 55
  • 08.03.2010 12:05

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода